Итоги № 47 (2011) - Итоги Итоги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Схема лечения
Большинство родителей мучаются в догадках: страдает их ребенок от гиперактивности или же он такой подвижный от природы. «Если родители видят, что ребенок хорошо усваивает информацию, нормально спит, но при этом очень много двигается днем, то бить тревогу не стоит, — успокаивает Татьяна Муха. — Это особенность физиологии и темперамента. Первый признак развития гиперактивности — она мешает самому ребенку, тормозит его развитие. Если ребенок не в силах сконцентрироваться на одном деле, буквально не может усидеть на месте, плохо спит и не отличается хорошей памятью, то это явные симптомы болезни».
Обычно первые тревожные признаки проявляются в раннем возрасте. Малыши с таким синдромом часто имеют повышенный мышечный тонус, слишком чувствительны к воздействию внешней среды — шуму, свету, холоду, духоте. «Отчетливо дефицит внимания начинает проявляться в 3—4 года, — рассказывает детский невролог Наталья Волкова. — Например, ребенок не может доиграть в ту игру, которая занимает его сверстников часами. Или же не способен дослушать до конца сказку, рассчитанную на его возраст. Мир он познает поверхностно. Если и задает родителям какой-либо вопрос, то довольствуется любым ответом, не интересуясь подробностями. Такой ребенок постоянно что-то вертит в руках, теребит пуговицы, рвет бумажки на мелкие части, кусает ногти».
Однако лишь единицы мам-пап начинают бить тревогу по этому поводу в детском саду: в первый раз к специалистам обращаются, когда ребенок уже начинает посещать школу. Просто потому, что именно там становится понятно: ребенок постоянно отвлекается на уроке, не может усвоить необходимый минимум знаний, таскает из школы двойки. «На поведение ребенка нужно обращать внимание за год-два до школы, — советует Татьяна Муха. — В это время еще есть шанс исправить ситуацию. Но у нас родители очень много внимания уделяют интеллектуальной подготовке ребенка к школе, часто забывая об эмоциональной. Если начать лечение болезни заранее, то поведение ребенка удастся скорректировать».
Но как лечить? Большинство родителей, которые приводят свое слишком шустрое чадо к врачу, требуют выписать лекарство, желательно мгновенного действия, не задумываясь о последствиях. А зря. Недавно британский телеканал Channel 4 привел такие данные: за последние 10 лет число детей, которым прописывали антипсихотические препараты (нейролептики) для лечения синдрома СДВГ, выросло в Великобритании вдвое. Выяснилось, что дети годами находились под воздействием сильнодействующих препаратов без должного медицинского наблюдения. И это несмотря на большое количество побочных эффектов, таких как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые расстройства. А, к примеру, применение препаратов, призванных восполнить дефицит естественного дофамина в организме, может стать причиной возникновения обжорства, гиперсексуальности, алкоголизма и наркомании. Учитывая, что число гиперактивных детей растет, злоупотребление медикаментами может серьезно подорвать здоровье подрастающего поколения 2000-х. И потому специалисты сегодня все больше высказываются в пользу психологической коррекции.
Впрочем, прежде чем пугаться, родителям стоит поговорить с воспитателями детского сада, куда ходит ребенок, и с родителями других малышей. «Вполне возможно, что поведение ребенка кажется гиперактивным только родителям, а на самом деле соответствует нормам, — предупреждает Марк Сандомирский. — В каждом возрасте у ребенка свой порог внимания. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может сосредоточиться на одном занятии». Диагностика гиперактивности в России еще недостаточно развита, и если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, на всякий случай лучше перепровериться у другого врача.
Выписной эпикриз
Специалисты предупреждают: недооценивать синдром дефицита внимания не стоит, поскольку последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми. Наказывая ребенка за непослушание и двойки, велик шанс вызвать в нем ответную агрессию. «Опасность гиперактивности именно в том, что ребенок не контролирует ситуацию и свои эмоции, — отмечает Татьяна Муха. — Все это оборачивается против него». Наталья Волкова предполагает, что симптоматика СДВГ может сохраняться у человека всю жизнь. Она просто трансформируется со временем. Сначала человек конфликтует с одноклассниками и родителями, потом с коллегами по работе, женой (мужем) и своими же детьми. Из гиперактивного ребенка в результате может вырасти семейный тиран.
Впрочем, другие специалисты считают, что из гиперактивных детей могут вырасти не только тираны, но и гении. Не зря же таких детей еще называют детьми с двойной исключительностью — в одном человеке сочетаются одаренность и гиперактивность. Такие дети могут, например, добиваться выдающихся успехов в музыке, математике или литературе, но при этом с трудом осваивать программу по другим предметам.
«Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию, как крот, — рассказывает о своем ребенке с диагнозом СДВГ Наталья Р. — Только в жизни с ним очень тяжело: импульсивен, болтлив, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит со взрослыми. В школе любят говорить: у него проблемы из-за одаренности, ему нужна другая школа. А в спецшколах нагрузка выше, там могут учиться только дети с первой группой здоровья. И куда нам податься?»
Неврологи считают, что к каждому такому ребенку нужен индивидуальный подход, о чем в современном обществе пока приходится только мечтать. «Можно скорректировать поведение даже самого трудного ребенка, нет безвыходных ситуаций, — считает Наталья Волкова. — Но самим родителям нужно четко понимать, чего им ждать от ребенка. Если у него тройки по всем предметам, кроме математики и физики, то, может, и не стоит бить тревогу и пытаться сделать из него такого, как все. Вспомните, сколько знаменитых людей в школе учились на тройки».
И потом, вдруг за такими детьми будущее? Может, это мы отстаем от жизни, а она требует появления именно таких — активных, пытливых, быстрых на решения, не отвлекающихся на мелочи? Ведь их болезнь — продукт прогресса, за который мы все так боремся...
Нина Важдаева
Cтрого на юг / Общество и наука / Общество
Это было ровно 100 лет назад. Две экспедиции рвались к Южному полюсу, чтобы стать первыми — команда норвежского исследователя Руаля Амундсена и команда англичанина Роберта Скотта. Гонка покорителей суровых широт кончилась тем, что первыми Южного полюса 14 декабря 1911 года достигли норвежцы. Питаясь мороженым тюленьим мясом, они вышли победителями в сражении с пронизывающими ветрами и 40-градусным морозом. Их конкуренты были тоже людьми смелыми, но добрались до заветной точки лишь месяц спустя, а на обратном пути погибли — холод оказался сильнее. Тогда триумф одних покорителей был омрачен мыслью о трагедии других. И все же мужество обеих экспедиционных команд поразило мир, и, наверное, именно с того времени неизведанный ледовый континент с его магической точкой притяжения — Южным полюсом — с невероятной силой манит к себе романтиков и путешественников.
В эти дни отмечаются две не менее значимые даты. 55 лет назад СССР начал освоение Антарктиды. В 1956 году первая экспедиция под руководством Михаила Сомова достигла побережья моря Дейвиса. А в 1961 году, ровно 50 лет назад, была основана «Новолазаревская» — одна из старейших действующих до сих пор станций в Антарктиде.
11 ноября в этих широтах побывала команда Газпром-Медиа Холдинга. Члены экспедиции выполнили почетную миссию: подняли флаги холдинга — НТВ, НТВ-Кино, НТВ-Плюс, ТНТ и Газпром-Медиа. Генеральный директор Газпром-Медиа Николай Сенкевич (на фото в центре) заявил: «Для России освоение Антарктиды всегда было делом престижа. А для меня лично это еще и особенно значимо, так как ровно 45 лет назад мой отец Юрий Сенкевич отправился из Ленинграда в 12-ю антарктическую экспедицию, где принял участие в исследованиях по выживанию человека в экстремальных условиях».
Присутствие на далеком континенте Россия намерена расширять и впредь. Стратегия развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу предусматривает выделение 60,5 миллиарда рублей на финансирование работ в этом регионе. Это значит, что еще не одно поколение романтиков сможет на себе ощутить, что такое антарктические стоковые ветры, колючие метели и полярная ночь. И уж точно запомнят путешествие туда, где природа устраивает человеку самый серьезный экзамен в жизни.
Василий Дятлов
Человекообразные / Общество и наука / Общество