Бог: Православное учение - Митрополит Иларион (Алфеев)
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Религиоведение
- Название: Бог: Православное учение
- Автор: Митрополит Иларион (Алфеев)
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Митрополит Иларион (Алфеев)
Бог: Православное учение
Введение
Однажды британская гуманистическая ассоциация организовала атеистическую рекламную акцию, которая заключалась в том, что на автобусах развесили плакаты с надписью: «Бога, по-видимому, нет. Не беспокойся и наслаждайся жизнью»[1]. Предполагалось, что, начавшись в Великобритании, акция перекинется потом на другие страны. Однако широкого распространения, вопреки ожиданиям устроителей, кампания не получила. Довольно быстро и без особых последствий богоборческий энтузиазм сошел на нет. Причина этого проста – никакого подлинного вдохновения и серьезного масштаба не могут иметь инициативы, отрицающие высшее предназначение человека. А предназначение это заключается в том, чтобы верить в Бога.
Обрести подлинную радость жизни человек способен только благодаря вере в Бога. Может ли он поделиться этой радостью, если ее имеет? Или описать Того, в Кого верит, сообщая о своей вере другим? Дано ли нам как Божьему творению познавать своего Творца?
С точки зрения человека можно было бы в этом усомниться. Разве может статуя Давида что-либо знать о характере своего ваятеля – великого Микеланджело? Однако человек – не статуя, а Бог – не скульптор, который сделал свою работу и удалился прочь. Бог никогда не уйдет от того, кому дал Свои образ и подобие. Именно подобие Бога ожидает своей реализации в человеке, которому дан Его образ при рождении.
Творец дал человеку способность к уподоблению Ему. Однако дал и заповеди, исполняя которые человек может приблизиться к Богу. К способности человек прилагает идею, а к идее – реальное дело. Для познания Бога необходимы усилия, чтобы достичь уподобления Творцу, Которым созданы «небо и земля». Человек в своей деятельности свободен именно в том, чтобы постепенно направить усилия в сторону сотрудничества с Богом, а не противления Ему. Отдаляясь же от Бога, мы в действительности утрачиваем свободу, потому что вынуждены в одностороннем порядке подчиниться земному бытию, которое не предоставляет возможности для обретения богоподобия. Разрыв отношений с Богом причиняет страдание человеку, хотя изначально он сам отвернулся от Творца, предпочитая поклониться и служить творению.
Бог ищет всякого из нас, как некогда искал Адама со словами: «Где ты?» (Быт 3:9). Не может ли всемогущий Бог, спросим себя, найти согрешившего человека, не ожидая его раскаяния, подобно тому, как следователь находит преступника по оставленным им следам? Бог этого не хочет, ведь если нас найдут как преступников, то последует наказание. Он хочет, чтобы мы признали в Нем любящего Отца, а не справедливого следователя, ищущего улики против преступника. Процесс богопознания для человечества не должен прерваться никогда. Приближение к вечному Богу всегда будет движением, благодатным и радостным для человека.
Всякое богословское рассуждение должно опираться на веру и опыт, которые главным образом доносит до нас Священное Писание и Предание Церкви. Однако соработничество подразумевает обретение человеком личной веры и опыта бытийного сопребывания с Богом. В течение многих веков истории человечества личные отношения Бога с человеком были сокровенным сердечным сокровищем, которое не всегда становилось общим достоянием. Поэтому письменные святоотеческие свидетельства и богооткровенный текст Писания являются уникальным и неискаженным источником для подтверждения опыта познания Бога и укрепления в вере. Это позволяет человеку обрести правильный путь к Богу и держаться его, не уклоняясь в направлении бесконечных духовных или псевдодуховных поисков, которыми так богата наша цивилизация.
В этой книге мы предлагаем читателю познакомиться с некоторыми страницами Ветхого и Нового Заветов, творений святых отцов, следуя определенному порядку или плану, который нам представляется наиболее подходящим для формирования личного процесса богопознания в согласии с тем, как его видит Православная Церковь. Прежде чем пытаться самому представить, Кто есть Бог, необходимо познакомиться с преставлением о Нем тех, кто посвятил себя вере и всю жизнь прожил в соответствии с ней.
Когда и где это было и сколько столетий прошло с тех пор? Временная и пространственная дистанция между современным читателем и теми авторами, чьи слова теперь доступны и приводятся нами в книге, есть свидетельство того, как просвещенное сознание человека относится к богопознанию, бережно сохраняя и передавая от поколения к поколению его опыт. Это должно вдохновить и убедить в том, что Бог Сам желает, чтобы человек познал Его. Он просвещает нас и делает активной нашу способность к обожению. Об этом говорит вся православная святоотеческая традиция.
В книге мы последовательно и внимательно рассмотрим главное в нашей традиции, что относится к представлению о Боге, о Его имени и свойствах, о Его Сыне и Духе, о Его сущности и энергиях. Послушаем, что говорят святые отцы и учители Церкви о Боговоплощении и пророчествах, о Нетварном свете и исхождении Святого Духа, о любви Бога к человеку и Его промышлениях об этом мире. Затронем тему Бога и зла, которое продолжает творить человек, своеволием отпавший от Бога.
Если мы будем сдержанными в собственных оценках и суждениях о Боге, будем доверять Священному Преданию и Писанию Церкви, то Бог Сам поможет нам избежать ложного представления о Нем. Тогда мы примем за основу своей веры именно то направление богомыслия и богопознания, которого держались святые отцы.
Глава 1
Откровение личного Бога. Богословие и богопознание
Христианство, наряду с иудаизмом и исламом, принадлежит к числу монотеистических религий, называемых также «авраамическими». Все три религии восходят к откровению, данному Богом Аврааму и зафиксированному в Ветхом Завете. Христианство исповедует, что Бог един, что Он – Отец всех людей, что Он – Творец мира материального и мира духовного.
Согласно христианскому пониманию, Бог не есть абстрактное отвлеченное начало, безликая духовная сила, имперсональное бытие. Бог христиан – это Бог Личность, Бог Живой. Он открывается человеку в личном общении, личном опыте, личной встрече. В то же время Бог трансцендентен человеку, непостижим, неописуем, невидим. В этом изначальный парадокс религиозного опыта, – парадокс, который невозможно объяснить человеку неверующему или агностику, далекому от религии.
В христианстве эмпирический опыт имеет решающее значение. Тому, кто сам опытно не ощутил присутствие Божие, невозможно доказать даже существование Бога. Все попытки доказательства бытия Божия, предпринимавшиеся в истории, были доказательствами для тех, кто желал их принять. Так, например, Фома Аквинский в «Сумме богословия» приводил пять доказательств бытия Божия: 1) через движение (ex motu); 2) через производящую причину (ex ratione causae efficientis); 3) через необходимость (ex possibili et necessario); 4) от степеней бытия (ex gradibus rei); 5) через целевую причину (ex gubernatione rerum). Первое доказательство исходит из того, что в природе все движется, а всякое движение имеет своей причиной нечто иное, следовательно, необходимо дойти до некоего перводвигателя, который сам не движим ничем иным: таким перводвигателем является Бог. Второе доказательство таким же способом, через понятие причинно-следственной связи, приходит к признанию первопричины всего, которой является Бог. Третье доказательство основывается на том, что для всех предметов этого мира возможно быть или не быть, но должна быть такая сущность, для которой не было бы внешней необходимости существования: такой сущностью является Бог. Четвертое доказательство отталкивается от того, что в мире имеются предметы более или менее совершенные, но необходимо высшее совершенство, которое было бы причиной всякого блага и совершенства: им и является Бог. Наконец пятое доказательство исходит из того, что предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности, будучи руководимы сознательной волей: «следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и Его мы именуем Богом»[2].
Ни одно из этих доказательств, основанных на философии Аристотеля, не сможет убедить неверующего человека в существовании Бога. Именно поэтому святоотеческое богословие Восточной Церкви в первом тысячелетии, а вслед за ним и православное богословие второго тысячелетия воздерживалось от попыток доказать бытие Божие при помощи рациональных доводов и логических выкладок. Как утверждает преподобный Максим Исповедник, бытие Божие воспринимается на веру, и эта вера «доступнее всякого доказательства», поскольку она есть истинное знание, «превышающее и ум, и разум»[3].
Некоторые православные авторы позднего времени использовали рациональные доказательства бытия Божия, заимствованные из западной схоластики, в учебных или апологетических целях, однако изначальной богословской интуиции Восточной Церкви такие доказательства были чужды и не нужны. Воздерживаясь или отказываясь от них, православное Предание основывалось на том, что рациональное признание бытия Божия отнюдь не идентично вере в Бога, ибо вера есть опытное познание Бога, встреча с Богом Живым, а такая встреча вообще невозможна на путях рационального познания. Религиозный опыт сверхрационален, и для его выражения требуются иные способы, чем употребляемые в философском дискурсе.