Русская эмиграция и гражданская война в Испании 1936–1939 гг. - Константин Константинович Семенов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Содействовать победе последних – значит приближать час нашей победы.
Генерал-Лейтенант Кусонский
Документ 6
Циркулярное письмо № 845 от 25 декабря 1936 г. начальника канцелярии РОВС генерал-лейтенанта П.А. Кусонского[322]
25 декабря 1936 года
№ 845
г. Париж
ЦИРКУЛЯРНО
Начальникам Отделов и Подотделов
Русского Обще-Воинского Союза
Генерал-Лейтенанту Витковскому
Генерал-Майору Зборовскому
В дополнении к некоторым указаниям, имеющимся в § 2 «сводки-протокола № 4» собрания старших начальников Парижского и касающимся условий поступления в армию Генерала ФРАНКО, сообщаю, что Генерал Миллер, в ответ на свой запрос, ныне получил письмо от официального лица из Бургоса.
В этом письме 1) подтверждается согласие на прием русских добровольцев РЯДОВЫМИ в Иностранный легион, но лишь тех из них, кто ранее имел чины не старше капитана<;> 2) подтверждается необходимость поступающему в армию иметь соответствующий сертификат за подписью Ген<ерала> Миллера<;> 3) указывается на возможность приема в иностранный легион РЯДОВЫМИ, на время военных действий, и офицеров артиллерии, кавалерии и инженерных войск для службы в соответствующих родах войск (ранее предполагалось, что все принимаются исключительно в пехоту) и добавляется, что специально по этому вопросу следует предварительно входить в сношения с Полковником-Инспектором Иностранного легиона.
О том, кто именно и когда должен входить в предварительные сношения с Полковником-Инспектором, т. е. Ген<ералом> Миллером, из Парижа или сам доброволец, желающий поступить в род войск по своей специальности, по приезде в Бургос, – послан запрос, на который ответа пока не получено.
К изложенному считаю долгом добавить и еще раз подчеркнуть, что каждый отправляющийся в Испанию совершает эту поездку не только ЗА СВОЙ СТРАХ И РИСК, НО И НА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СЧЕТ (до испанской границы, после чего поступает в распоряжение испанских властей).
Указания о том, к кому и где по вступлении на территорию Испании следует обращаться, даются лично Генералом Миллером одновременно с выдачей или высылкой сертификата, для получения которого необходима рекомендация и гарантия Начальника отдела или Председателя организации, входящей в РОВС.
Генерал-Лейтенант Кусонский
Документ 7
Циркулярное письмо № 40 от 4 февраля 1937 г. начальника канцелярии РОВС генерал-лейтенанта П.А. Кусонского[323]
4 февраля 1937 года
№ 40
г. Париж
СЕКРЕТНО
ЦИРКУЛЯРНО
Начальникам Отделов и Подотделов
Русского Обще-Воинского Союза
Генерал-Лейтенанту Витковскому
Генерал-Майору Зборовскому
Как уже сообщалось в циркулярном отношении от 15 августа 1936 года за № 680, ныне происходящую в Испании гражданскую войну Генерал Миллер рассматривает как борьбу с интернациональным коммунизмом во имя спасения мировой многовековой культуры и всех нравственных основ, на которых держится современный христианский мир: от исхода ее зависит усиление или ослабление коммунизма во всем мире и приближение или отдаление сроков освобождения и нашей Родины: поэтому Генерал Миллер считает участие в гражданской войне в Испании продолжением нашей Белой борьбы, находит желательным отправление наших добровольцев в Испанию и приветствует всех выразивших желание отправиться туда с целью борьбы.
Еще в начале осени прошлого года Генералу Миллеру удалось войти в сношения с представителями Белой Испании, в результате чего выяснилась возможность принятия отдельных наших офицеров и солдат в иностранный легион, но так как отправляющиеся рисковали раствориться в чуждой им массе испанцев и других иностранцев, то это обстоятельство останавливало очень многих от исполнения их желания принять участие в борьбе.
Ныне же, путем установления непосредственной связи и переговоров с штабом Ген<ерала> Франко удалось разрешить, как указано ниже, весьма существенный вопрос и заручиться обещанием сформировать отдельную русскую часть; к сожалению не удалось получить средства для оплаты проезда добровольцев, но так и в этом направлении достигнуты известные результаты как в смысле удешевления стоимости перевозки, так и облегчения получения виз.
В результате упомянутых переговоров, в настоящее время, в отношении участия русских добровольцев в рядах национальной армии, установлены следующие положения:
I. Часть организационная:
1. Русские добровольцы поступают в состав иностранного легиона рядовыми пехоты, причем получено обещание на сформирование, в случае накопления русских, отдельной русской части с нашим командованием намеченным Ген<ералом> Миллером.
2. Лица, предназначенные для занятия офицерских и унтер-офицерских должностей в этой русской части, принимаются в Испанскую армию сразу теми званиями и чинами, которые соответствуют должностям, на которые они предназначаются (если ранее, в Русской армии, они имели не меньшие чины и звания).
3. Русские добровольцы принимаются в любом возрасте, но при обязательном условии физического здоровья, позволяющего переносить тяготы военного времени, притом, в условиях горной войны. Это допускает, как общее правило, лицам, поступающими рядовыми, быть в возрасте не старше 45 лет, офицерские же чины могут иметь несколько более старший возраст.
4. С момента прибытия добровольцев в Сан-Себастьян, Кадикс, Севилью или Бадахос они поступают на полное иждивение национальной армии. Все получают полное обмундирование, снаряжение и вооружение испанского образца.
Денежное довольствие определяется то же, какое установлено для чинов иностранного легиона, а именно, рядовой получает 5 песет суточных, младший офицер 800 песет в месяц, капитан (ротный командир) – 1200 песет и подполковник около 1800 песет (белая песета по нынешнему курсу равна полутора франкам). Перевод денег из «белой» Испании в другие страны в настоящее время не допускается.
Пищевое довольствие весьма обильное: мясная порция (барашек, курица) дается два раза в день, хлеб и кофе по желанию.
5. Русские добровольцы принимаются на время военных действий, но желающие могут подписывать и контракты на 3 или 5 лет. В этом последнем случае им при поступлении выдается премия в 300 песет, а по истечении 3 лет, новая премия. По окончании военных действий русские добровольцы, принятые на время войны, могут остаться на военной службе или же получают право работы в Испании.
6. Ввиду недостатка офицеров в рядах испанской армии известная часть офицеров, занимающих в русских частях положение нижних чинов, могут рассчитывать на производства в офицеры с переводом в другие части, если они владеют испанским языком.
7. Русские добровольцы формируют пехотные части, и, только в случае прибытия свыше 1000 человек, т. е. по сформировании отдельной бандеры (батальона), обещано приступить к формированию русской батареи.
8. Русские добровольцы специальных родов войск, как общее правило, не могут рассчитывать на несение службы по своей специальности, за исключением артиллеристов, в отношении коих указано выше.
9. В отношении русских добровольцев-моряков может быть сделано исключение, но прием их в<о> флот может быть обеспечен лишь после предварительного запроса, с указанием специальности, стажа и при условии хорошего знания французского языка.
10. В национальной испанской армии кавалерии очень мало, вследствие отсутствия в Испании достаточного количества конского состава и горного характера театра войны: поэтому на формирование русских конных частей рассчитывать не приходится.
11. В случае медленного накопления и сосредоточения русских добровольцев, уже первый сформированный взвод будет отправлен в одну из бандер иностранного легиона.
II. Отправление в Испанию из Франции:
1. Национальная армия берет на себя полное содержание добровольцев только по прибытии на территорию Испании, следовательно, все расходы по поездке до испанской территории ложатся на самих добровольцев.
2. Переезд в Испанию из Франции может быть осуществлен тремя путями: через Биарриц, через Португалию (Опорто и Лиссабон) и через