Газета Завтра 507 (32 2003) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сыр-бор вокруг "ЮКОСа" и олигархов — внутренняя, российская распря, но прок от нее, скорее всего, извлекут те иностранные вкладчики капитала — "Бритиш Петролеум", "Экссон", "Шеврон" и другие потомки приснопамятного нефтяного картеля "Семь сестер". Как в "старые добрые времена", они предвкушают подношение догадливой местной денежной знати — уступку контрольного пакета акций "ЮКОСа". А почему бы и нет? Интрига в том, что теперешние владельцы контрольного пакета "ЮКОСа", после чистилища на Малой Дмитровке, возможно, станут несравненно сговорчивей. Известный аналитик и историк мировой нефтедобычи Дэниэл Ергин в бестселлере "Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть" подмечает: "Бритиш Петролеум" всегда славилась умением по дешевке скупать нефтяные активы". Компания, на гербе которой британский флаг, промышляет этим уже третий век. И чтобы глубже поразмыслить о смысле сегодняшней интриги с "ЮКОСом", в самый раз вернуться в Баку начала прошлого века, когда Ротшильды и Нобели контролировали нефтепромыслы на Апшероне.
"Все принадлежащие Ротшильду нефтяные активы зависели от российской добычи",— свидетельствует Д.Ергин. Но в 1911 году дальновидные банкиры Ротшильды начали переговоры с главой "Ройял Датч Шелл" Детерингом о продаже всего своего нефтяного бизнеса в России. "Враждебность к иностранцам" в России глубоко обеспокоила концессионеров. Равно как и растущая политическая нестабильность. Перед первой русской революцией нефтепромыслы в Баку бастовали. Руководил стачкой доведенных до отчаяния нефтяников молодой, талантливый и решительный революционер Джугашвили-Сталин. Бакинская стачка разрослась во всероссийскую. Пути будущего вождя мирового пролетариата и крупного иностранного капитала рано пересеклись. В этом своего рода знамение и еще — памятка, что нефть — особо горючий материал социальных столкновений и революций. Как раз об этом зря запамятовали наши, без году неделя, нефтяные олигархи.
..."Детеринг, как сова, раздумывает, правильно ли он поступил и не может ли он сделать что-нибудь лучше",— живописует "гамлетовские" страдания дельца-нефтепромышленника автор бестселлера "Добыча". Детеринг все-таки польстился! Сделка была заключена. В одночасье Группа Детеринга стала одним из крупнейших в России трестов. Она контролировала пятую часть всей нефтедобычи. Российский Генштаб это беспокоило, но премьер Витте был еще радушнее к западному капиталу, чем нынче Касьянов...
Октябрьская революция национализировала нефть. Детеринг неистовствовал. А когда западные компании при НЭПе откликнулись на предложение Советов покупать покупать у РСФСР нефть, он метал громы и молнии. "Ограбленный" большевиками алчный владелец бакинской нефти готов был проклясть тех, "кто имеет дело с этими разбойниками". Сегодня, почти век спустя, британцы налаживают бизнес уже с другими "разбойниками", — частными собственниками-олигархами. И вдруг оказалось, что скандал вокруг “ЮКОСа” создает неплохую дымовую завесу для вторжения британского капитала в российскую нефтянку. Арбузная корка брошена под ноги не чужеземцам из транснациональной "Бритиш Петролеум", владеющей, к слову, половиной нефтяных месторождений Аляски (США), а под штиблеты выпестованных Ельциным собственных, но, увы, неблагодарных Рокфеллеров с откупными от Госкомимущества.
...Тихое коварство Би-Пи и исконное умение британских, и не только британских, дельцов и политиков разделять и властвовать не относятся к моральным категориям. Это обычная повадка жесткого нефтяного бизнеса, каков он есть в мире.
"ДЕДУШКА", БАБ И... ИЛЛАРИОНОВ
"Природная рента — одно из самых больших наших несчастий",— огорошил весь белый свет советник Президента экономист Андрей Илларионов. Особенно он порицает ренту нефтяную. В чем ее пагуба? А если бы на даче Илларионова "...вдруг ударил фонтан выше дома большого. Это нефть была бы — "черное золото", "техасский чай". Воспетая в стиле кантри счастливая оказия выпала внезапно разбогатевшему "деревенщине из Биверли" — герою популярного в Америке телесериала.
"Техасский чай" — просто кладезь богатства для индивидуумов и целых наций. Но, по Илларионову, это богатство, останься оно у россиян в общем владении, непременно им боком выйдет. И совсем уж плохо для здоровья экономики и пугливых спекулянтов фондового рынка зариться на капиталы нефтяных олигархов, дотошно рыться в их бухгалтерских книгах. При этом Илларионов, не моргнув глазом, ссылается на пример ОПЕК. В странах—экспортерах нефти, дескать, доход на душу населения снизился с 1979 года на 30%. А во сколько крат он возрос, например, в странах Залива после национализации нефти в начале 70-х? Про это Илларионов начисто запамятовал. За что поплатились страны ОПЕК? В чем их грех? "Национализация имущества, пересмотр итогов приватизации и внедрение госрегулирования". В чей огород камешек — ежу понятно. Просто сказать: "не замай!" — Илларионову не с руки, и он строит турусы на колесах. Раз, дескать, Гепрокуратура посмела проверять законность давних приватизационных сделок, то налицо зловредный умысел. Сначала отнимут нажитое у хозяев ЮКОСа, а потом, попомните, дойдет черед и до приватизированных квартир. До приватизации квартиросъемщики, очевидно, обитали в шалашах. Во избежание гражданской войны либеральный экономист Илларионов предлагает учредить своего рода "чистый понедельник". С этой даты все былые нечистые сделки с промышленной собственностью прощаются. Итак, олигархи останутся с нефтяной рентой, а обыватели, с Божьей помощью,— в своих приватизированных квартирах. Что стоит за этим: выверт, лукавство, "отбывание номера"? Либеральные интеллектуалы, которые, как по команде, "свистать всех наверх!" ополчились против покушения на нефтяную ренту, отстаивая неприкосновенность сверхдоходов крупного бизнеса, не изобрели ни одного содержательного экономического довода. Так уж повелось, что весь свод либерального реформаторства в самом начале 90-х держится на нагромождении одной апологетической лжи на другую. И публика невольно повторяет за ними этот "псалтырь".
Но, пожалуй, более откровенную, без околичностей, отповедь супостатам дал красноречивый как всегда Березовский. "Власть берет под контроль капитал не только крупный, до палатки дойдут". Окаянные бюрократы, прикормленные понапрасну самими олигархами, вздумали-де извести предпринимательство на корню. Они, правда, и впрямь пригодились, когда перераспределяли за взятки "ничью собственность", но то дело прошлое. Почему собственность государства "ничья" — загадка и несуразица. Что делать? "Бизнес должен открыто претендовать на власть, не стесняться". Ротозейство, дескать, доверять и передоверять государству бразды правления, если оно отлынивает защищать интересы нашего брата — олигарха. Ни тени сомнения, что у этого государства есть еще кто-то, к примеру, 146 миллионов подданных, чьи интересы, по Конституции, оно обязано защищать.
Гневная филиппика БАБа хороша тем, что он, не таясь, исходит из неприкосновенной ценности порядков, заведенных при Ельцине.
"Дедушка" российской либеральной революции роздал ренты, промыслы и вотчины, не скупясь, и завещал преемнику держаться уговора с олигархами. И вот как оно обернулось!
Березовский выглядит в своих обличениях ретроградом. Но из лондонского изгнания он провидит дальше других: "Почему-то все (олигархи.— В.П.) решили, что сначала надо стать понятным для Запада, а потом уже для своих. Глубочайшее заблуждение. Здесь, на Западе, будут раздирать (российские.— В.П.) капиталы, которые вывезены"... Проницательный совет Березовского своим сотоварищам-олигархам: "попытаться добиться поддержки народов России, а уж потом на Западе".
"Заграница нам не поможет".
Окончание следует
ТЕХНОЛОГИЯ УХОДА Заметки с пресс-конференции Сергея ГЛАЗЬЕВА
Николай Коньков
12 августа 2003 0
33(508)
Date: 13-08-2003
Author: Николай КОНЬКОВ
ТЕХНОЛОГИЯ УХОДА Заметки с пресс-конференции Сергея ГЛАЗЬЕВА
За последние годы Сергей Глазьев выдвинулся в число наиболее авторитетных деятелей левопатриотической оппозиции. Воскрешенный на выборах 1999 года по списку КПРФ из, казалось бы, политического небытия, по итогам губернаторских выборов в Красноярске он вновь вознесся на "небеса" политической жизни, продемонстрировав новые возможности "красного проекта". А озвученная им идея национализации природной ренты стала настоящим хитом нынешнего политического сезона, востребованным в спектре от "Единой России" до компартии.