Литературная Газета 6241 (37 2009) - Газета Литературка
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
ЦДРИ - территория добра
НАГРАДА
В этом году премия amp;#8239;"Общественное признание", учреждённая префектурой Центрального округа Москвы, вручалась уже в четвёртый раз. Список номинантов расширяется из года в год - по мере того, как премия становится всё более популярной - на этот раз соискателей по 10 номинациям было уже 229 (почти вдвое больше, чем в 2006-м).Как уже сообщала "ЛГ", одним из претендентов на премию в номинации "Территория добра" стал ордена Дружбы народов Центральный Дом работников искусств (ЦДРИ). Он и победил в остром соперничестве с другими претендентами (а всего их было 26). Кстати, ЦДРИ в эти дни начинает свой юбилейный 80-й сезон. Общественный совет при префекте Центрального округа, который возглавляет депутат Мосгордумы Инна Святенко, воздал должное деятельности старейшего в стране культурного центра, направленной на сохранение лучших традиций отечественного искусства. Это отметил, вручая директору-худруку ЦДРИ Энгилисе Погореловой статуэтку (цветок из десяти лепестков по числу районов ЦАО), член Общественного совета, народный артист России Лев Лещенко.Анатолий ЖУРИН
Три желания Валерия Золотухина
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
Три желания Валерия Золотухина, или Сказка как повод поговорить о жизни
21 сентября на театральную сцену в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке выйдут известные таганковские актёры Валерий Золотухин и Ирина Линдт, чтобы рассказать нам знаменитую пушкинскую "Сказку о рыбаке и рыбке". Кажется, нет такого человека, которому не знакома была бы с детства печальная и поучительная история про безответного старика и злую старуху, которую сгубила жадность. Но в исполнении Золотухина и Линдт эту притчу стоит послушать ещё раз и взрослым, и детям!Читая гениальный пушкинский текст, артисты поднимаются над сказочным сюжетом и в извечном диалоге Мужчины и Женщины ведут уже философский разговор о жизни. Устами своего героя Рассказчика народный артист России Валерий Золотухин, за плечами которого известность и целая жизнь, делится со зрителями собственным жизненным опытом. Сущность женской природы выражает в вокальных и танцевальных партиях Ирина Линдт.Стоит добавить, что "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина в двух частях - лишь один из спектаклей уникального музейно-театрального проекта, который родился несколько лет назад в Государственном музее А.С. Пушкина. В каждое своё театральное детище режиссёр спектаклей Андрей Беркутов вносит яркую музейную составляющую. Например, "Сказка о рыбаке и рыбке" начинается для зрителей с прогулки по экспозиции "Пушкин и его эпоха". А в спектакле "Жизнь с императором", который, кстати, пройдёт в музее на Пречистенке днём раньше, 20 сентября, известная актриса Агриппина Стеклова будет читать дневники фрейлины Анны Тютчевой в настоящих интерьерах и костюмах эпохи Николая I и Александра II.Елизавета АГАФОНОВА
Индия духа и просто дороги судьбы
Ольга ШАТОХИНА
Почётным гостем минувшей Московской международной книжной выставки-ярмарки была Индия. К этой стране мы неравнодушны по крайней мере со времён Афанасия Никитина. А как же - слоны в раззолочённых попонах, кипы шелков, груды пряностей. Сказочная земля, одно слово. Есть ради чего идти за три моря. Седая старина уступит место временам сравнительно недавним - и Николай Гумилёв в своём "Дереве превращений":
Конечно, знаете вы, дети,
Не знать того вам было б грех,
Что много чудных стран на свете,
Но Индия чудесней всех -
засвидетельствует проявление интереса не только к шелкам и слонам, но и к философии. Потом будут и Рерихи, и хатха-йога в журнале "Наука и жизнь", и дискотеки штата Гоа много чего ещё будет. В том числе множество книг, посвящённых Индии. Некоторые из них мы сегодня и рассмотрим.
200 ТЫСЯЧ СТРОК
Н. Гусева. Легенды и мифы Древней Индии. - М.: Вече. - 320 с.: ил.
Классика, добротнейшая из добротных. А потому со страниц этой книги веет ностальгией по тем временам, когда имя Кришны ещё не пугало нас сектантскими ассоциациями. Правда, тогда смешение культур не достигло нынешнего уровня, и проблема, как носить сари, чтобы эти пять метров шёлка не соскользнули в самый неподходящий момент, волновала только создателей первой русской театральной постановки по мотивам "Рамаяны". Изрядно намаялись не только с сокращением текста - шутка ли, втиснуть эпическую поэму в рамки спектакля, - но и с одеждой. В итоге пошли на натуральное кощунство - сделали сшитые сари. Но это прошло незамеченным даже на гастролях в Индии. Зато актёра, игравшего злодея Равана, индийские пограничники поначалу отказывались пускать в страну, мол, незачем, и так в древности предостаточно набедокурил
Полезно перечитывать классические сказания и мифы, очень полезно. Это очищает мозги от мешанины разнородных толкований, лавина которых обрушилась на нас в последнее время. А хорошее переложение с подробным научным комментарием - это практически единственная возможность как следует познакомиться с индийским эпосом. Потому что в оригинале осилить его способен не всякий коренной индиец.
"Можно прочитать всю Махабхарату, но редко кто делает это, - замечает Н. Гусева в предисловии, - потому что на чтение этой поэмы надо истратить несколько месяцев: она содержит почти 200 тысяч стихотворных строк и состоит из 18 книг".
БЕССМЫСЛЕННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА
Арсений Ващенко, Александр Кашкаров. Бом Булинат. - М.: Европейские издания. - 397 с.
Сколь бы древней ни была Индия, а от новейших и временами сомнительных литературных тенденций никуда не денешься. Вот перед нами прикинувшийся тревелогом, путевым дневником, старый знакомый - антигламур. Только вместо офисных кьюбов и шикарных клубов - дорожная пылища и странная страна.
"удивительно точная хроника ощущений человека, который попадает на другую планету и учится на ней жить. Если отбросить в сторону привычные атрибуты "молодёжной" прозы, перед нами - путеводитель по Индии духа, летопись перемен в человеке, которые совершаются в экстремальных обстоятельствах", - восторгаются некоторые блогеры. Что тоже в точности соответствует методам продвижения антигламурных шедевров, а вот действительности - далеко не всегда. Ибо отбросить упомянутые атрибуты никак не получится, текст просто замешен на них.
Книга подаётся как строго документальное повествование, и весьма вероятно, что авторы в Индии действительно были - в тексте много деталей, которые из путеводителей не почерпнёшь. Но сплин офисного планктона так густо сконцентрирован в этом небольшом, но увесистом томике, что становится странно, зачем герои (будем всё же разделять персонажей, странствующих по Индии, и носящих те же имена авторов текста) вообще куда-то поехали. Кто их гнал - кризис? Да про него тогда ещё не слышно было. Поиски смысла жизни? Тоже непохоже. Хотя нет, смысл-то они ищут, но почему-то находят всё время лишь бухло и травку. И слабость человеческая господствует над путешественниками: собрались покурить, так непременно обкурились до разноцветных чёртиков, выпить - значит, надрались до потери пульса, документов и даже сандалет. И люди, как водится, сплошь отвратительны. Вот выходят из самолёта "какие-то престарелые мужички с зализанными на лысину редкими волосами, в серых костюмах и каким-то значком в петлице, похожие на депутатов из дотационного региона; за ними следуют ожиревшие рыхлые мадамы за пятьдесят, в кожаных юбках и обтягивающих блузках; далее выползают тощие общёлканные кислотники; молодые девки в топиках и джинсах; быки в спортивных костюмах". Знакомая такая антигламурная атмосфера!
"То, что нужно протухшему и скукожившемуся! - захлёбывается тем временем от счастья очередной блогер. - Книга ёрзает на месте, настолько живая". Хм, получается прямо по известной пародии "я за книжку - та бежать больше коноплю такую я не буду покупать".
Вот герои проживают в Варанаси, "городе мёртвых" на берегу священного Ганга, постигая смысл жизни упомянутыми выше способами, благо с бхангом проблем нет. И, созерцая очередную церемонию сожжения покойника, один из рассказчиков видит, как женщина в "красивом синем сари" бросается в пламя, и начинает слегка переживать, что у него такого горя никогда не будет. И всё. Ни намёка на шок, ни мысли о том, что обычай самосожжения вдов в Индии попытались запретить ещё англичане 180 лет назад, однако тщетно. Даже недавно принятый индийским правительством суровый закон пока ещё не в силах полностью искоренить жестокую традицию. Впрочем на глазах у лениво рефлексирующего героя бедняжку всё же успевают вытащить из пламени. Впору было бы облегчённо вздохнуть и задуматься о том, что к древним причинам "сати", ужасу беззащитности перед врагом и вере в искупление такой смертью грехов всей семьи нынче присоединилась чужая жажда наживы. Случается, что дельцы, неплохо зарабатывающие на продаже открыток с портретами "святых вдов", обещают вознаграждение родственникам, если те уговорят женщину взойти на погребальный костёр.