Газета Завтра 398 (29 2001) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Введение суда присяжных тем более должно поставить точку в борьбе с преступностью в России: борьба прекратится как таковая. От суда присяжных отказались уже давно по всей Европе, в Америке такой суд сохранился только в нескольких штатах. Суд присяжных, доказавший свою неэффективность во всех развитых странах, почему-то навязывается нашей стране как панацея от всех бед. Мне кажется, что сами бандиты продвигают эту идею, чтобы окончательно защитить себя от МВД. Уверяют, что присяжные как представители народа будут тверже стоять на защите спокойствия и законности в своем родном городе или районе. Уверяют, что присяжные не будут брать взяток, потому что им будет стыдно перед людьми. А честность присяжных будет определяться присягой на Конституции. Какая чушь! По-моему, за эти десять лет выяснилось, что продаются люди, независимо от социального происхождения. Любая пенсионерка-присяжная возьмет от бандита деньги, разница только в том, что купить бабушку в суде присяжных будет на два порядка дешевле, чем судью сегодняшнего. Если сейчас уходят от ответственности все, кто может выложить несколько тысяч долларов, то для присяжных хватит и по сотне на каждого. Если сейчас удается сажать хотя бы молодняк и хулиганов, с присяжными можно будет сажать только нищих и бомжей. Про присягу на Конституции вообще смешно говорить, ибо Основной Закон у нас в стране, увы, не пользуется таким уж глубоким уважением...
Почти все мои товарищи скорее всего уйдут из угрозыска сразу после введения "судов Линча". В принципе я вообще не понимаю, для чего будет нужна работа розыска, если приговоры будут выносить совершенно некомпетентные люди. Домохозяйки и добропорядочные обыватели представляют себе борьбу с преступностью по карманным книжкам Марининой или по телесериалам. При всем уважении к простым гражданам, доверять им суд — само по себе преступление. В конце концов, суд сведется к эмоциональной оценке судьей-непрофессионалом обвиняемого или очень дешевому подкупу. Ничего глубже теории Ломброзо суд присяжных использовать в своей практике не будет. А тогда что толку проводить следственные эксперименты, экспертизы, очные ставки, собирать доказательства. Присяжный судья все равно будет ориентироваться на собственные впечатления, в тонкостях уголовного розыска он не разберется и разбираться не станет. Розыск может разбиться в доску и поймать какого-нибудь вора, посадить его на скамью подсудимых. А дальше вор, убийца или вымогатель станет лить слезы, рвать на груди рубаху, вешать присяжным на уши лапшу. Мол, менты его оговорили, показания выбили силой, пытали. Таких мелочей, как заключение судмедэкспертизы о побоях, присяжные не потребуют. В итоге судья скажет — смотрите, какой приятный и красивый мальчик, да разве он мог совершить преступление? Рассказы о пытках в милиции всегда встречают доверие и понимание у простых граждан и не требуют доказательств. Кончится тем, что бандита выпустят из зала суда. Учитывая способности большинства бандитов легко разводить лохов, преступники смогут уходить от ответственности при помощи суда присяжных, да еще и на халяву — присяжный может даже не потребовать денег за помощь. Порой даже профессиональные сыщики не могут устоять перед даром убеждения иного бандита. Сам помню, как на допросе почти поверил, что парень, обвиненный в убийстве и грабеже, невиновен. Только когда убийцу увели, еще раз посмотрел дело и понял, что доказательства несокрушимы, а у парня просто хорошо подвешен язык. Уверен, суд присяжных отпустил бы такого на все четыре стороны.
Принцип работы милиции с введением суда присяжных упростится до предела. Надо будет отлавливать повсюду хромых, убогих, уродов, алкашей, людей со шрамами, с дефектами речи, изгоев общества и затыкать ими все дыры, вешать на них все преступления.
Помимо больных людей, приговоры посыпятся на чужаков — нацменов, приезжих… По сути, это будет суд инквизиции, присяжные будут давить тех, кто просто им не нравится. Очень много наших сотрудников уже сейчас хотели бы так жить и работать. Еще бы, можно будет вообще не напрягаться. Присяжные будут линчевать колдунов и ведьм, раскрываемость повысится, а делать ничего не надо. Куда уж лучше? Боюсь только, что саму милицию тогда могут распустить. Если уж жить по средневековым законам, то зачем тогда МВД? Достаточно и городской стражи. Уголовный розыск, криминалистика тогда ни к чему. В современной России опыт деятельности суда присяжных уже есть. Суды шариата в Чечне — это тот же суд присяжных. Бандиты в Чечне больше всех агитировали за введение шариатского суда — за все время деятельности этих судов в республике не наказали ни одного бандита. В России будет еще хуже: шариатские судьи хотя бы клялись на Коране, это к чему-то их обязывало. А у нас даже клясться сегодня судье не на чем.
Илья ПЕТРЕНКО
[guestbook _new_gstb]
1
2 u="u605.54.spylog.com";d=document;nv=navigator;na=nv.appName;p=0;j="N"; d.cookie="b=b";c=0;bv=Math.round(parseFloat(nv.appVersion)*100); if (d.cookie) c=1;n=(na.substring(0,2)=="Mi")?0:1;rn=Math.random(); z="p="+p+"&rn="+rn+"[?]if (self!=top) {fr=1;} else {fr=0;} sl="1.0"; pl="";sl="1.1";j = (navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); sl="1.2";s=screen;px=(n==0)?s.colorDepth:s.pixelDepth; z+="&wh="+s.width+'x'+s.height+"[?] sl="1.3" y="";y+=" "; y+="
"; y+=" 16 "; d.write(y); if(!n) { d.write(" "+"!--"); } //--
17
Напишите нам 5
[cmsInclude /cms/Template/8e51w63o]
Павел Папулов ЗАЧЕМ МЕЧИ ОРАЛУ? (Размышления над книгой Максима КАЛАШНИКОВА “Битва за небеса”)
МАКСИМ КАЛАШНИКОВ, автор книги “Сломанный меч империи” (М.: “Крымский мост”, 1998), выпустил в том же издательстве отдельным томом ее продолжение “Битва за небеса” (2000). Обе работы содержат достаточно объемное и скрупулезное изложение достижений научно-технической революции с анализом ее результатов в Советском Союзе и Российской Федерации. На цифрах, графиках, схемах убедительно показано превосходство военно-технических характеристик отечественного оружия (самолетов, вертолетов, субмарин, надводных кораблей, многоступенчатых ракет и т.д.).
Как человек, без малого 30 лет прослуживший в армии и профессионально занимающийся вопросами военной науки, могу сказать, что в открытой печати отсутствуют многие данные, которые приведены М.Калашниковым, вплоть до наименований ныне действующих научных, производственных и хозяйственных организаций, занятых обеспечением обороноспо- собности страны, фамилии конкретных руководителей и ведущих специалистов. Автор пишет о том, что у него налажены тесные контакты с этими людьми и организациями. Впрочем, достоверность приведенных М.Калашниковым сведений и, соответственно, правомочность их появления в книге — это отдельный вопрос.
Действительно, чрезвычайно подробное описание советских и российских вооружений в названных выше книгах способно не только проинформировать патриотического читателя, что далеко не все потеряно, но и послужить хорошим “путеводителем” для специальных структур Запада и Востока. Однако еще большую тревогу вызывает наличие системных соответствий между политической доктриной, которую пропагандирует М.Калашников в “Битве за небеса”, и реальной политической доктриной Кремля.
Речь идет не только о статусе военно-промышленного комплекса России как главного “локомотива”, способного вытащить страну из экономической пропасти и политической зависимости от Запада, куда ее столкнули горбачевско-ельцинские реформы. “Вот способ принести России огромные прибыли. Вот куда государству нужно кредиты давать”,— писал М.Калашников. И действительно, продвижение российского оружия на мировые рынки: от Кувейта до Венесуэлы, от Китая до Нигерии,— является постоянным приоритетом путинской “команды”, приносящим, наряду с экспортом невозобновимого сырья, значительные валютные поступления. Неудивительно, что в марте 2001 года решением президента были списаны все долги предприятий ВПК перед бюджетом и предусмотрена выплата государственной задолженности перед "оборонкой" за 1996-98 годы в сумме 28 млрд. рублей (около 1 млрд. долл.), а также запущен механизм лизинга авиационной техники, на чем давно настаивали отечественные самолетостроители.
Эти шаги, если рассматривать их сами по себе, в отрыве от общей идеологической установки нынешнего руководства России, выглядят проявлением здравого смысла и свидетельствуют о смене убийственного для страны политического курса горбачевско-ельцинского периода. Однако подобный прагматизм почему-то не распространяется на самые высокотехнологичные отрасли, связанные с атомной энергетикой и космосом. Всем памятно затопление станции “Мир”, ознаменовавшее собой фактический отказ путинской России от лидерства в освоении околоземного пространства. Известно, что Китай предлагал за дальнейшее использование этого уникального комплекса свыше 2 млрд. долл., однако кремлевские чиновники предпочли “не ссориться с Америкой” и выполнить ее заказ.