Газета Завтра 37 (1189 2016) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Игорь ФРОЯНОВ. Православная вера, православная церковь как нельзя более соответствовали и соответствуют глубинным качествам и свойствам русского этноса. Соборность ведь — та же коллективность, так что одно соединилось с другим. И если русский коллективизм до принятия христианства имел больше бытовой характер, то с принятием христианства он приобрёл метафизический, мистический, сакральный характер. С поры крещения Руси русская соборная церковь и русский православный люд, живущий на коллективистских началах, сошлись в гармонии, которая, между прочим, не поколеблена ещё и до сих пор.
" ЗАВТРА". Понятия коллективизма, соборности неизбежно ведут нас к пониманию неслучайности того, что русский народ пришёл к ценностям социализма. Можете ли вы как учёный сказать, что Россия выстрадала социализм?
Игорь ФРОЯНОВ. Вы знаете, что существует термин "христианский социализм"? Понятие "социализм" шире, чем мы обычно полагаем. Коренные свойства русского народа в значительной мере совпадают с принципами социализма. И не случайно именно у нас — подчёркиваю, именно у нас — был осуществлён первый опыт строительства социализма не вообще, а в отдельной стране. Сталин прекрасно понимал соответствие русского народа социалистическим принципам бытия.
То, о чём мы говорим, не является давней историей, но актуально сегодня и, в конечном счёте, выводит нас на философскую проблему соотношения "индивидуум—общество": что важнее? Ответ на данный вопрос имеет глубинный онтологический смысл. По моему твёрдому убеждению, социальное развитие человечества идёт по пути заложенного в нас природой соперничества начала индивидуального и начала соборного. В ходе истории нередко случалось так, что одно из этих начал приобретало большее значение, нежели другое, что приводило к социальным перекосам и ко всякого рода общественным потрясениям. Поэтому необходимо уравновешивать личное и коллективное, иначе обретение равновесия начинает происходить стихийно, зачастую — в форме революции. Альтернатива революции — мудрые реформы.
И всё-таки, что важнее: индивидуальное или общественное? Мнения расходятся. Либерально настроенные люди нам скажут: главное — это индивидуальные интересы. На мой же взгляд, главное — общественный интерес, потому что индивид скоротечен, а общество по сравнению с ним — долговременно. Поэтому обществу, его интересам, воплощённым в деятельности государства, мы должны отдавать приоритет, иначе пресечётся род, а с пресечением рода исчезнет и личность. В русском народе есть выстраданное, глубокое понимание главенства общественного, соборного начала, что нашло выражение и в принятии нашим народом социалистической идеи. Капиталистический способ производства, капиталистическое устройство общества чужды русскому народу.
" ЗАВТРА". Вы верующий человек, но пришли к поддержке "красной идеи". Некоторые видят здесь противоречие.
Игорь ФРОЯНОВ. Я здесь противоречия не вижу. Ценности русской православной веры, да и вообще христианства, во многом соответствуют ценностям социалистического общества. Различие заключается только в том, что, говоря о социализме, мы имеем в виду наши земные дела, а говоря о вере Христовой, мы возносим себя и свою жизнь в другие, высокие измерения, которые нельзя отождествлять с бытовой нашей жизнью.
" ЗАВТРА". А как вы сами пришли к православию?
Игорь ФРОЯНОВ. Я родился в православной стране. Несмотря на гонения, которым подвергалась Церковь, несмотря на официальное осуждение православной веры, вера Христова теплилась в душах русских людей. Она была и у моих родителей. Я ни разу от матери — об отце говорить не могу, так как он был репрессирован, — не слышал даже малейшего слова сомнения в Церкви. Так что у моей веры есть генетические, если можно так сказать, корни и основания. И есть такое понятие как совесть, в широком, общечеловеческом значении, а эта совесть, конечно же, ведёт к вере.
" ЗАВТРА". По сути, против России сегодня ведётся беспощадная война на уничтожение. Петля анаконды сжимается вокруг нас. Недавние учения НАТО у границ России назывались как раз "Анаконда".
Игорь ФРОЯНОВ. Это понятие появилось из-за стремления уничтожить нашу страну как самостоятельный, активный субъект мировой истории. Данное стремление Запад обнаруживает с давних пор. Систематическая, целенаправленная борьба Запада против России, война на уничтожение России началась в конце XV века, и с тех пор ведётся неустанно. Возникает вопрос: почему Россия не устраивает наших западных соседей? Потому что там, на Западе, существует популяция, которая издревле стремится к мировому господству, к мировой власти. Россия же была и остаётся главнейшим препятствием на пути к установлению этой власти. Россия, к тому же, является носительницей православия и вообще христианства, в то время как Запад превращается в какое-то сатанинское сообщество. Мы не даём им осуществить давно задуманные планы, поэтому они хотят превратить русский народ в некое этническое месиво, а государство наше ликвидировать. В XIX веке существовало такое выражение: "калужское тесто", и оно имело прямое отношение к либералам.
" ЗАВТРА". Можно ли, на ваш взгляд, провести параллели между "тестом", которое либералы замесили в феврале 1917 года, государственным переворотом 1991 года, а также разворачивающейся на наших глазах операцией "Перестройка-2", симптомами которой являются попытки "научной" реабилитации власовщины в так называемой диссертации Александрова, появление памятной доски маршала Маннергейма именно в Петербурге-Ленинграде и т. д.?
Игорь ФРОЯНОВ. Продолжается политика, связанная с планом по уничтожению России. То, что произошло в конце XX—начале XXI века, должно было произойти в начале XX века. Россию уже тогда приговорили к расчленению. Если взять текст Версальского мирного договора (1919 год), то в этом документе есть целый раздел, посвящённый государствам на месте бывшей Российской империи. От нашего государства отламывали, если можно так выразиться, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье, Среднюю Азию. За Россией оставлялась только территория Среднерусской возвышенности, то есть нашу страну хотели возвратить ко временам Ивана III, в конец XV века. Но не заладилось, не смогли наши, как их сейчас называют, "партнёры", осуществить этот план, и во многом здесь свою роль сыграла Октябрьская революция. Октябрьская революция — явление чрезвычайно сложное. В своё время Вадим Валерианович Кожинов говорил, что Октябрь вмещает в себя мотивы "революция для России" и "Россия для революции". Я бы добавил к этому ещё и "революция против России". Вот эти три компоненты характеризовали Октябрьскую революцию, а также во многом характеризуют нынешние события.
" ЗАВТРА". Не связаны ли, на ваш взгляд, защита диссертации Александрова, скандал с доской в часть Карла Маннергейма и другие подобного рода события с намерением лишить Россию статуса страны-победительницы во Второй мировой войне?
Игорь ФРОЯНОВ. Это — давняя мечта наших западных "партнёров". Мы то и дело слышим разговоры о том, что они обучают подрастающее поколение, внушая ему, что СССР, Россия в войне играла второстепенную роль, выпячивают заслуги союзников. Собственно, идёт идеологическая борьба, которая приобретает вот такие наглые, беспардонные формы.
" ЗАВТРА". Что нужно делать для системного противоборства фальсификациям истории?
Игорь ФРОЯНОВ. В первую очередь, необходимо навести в нашем доме порядок. Сделать так, чтобы деятельность наших недругов внутри страны была затруднена, а лучше — вообще невозможна. Этим должно заниматься государство. Я, например, недоумеваю и не могу понять, почему, скажем, "Газпром" выступает в качестве учредителя такого враждебного России радиоканала, как "Эхо Москвы". И таких примеров можно привести немало.
" ЗАВТРА". Мы видим, как либералы просто крушат нашу науку, образование, культуру. Что происходит сегодня в отечественных вузах?
Игорь ФРОЯНОВ. То же, что было и в девяностые годы, когда началось разрушение отечественного образования — как школьного, так и высшего. Образование — это очень важное и одновременно очень уязвимое место в жизни любого народа. На Западе это прекрасно понимают, а потому прилагают все возможные усилия для того, чтобы расстроить нашу систему образования. Чтобы этот процесс обратить вспять, необходима воля государства.
" ЗАВТРА". Как вы оцениваете планы либералов по распродаже российской госсобственности и готовящийся реванш "коллективного Кудрина"? Что думаете о предложениях национально-ориентированных сил по выходу России из кризиса?
Игорь ФРОЯНОВ. Я не экономист, но, на мой взгляд, сейчас перед нашей страной стоят две задачи: внешняя и внутренняя. Внешняя задача заключается в том, чтобы вернуть России полный суверенитет: не только политический, но и финансово-экономический. Без решения этого вопроса, без освобождения от внешней зависимости, мы не сможем приступить к успешным внутренним преобразованиям. И вот с этой точки зрения, мне кажется, Путин поступил правильно. Перед ним, как я понимаю, стояла задача расстановки приоритетов: с чего начать? Он решил так, что восстановление суверенитета стало первоочередной задачей. Нам необходимо одновременно решать две эти трудные задачи.