Акушерский риск. Максимум информации – минимум опасности для матери и младенца - Виктор Радзинский
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Медицина
- Название: Акушерский риск. Максимум информации – минимум опасности для матери и младенца
- Автор: Виктор Радзинский
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В. Е. Радзинский, С. А. Князев, И. Н. Костин
Акушерский риск. Максимум информации – минимум опасности для матери и младенца
Разумный риск – самая похвальная сторона человеческого благоразумия.
Джордж Савил Галифакс (1633–1695)Список сокращений
АПР – анестезиологический перинатальный риск.
АФП – α-фетопротеин.
АФС – антифосфолипидный синдром.
ВА – волчаночный антикоагулянт.
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.
ГБП – гемолитическая болезнь плода.
ГД – гемодиализ.
ГЭК – гидроксиэтилированный крахмал.
ДВС – синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови.
ДГЭА – дегидроэпиандростерон.
ДЦП – детский церебральный паралич.
ЗРП – задержка развития плода.
ИВЛ – искусственная вентиляция легких.
КТГ – кардиотокография.
ЛГ – лютеинизирующий гормон.
МА – маточная артерия.
МЗСР – Министерство здравоохранения и социального развития.
МПС – мочеполовая система.
МС – материнская смертность.
НМГ – низкомолекулярный гепарин.
НЦ АГиП – научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии.
ОАА – отягощенный акушерский анамнез.
ОАР – отделение анестезиологии и реанимации.
ООН – Организация Объединенных Наций.
ОПН – острая почечная недостаточность.
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция.
ПАМГ – плацентарный α1-микроглобулин.
ПЗ – перинатальная заболеваемость.
ПН – плацентарная недостаточность.
ПОНРП – преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.
ПР – программированные роды.
ПС – перинатальная смертность.
ПЭ – подсадка эмбриона.
ПФ – плазмаферез.
ПЦР – полимеразная цепная реакция.
РА – радиальная артерия.
РФ – Российская Федерация.
СА – спиральная артерия.
СЗП – свежезамороженная плазма.
ССС – сердечно-сосудистые заболевания.
СФФГ – синдром фето-фетальной гемотрансфузии.
ТБГ – трофобластический микроглобулин.
ТТГ – тиреотропный гормон.
ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии.
УЗИ – ультразвуковое исследование.
ФАС – фетальный алкогольный синдром.
ФАЭ – фетальный алкогольный эффект.
ФПК – фетоплацентарный комплекс.
ФПН – фетоплацентарная недостаточность.
ФСГ – фолликулостимулирующий гормон.
Р-ХГЧ – хорионический гонадотропин человека.
ХПН – хроническая плацентарная недостаточность.
ЦМВ – цитомегаловирус.
ЦНС – центральная нервная система.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение.
E-LIP-тест (от ELISA-Detected Probability of Pathology in Pregnancy).
ICSI (Intra Cytoplasmic Sperm Injection) – инъекция сперматозоида в цитоплазму.
PAPP-A (pregnancy-associated plasma protein-A) – плазменный протеин-А, ассоциированный с беременностью.
Введение
В 1999 г. было начато осуществление нового проекта ВОЗ в сфере репродуктивного здоровья «Сделаем беременность безопасной», направленного на определение важнейших мероприятий по снижению материнской заболеваемости и смертности во всем мире. Эта программа ориентирована на улучшение систем здравоохранения с целью достижения долгосрочных, устойчивых и экономически приемлемых результатов, а главное – на обеспечение оптимального здоровья матери и новорожденного. Были выработаны региональная стратегия ВОЗ в области охраны репродуктивного и сексуального здоровья и программа «Репродуктивное здоровье и беременность» (Копенгаген, 2001), декларирующие приоритетность этой проблемы.
По данным ВОЗ, для современного состояния здравоохранения в Европейском регионе характерен резкий контраст между странами с развитой экономикой на западе и переходной на востоке. Это касается общего состояния здоровья, уровня медико-санитарной помощи и неравномерного распределения бремени ухудшенного здоровья, при котором определенные группы населения подвергаются повышенному риску. Особенно выражена эта разница в области репродуктивного здоровья. По данным краткого обзора состояния репродуктивного здоровья в Европе, подготовленного ВОЗ, в странах восточной части Европейского региона уровень материнской смертности продолжает составлять приблизительно 40 смертей на 100 тыс. живорождений (в странах Евросоюза этот показатель составляет менее 10). Уровень перинатальной смертности в Европе варьирует от 5 до 20 ‰, в странах СНГ перинатальная смертность колеблется от 6 до 21 %; в странах Центральной и Восточной Европы она составляет от 3 до 7 %, в странах Западной Европы – от 2 до 5 %.
Состоявшееся 16 марта 2005 г. в Совете Федерации РФ заседание на тему «Государственная политика в охране репродуктивного здоровья населения» с участием представителей Министерства здравоохранения и социального развития, главных педиатров и акушеров-гинекологов МЗСР РФ, г. Москвы и субъектов Федерации было посвящено катастрофической ситуации в сфере репродуктивного здоровья россиян. По данным МЗСР (2007), в настоящее время регистрируется отрицательный прирост населения (-3,3 на 1000 человек). Женщины фертильного возраста (20–34 лет) предпочитают аборт контрацепции, на этом фоне растет число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Соответственно ухудшается здоровье новорожденных, а это – будущее здоровье нации. Несмотря на некоторое увеличение с 1999 по 2007 г. коэффициента рождаемости с 8,3 до 11,3 и незначительное снижение материнской и перинатальной смертности, демографическая ситуация остается крайне тяжелой.
Демографический кризис, развившийся в России в последнее десятилетие ХХ в., охватил все стороны демографических процессов: рождаемость, смертность, миграцию. С точки зрения мировой демографической науки сегодня наша страна находится на депопуляционном этапе демографического перехода: низкая рождаемость сочетается с высокой смертностью населения, особенно трудоспособных возрастов, на фоне миграции молодого населения и высокой половой диспропорции. В РФ депопуляционные тренды стали угрожать национальной безопасности и требуют стратегических мер государственного регулирования основных естественных и механических демографических процессов.
Численность населения страны за 10 лет сократилась более чем на 5 млн человек. Россияне умирают в 1,5 раза чаще, нежели рождаются. Наиболее высок темп сокращения населения среди детей в возрасте до 14 лет (на 5–7 % ежегодно), а ведь именно на это поколение в дальнейшем будет возложена задача сохранения и укрепления финансовой и политической независимости страны; наращивания валового внутреннего продукта, формирования бюджета и обеспечения нетрудоспособных граждан.
Социально-экономический кризис вызвал ряд серьезных проблем в охране здоровья населения. С начала 1990-х гг., когда смертность в нашей стране превысила показатель рождаемости (всем известный феномен, носящий название «Русский крест»), численность населения Российской Федерации уменьшается ежегодно почти на более чем полмиллиона человек (рис. 1).
Россия существует в условиях суженного воспроизводства населения с резким падением коэффициента рождаемости до 1,3 и снижением доли повторных рождений до 40 %.
Рис. 1. Естественное движение населения в РФ
По численности населения наша страна пока относится к числу крупнейших стран мира. Однако если в 2000 г. она занимала 6-е место в мире по численности населения – 145,6 млн человек (2,4 % от общей численности), то, по прогнозам ООН, в 2050 г. она займет 18-е место с численностью населения 101,5 млн (1,1 % от общей численности). Таким образом, на 13 % суши нашей планеты будет жить 1 % человечества.
К 2005 г. в России число рождений стабилизировалось на уровне 9-10 на 1000 человек, однако никто пока не может сказать, что это поворотный момент кризиса. Некоторому росту числа рождений в 2007 г. способствовало увеличение абсолютного числа женщин детородного возраста, однако, как показали расчеты, влияние этого фактора на увеличение рождаемости несущественно. Поэтому, несмотря на тенденцию к росту коэффициента суммарной рождаемости (1,2–1,3), по его нынешнему уровню Россия остается среди стран с самым низким его значением (рис. 2).
Рис. 2. Население Российской Федерации (млн чел.)
Почти ни в одном из регионов страны не происходит даже простого воспроизводства населения. Каждые 5 лет на 20 % снижается количество женщин, способных родить ребенка. Только в трех республиках Российской Федерации – Дагестане, Ингушетии и Тыве – ежегодное число родившихся обеспечивает замещение поколений.
Россия входит в группу стран, для которых характерна депопуляция и типична картина, когда в семье воспитывается всего один ребенок. По прогнозам демографов, сокращение численности населения к середине XXI в. произойдет в нескольких десятках стран. Однако, если, по оценкам экспертов ООН, в таких развитых странах, как Япония и Германия, число жителей уменьшится на 14 %, то для России аналогичный показатель составит 30–40 %. Более того, стоит обратить внимание на катастрофически уменьшающуюся долю подростков в населении России (рис. 3).