Эксперт № 16 (2013) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Dries Van Noten par Frédéric Malle выглядит как корректная реализация брифа «современный нишевый аромат» и мог выйти под любой маркой. Среди нишевых сейчас очень популярны древесно-пряные ароматы, и в случае Dries Van Noten par Frédéric Malle он звучит так: сандал в окружении шафрана, мускатного ореха, гвоздики на фоне пачулей и мускуса. По словам Малля, они стремились передать стиль ван Нотена, соединяющий фламандскую ясность с индийскими вышивками. Специи, пачули и сандал здесь, видимо, отвечают за Восток, а ванильно-сладкий этилмальтол, напоминающий о фламандских булочках, — за Запад. Однако в начале слышен мощный аптечно-микстурный бальзамический аккорд, забивающий и свежесть калабрийских бергамота и лимона, и тонкость египетского жасмина, а в финале чуть приторная сладость пачулей и мускуса вытесняет молочную мягкость майсурского сандала. Аромат ничем не выделяется среди многочисленных аккуратных нишевых ароматов — в отличие от одежды Дриса ван Нотена, которую не спутаешь ни с какой другой.
Застой в стране советов
Вартан Ханферян
Очередной ренкинг крупнейших консалтинговых групп показал: темпы роста рынка замедляются. Его активизацию участники связывают с ожидаемым в скором будущем всеобщим спросом на новые технологии в сфере ИТ, а также с реализацией госпрограмм
Наш прогноз в прошлом выпуске ренкинга «Российский консалтинг» (см. «Эксперт» № 15 за 2012 год) о приближении стагнации в секторе консалтинговых услуг полностью оправдался: по сопоставимым данным, прирост суммарных доходов ведущих консалтинговых групп за 2012 год составил 14% (выручка возросла до 119,2 млрд рублей) против 21% годом ранее. Отложенный спрос на услуги, а также сопровождение инвестиционных процессов и сделок с активами, которые толкали рынок вверх в 2011-м, уже не смогли оказывать столь мощное стимулирующее воздействие. Впрочем, замедление роста можно трактовать и как вступление рынка консалтинга в зрелую фазу: консультанты, утолив первичный сильный голод клиентов, постепенно переходят к размеренному, планомерному удовлетворению их текущих потребностей. И не торопясь прощупывают новые инструменты совершенствования и отладки бизнес-процессов, связанные с применением информационных технологий, — ведь именно ИТ-сектор приносит консультантам львиную долю выручки.
Продвижение на ощупь
Стоит отметить, что на снижение динамики рынка повлияло падение доходов трех крупных игроков — «Компьюлинк Групп» КПМГ и BDO. Вероятно, в данном случае речь идет о завершении некоторых масштабных проектов. Однако даже без учета их данных прирост выручки участников ренкинга в 2012 году составил 19%, что в любом случае ниже уже упомянутого 21-процентного роста годом ранее. Таким образом, общее замедление темпов роста налицо.
Несмотря на положительную динамику всех основных консалтинговых практик по итогам 2012 года (см. график 1), нынешний спрос на услуги былой прытью уже не отличается. Во-первых, из-за умеренной инвестиционной активности. По данным Росстата, общий объем инвестиций в нефинансовые активы по итогам 2012 года увеличился на 340,7 млрд рублей, до 8922,2 млрд, тогда как в 2011-м прирост составлял 1869,4 млрд рублей. «Ключевой фактор, определяющий ситуацию на российском рынке консалтинга в прошлом году, — стагнация в экономике. Когда снижаются инвестиции в развитие, расширение производства и новые проекты, компаниям вряд ли нужны услуги консультантов или новые ИТ-решения», — говорит председатель правления IBS Сергей Мацоцкий .
Во-вторых, прежние локомотивы роста уже себя исчерпали, а новых нет или они только зарождаются. Среди новых драйверов эксперты называют облачные и мобильные технологии, но чтобы клиент созрел до их применения, должно пройти время, как это было, к примеру, с ERP-системами. Первые случаи внедрения ERP в России датируются примерно 1997–1998 годом, а массовым спросом они начали пользоваться в 2000–2007-м — именно тогда рынок консалтинга ежегодно рос на 50–70%.
«Активность российских компаний, а следовательно, и спрос на консалтинговые услуги снижает сохраняющаяся неопределенность в экономике. Например, былую динамику потерял ИТ-консалтинг. Инновационные облачные и мобильные технологии, хотя и содержат значительную долю консалтинга, еще не способны разогнать рынок. Многие традиционные методы для экстенсивного развития ИТ-инфраструктуры использовать уже неразумно, через пару лет они окончательно устареют, а новых технологий клиенты еще побаиваются, они не хотят набить шишки и предпочитают подождать», — резюмирует Алексей Ананьин , президент консалтинговой группы «Борлас».
Новым «гормоном роста» для рынка может стать ряд принятых правительством государственных программ, например «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» или «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013–2020 годы». «Если финансирование госпрограмм пойдет по плану, то появятся и ресурсы для инвестиций в технологии, и проекты с высокой долей профессиональных услуг», — прогнозирует г-н Ананьин.
Таблица 1:
Список крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2012 года
Коробочные решения vs индивидуальный подход
Пока же основную долю доходов по-прежнему приносит ИТ-консалтинг — выручка участников ренкинга в этой сфере по итогам 2012 года равна 61 млрд рублей, или около 60% общей выручки (см. график 2). Из них 38,9 млрд приходится на консалтинг в области разработки и системной интеграции и 22,1 млрд — на управленческое консультирование. Динамика секторов составила 15 и 5% соответственно. Столь внушительные объемы консалтинга в области внедрения ИТ-решений участники рынка во многом связывают с продолжением реализации масштабных проектов вроде подготовки к зимней Олимпиаде и чемпионату мира по футболу, что сопряжено с серьезными инвестициями в инфраструктуру. «В таких крупных проектах важно учесть мировой опыт, провести предпроектное обследование с учетом множества факторов, составить выполнимый план финансирования, чтобы уложиться в срок и в бюджет. Когда стоимость объектов серьезно превышает бюджет, это свидетельствует о слабом предпроектном консалтинге или даже о его отсутствии, что в нынешних условиях недопустимо», — поясняет Владимир Грибов , вице-президент ГК ЛАНИТ.
При решении задач оптимизации деятельности возникает спрос на системы управления ценообразованием, цепочками поставок, транспортной логистикой. По словам Бориса Бобровникова , генерального директора компании КРОК, значительно больше внимания заказчики стали уделять аналитике прогнозирования продаж, управления рисками, решениям для промышленной автоматизации.
Особое внимание ведущие игроки обращают на конвергенцию рынков. «Распространенный сценарий — объединение финансового сектора и телекоммуникаций. Например, Связной-банк, МТС-банк и так далее. Такие компании должны работать с единой клиентской базой — это огромный объем разнотипной информации. Поэтому растет спрос на консалтинговые проекты в области Big Data. В связи с внедрением требований “Базеля II” по измерению кредитных и операционных рисков повышается и спрос на специализированные системы ERM (Enterprise Risc Management) и GRC (Governance, Risk Management and Compliance), которые помогают прогнозировать риски и управлять ими. Подобный проект мы делаем для одного банка, и, по нашим расчетам, после внедрения лишь системы управления операционными рисками сокращение резерва на них составит около 20 процентов», — делится опытом г-н Бобровников.
Перспективы развития консалтинговых практик в ИТ, как уже было сказано, сегодня связывают с внедрением новых подходов в организации процессов взаимодействия персонала и работы с информацией. «Технологическая революция влияет на рынок бизнес-услуг и бизнес-решений, заставляя его развиваться. Поэтому мы нацелены на создание инновационных продуктов с учетом нового технологического ландшафта — облака, мобильные приложения, социальные коммуникации, большие данные — и на продвижение компании на международном рынке, где инновации сейчас более востребованы», — рассказывает Сергей Мацоцкий.
Быстрый рост технологий поменяет и характер работы консультантов. Участники ренкинга уверены, что рынок будет двигаться от индивидуального консалтинга к коробочным решениям высокой степени готовности; работой консультанта станет не построение каждый раз нового решения, а грамотный выбор проверенной технологии с незначительной доработкой. «Консультант должен предложить заказчику конкретное работающее и проверенное решение конкретных задач. Он должен четко знать и уметь объяснить, как будет решаться задача и какие технологии для этого подходят. Позиция эксперта, помогающего сделать выбор в пользу правильных решений на очень сложном и сильно диверсифицированном рынке технологий, — вот чего заказчик ждет от консультанта. Пример тому наши решения в области систем управления персоналом и производством, а также в области ИТ-инфраструктуры, связанные с виртуализацией рабочего пространства. Они позволяют заказчикам сократить стоимость и сроки внедрения, а нам — в большей степени соответствовать требованиям клиента», — поясняет г-н Мацоцкий.