Газета Завтра 793 (57 2009) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Почему же именно "Sex Pistols" стали главной панк-легендой? С позиции времени очевидно, что куда более ярких команд в то время было предостаточно. И не только, и не столько в Британии. Гарик Осипов недавно мрачно констатировал: "Всё-таки сколько благородной музыки заглушил в конце семидесятых ничтожный панк-рок". "Пистолеты" — это такой Чёрный квадрат в истории рока.
Но, как Чёрный квадрат стал вехой и сформировал некоторое новое пространство для высказывания, панк вернул в поп-музыку энергетику и пафос рок-н-ролла шестидесятых. Попытался уничтожить границу между сценой и зрителем. Внимательно относящийся к любым бунтарям Лимонов панком вдохновился: "Когда из магазина Малколма Мак-Ларрена на Кингс Роад вышли в 1975 году в порезанных футболках Sex Pistols, старички в администрациях всё же вздрогнули… Приручить движение, именно возникшее из агрессивности подростков, оказалось нелегко. Музыкозаписывающему бизнесу пришлось потрудиться".
Бесспорно, что "эти выступления изменили мир". Описание "SP" на сцене сродни людской реакции на люмьеровский поезд: "Шум, вступление инструментов, всё заполнено звуками и пением". При этом вместо "NME" или "Melody Maker" проявления группы попадали в "Sun" и "Daily Mirror", словно удел музыкантов это "снабжать таблоиды кормом". Нечто подобное мы видели совсем недавно на примере отечественных "актуальных художников" — перфомансы привлекали, в основном, прессу. Но, факт, редко какая музыкальная формация переживала в отношении себя подобную волну запретов, насилия или становилась предметов обсуждения в Парламенте.
Кстати, в фильме совсем отсутствует очень важное слово — ситуационисты, радикальные идеи которых лежали в основании панка как движения. Об этом можно прочитать, например, в культовой книге Фреда и Джуди Верморел "Sex Pistols": подлинная история".
Вот и получается, что самый главный панк — это не Вишес. И не Джонни Роттен. А Малколм Макларен — талантливый арт-провокатор и успешный бизнесмен.
Так что же такое панк — бунт или "иллюзия альтернативности", коммерческий продукт или эстетическая революция? Как говорит сам Макларен: "Панк был художественным движением. Он имел фундамент, лежащий очень глубоко. Это была антипотребительская культура… Я не хотел, чтобы группа была частью коммерческого предприятия, каким является запись пластинок. Я хотел, чтобы люди пришли послушать шоу. А шоу всегда граничит с анархией. И также я должен признать, что хотел продать много бандажных штанов".
Со штанами (…майками, куртками, значками) точно получилось.
Остальное обсуждается.
Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ
Не сон, не сказка, не забава, а исторический момент: Барак Хусейнович Обама — теперь у янки президент. Вот это Штаты оторвали прикольный номер! Во дают! Отныне скажут им едва ли, что, мол, у вас там негров бьют…
Какое — бьют? Они как дома живут в Америке кругом, и вместо хижин дяди Тома — предпочитают Белый дом! А догадаться, в чём тут дело — легко и просто: близок миг, когда поболее, чем белых, в любом из штатов будет их.
Вот это — кризис, скажем прямо! Но я в подобной "смене вех" не упрекну ничуть Обаму, да и его собратьев всех. Когда-то янки завозили из африканских дальних мест себе халявную рабсилу — и вот чем кончился процесс…
В увязке с этим прецедентом мой друг заметил как-то тут: "И к нам когда-то президенты из гастарбайтеров придут". Вопрос, конечно, интересный… И вправе он тревожить нас. Да только русских, если честно, во власти мало и сейчас.
Теперь ведь в паспорте не пишут на этот счёт про пап и мам — и в эшелонах наших высших немало всяческих обам… Но это, следует признаться, не гастарбайтеры пришли, да и не те, чьих предков в рабство сюда, допустим, привезли.
У нас — какие-то иные, что Русь "освоили" давно, а уж тем паче всюду ныне их представителей полно: кто олигархи, кто банкиры, кто захватил телеэкран, кто — надоевшие "кумиры" попсы, политики, сатиры — вот так и правит русским миром неправославный этот клан. Над христианством, над исламом, над всей землёй кружит их грай…
Барак Хусейнович Обама, будь с ними бдителен. Гуд бай!