Эксперт № 15 (2013) - Эксперт Эксперт
- Категория: Документальные книги / Публицистика
- Название: Эксперт № 15 (2013)
- Автор: Эксперт Эксперт
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Расползшийся атом
Редакционная статья
КНДР объявила, что первой целью ее ядерной атаки может стать Токио. Если это, не дай бог, случится — вторая в истории атомная бомбардировка опять придется на Японию. Наблюдатели гадают, насколько это реально. В основном обсуждаются темы адекватности корейского лидера, интересы больших геополитических игроков и перспективы объединения двух Корей. Судя по всему, в возможность ядерного конфликта мало кто верит.
Мир расслабился, применение ядерного оружия в военных целях кажется старой страшной сказкой. Сахаровская идея о том, что оно есть оружие сдерживания, прочно засела у нас в головах. Мы привыкли наделять ракеты с ядерными боеголовками сакральным смыслом, несовместимым с нашими жизненными реалиями. Чернобыль и Фукусима вполне укладываются в нашу картину мира, а повторение Хиросимы и Нагасаки — почему-то нет. Школьники больше не бегают в бомбоубежища по учебной тревоге, студенты не сдают зачетов по гражданской обороне, а ядерный апокалипсис в американских блокбастерах выглядит примерно так же реалистично, как зомби или космические пришельцы. Между тем стоит задуматься: что дает нам основания быть уверенными в малой вероятности ядерного конфликта?
Недолгая по историческим меркам биография ядерных технологий свидетельствует, что им, как и любым другим когда-то новым технологиям, несмотря на сверхусилия первых ядерных держав, свойственна диффузия. Распространение идет, хотя и медленно, двери ядерного клуба со скрипом, но открываются.
На текущий момент, согласно оценкам экспертов, ядерным оружием обладают девять стран мира, причем только пять из них — США, Россия, Франция, Великобритания и Китай — имеют легальный статус ядерных держав. Прочие государства, сумевшие овладеть технологией производства ядерного оружия, сделали это тихой сапой уже после подписания международного Договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 году.
Первым «нелегалом» стала в 1974 году Индия, затем, на рубеже 1970–1980-х, согласно не до конца непроверенным данным, успешные испытания провела ЮАР (в начале 1990-х президент этой страны Фредерик де Клерк официально заявил о прекращении военной ядерной программы и уничтожении всех имевшихся в наличии ядерных боезарядов). Пакистан осуществил первые подземные испытания ядерных зарядов значительно позднее — в 1998-м. Израиль до настоящего времени остается самой темной лошадкой в ядерном клубе — официально его руководство до сих пор не признается в обладании ядерным оружием, но, судя по всему, страна располагает ядерными боеголовками уже несколько десятилетий. Наконец, КНДР смогла провести первое подземное испытание своей ядерной бомбы в октябре 2006 года (второй тестовый взрыв был осуществлен северокорейцами в 2009-м, а последний и самый мощный — в феврале 2013 го).
Что же касается сегодняшних «пороговых» стран, помимо Ирана, то у ряда экспертов есть определенные подозрения относительно Мьянмы и Сирии, хотя, что касается последней, то, скорее всего, эти обвинения малообоснованны.
Стоит добавить, что технологиями обогащения урана, необходимыми для производства как ядерного оружия, так и ядерного топлива для мирной энергетики, обладают также Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды и Япония.
Вероятность корейской ядерной войны, возможно, недостаточно высока с точки зрения иных наблюдателей по политическим причинам. Кому-то может показаться, что восемь северокорейских зарядов хиросимского класса мощности (15–20 килотонн), которые еще надо доставить до цели, — не такой уж пугающий арсенал (справедливости ради напомним скептикам, что в малозаселенной по нынешним меркам Хиросиме погибло 90 тысяч человек, а заряд такого же класса, взорванный сегодня над Сеулом или Токио, унесет на порядок больше жизней). Дай бог, чтобы в корейском случае скептики оказались правы. Но есть объективные законы технологической истории человечества: еще ни разу не бывало так, чтобы распространение изобретенной homo sapiens технологии по чьей-то воле останавливалось навсегда, а значит, ядерный конфликт — вполне вероятный сценарий развития событий.
Война по неосторожности
Ольга Власова
Петр Скоробогатый
Поднимая градус ядерного шантажа, Северная Корея не учитывает изменившийся геополитический фон. В результате конфликт может начаться неожиданно для нее самой
Фото: АР
За многие годы ядерного шантажа, проводимого северокорейскими лидерами, мир изрядно успел от них устать. Каждый раз ситуация развивается приблизительно по одному и тому же сценарию: угрозы со стороны КНДР и следующие за ними переговоры, снимающие остроту противостояния до следующего обострения. Поэтому, когда 30 марта Пхеньян заявил, что он «вступает в состояние войны» с Южной Кореей, большинство экспертов расценило это как начало очередного программного обострения. Было похоже на то, что молодой корейский лидер Ким Чен Ын , радушно принявший у себя американского баскетболиста Денниса Родмана , обиделся на отказ Барака Обамы позвонить ему. Его очень задел и комментарий представителя Белого дома Джея Карни : «У Соединенных Штатов есть прямые каналы связи с КНДР, которыми мы пользуемся. Вместо того чтобы тратить деньги на спортивные мероприятия с приглашенными звездами и развлекать представителей своей элиты, режиму Северной Кореи следует улучшать жизнь собственного народа, который голодает, сидит в тюрьмах и лишен прав человека».
Однако в привычной ситуации присутствовали некоторые настораживающие черты. Ким Чен Ын сразу отверг возможность каких-то экономических требований и переговоров, а 9 апреля пошел на беспрецедентный шаг — прекратил доступ рабочей силы в индустриальную зону Кэсон (за последние годы КНДР ни разу не прерывала работу комплекса, так как для нее это основной источник валюты), а также выпустил предупреждение для иностранцев, находящихся в Южной Корее. Несмотря на отсутствие данных о военных приготовлениях в Пхеньяне и на границе между Кореями, специалисты стали беспокоиться и просчитывать боеспособность северокорейской армии, а также ее возможность запустить ракету с ядерной боеголовкой на борту. Сама Северная Корея заявила о своей способности достичь территории США и Канады. Все с беспокойством ожидают 15 апреля (день рождения основателя Северной Кореи Ким Ир Сена ) — на этот день предположительно назначен запуск ракеты «Мусудан». Существует вероятность проведения и очередного ядерного испытания: на прошлой неделе в Сеуле сообщали об усиленной активности транспорта в районе ядерного полигона в Северной Корее. «Все мы знаем, что Северная Корея может запустить баллистическую ракету, поэтому вместе с Соединенными Штатами внимательно следим за этим», — заявил представитель министра обороны Южной Кореи Ким Мин Сеок .
Парадоксальность ситуации состоит в том, что настоящей войны никто не хочет, но сейчас она вероятна, как никогда за последние десятилетия. Одно из объяснений обострения северокорейского кризиса и даже его выхода на новый уровень — недавняя смена руководства как в самой Северной Корее, так и в его могущественном патроне Китае, очередное ухудшение экономической ситуации в КНДР, а также обострение противостояния между США и Китаем. В сложной системе появилось слишком много несбалансированных противоречий и очень высока вероятность случайных сбоев и провокаций.
Преимущество в секрете
Изменения в характере шантажа, осуществляемого Северной Кореей, большинство аналитиков связывают с приходом к власти молодого Кима. Получивший образование в Швейцарии и обладающий вкусом к западной культуре молодой северокорейский лидер попал в непростую ситуацию. С одной стороны, он осознает необходимость реформ, а с другой — должен сохранить управляемость страны, столпами которой являются старые кадры из окружения его отца, которые видят крамолу в любой попытке изменений. Ким Чен Ын сплотил вокруг себя сторонников и аккуратно отодвинул врагов, затем начал наступление на генералитет. «Он осуществил определенную ротацию, — рассказывает Александр Воронцов , заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН. — При отце гипертрофированно возросла роль армии. Военные занимались, например, внешней торговлей, не говоря уже о внутриэкономических процессах. Он решил оздоровить ситуацию по принципу, что каждый должен заниматься своим делом. И вернул на пост председателя комитета министров, то есть по сути премьер-министра, известного реформатора Пак Пон Чжу , чтобы продолжить реформы, начатые еще Ким Чен Иром в 2002 году». Пак Пон Чжу одиннадцать лет назад провел пакет «мер 1 июля», самую радикальную попытку реформ в истории страны. В частности, была частично легализована частная торговля, расширились полномочия менеджеров в госучреждениях, проводилась новая монетарная политика. Затем, правда, Пак Пон Чжу сняли с поста. Но его опыт пригодился новому лидеру, и это назначение — знаковое событие для КНДР.