Суть времени – 11,12 - Сергей Кургинян
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Потому что, если мы не поймём, что такое культура, как нормальный регулятор, и чем её функционирование в русском обществе, в русской цивилизации отличается от функционирования в традиционном обществе и в обществе эпохи Модерн, – мы не разберёмся с «Четвёртым проектом».
Поэтому дальше мы будем двигаться по 4-м направлениям:
- деятельность,
- актуальная политика,
- политическая теория
и политическая философия.
Это первая передача второго цикла, которую я делю на эти четыре части.
И да поможет нам Дух Истории справиться с этой задачей.
"Суть времени – 12
"
Мы договорились, что во втором цикле передач – с 11-й по 20-ю – будем делить каждую из передач этого второго цикла на 4 части: деятельность, актуальная политика, политическая теория и идеология. Ну, раз договорились, надо так и действовать.
Часть первая – деятельность
Первая часть – это деятельность. Здесь я хотел бы разобрать несколько вопросов. Мы никогда не продвинемся в деятельности, если не будем разбирать вопросы конкретные. Поэтому, прежде всего, я займусь первым блоком нашего начинания – «Территориальная целостность», цель движения – защита территориальной целостности России.
И просто предложу, как в рамках этого раздела можно формировать подразделы, и как можно вести деятельность.
При этом сразу оговорю, что если от вас, от слушателей этой передачи, не будут исходить свои предложения, и вы в это не будете включаться, то процесс этот будет «мёртворождённым». Конечно, мне есть кому поручить заниматься территориальной целостностью, и люди будут заниматься, добросовестно выкладывать материалы. Но это будет неинтересно. Так что всё, что мы предлагаем, есть не директива, а есть мессидж к тем, кто это слушает, в расчёте на ответный мессидж, теперь уже конкретный.
Поскольку деятельность – вещь сухая и требующая текстуальной ответственности, то я эту деятельность буду описывать, читая бумажку. За что прошу извинения у слушателей. Потом в других разделах я от бумажки оторвусь.
Итак, первый раздел (или блок) «Территориальная целостность» состоит из следующих подразделов.
Первый подраздел.Сбор материалов, как иностранных, так и отечественных, в которых рассматривались или рассматриваются различные варианты расчленения исторической России – Российской Империи, СССР, РФ. Я имею в виду материалы доказательные, ответственные, не разного рода фантазии о чьих-то там тайных протоколах, а материалы (и их очень много), которые можно рассматривать и анализировать.
К сожалению, очень многие у нас не знают, что эти материалы существуют, что расчленение СССР – это только первая фаза в расчленении исторической России, что дальше этот процесс обязательно будет продолжен, что есть люди, которых целостность Российского государства очевидным образом не устраивает. Целостность страны, я бы даже здесь сказал. Именно страны. И надо, чтобы люди знали об этом. А для того, чтобы люди знали об этом, это должно быть собрано, упорядочено и представлено к рассмотрению людей.
В числе прав, которыми наделён человек, – есть право знать и право понимать, что не одно и то же. Человек должен, во-первых, обладать информацией. И, во-вторых, он должен иметь аппарат, позволяющий ему эту информацию анализировать и делать выводы. Выводы он делает свободно, но аппарат-то он получает в процессе образования и самообразования. А знания должны быть собраны. Знания о предмете, сведения. Знания тоже. Но сведения – прежде всего.
Специфика нашей эпохи заключается в том, что у нас профицит, а не дефицит информации. Это, кстати, отчасти убивает всякие разведки. Если разведки раньше существовали, добывая секретные сведения в условиях дефицита информации, то сейчас вывалено так много, что люди просто захлёбываются в этой информации. Они не знают, где её искать по-настоящему, какая степень её достоверности, как её собирать, как её классифицировать. И вот этим всем я предлагаю заняться людям, которые действительно обеспокоены сохранением территориальной целостности России. А если мы эту целостность не сохраним, то все наши остальные рассуждения бессмысленны. Другое дело, что мы её не сохраним, если не будет всех остальных размышлений и рассуждений, но потерять целостность России сейчас – это потерять всё.
Мы настоятельно подчёркиваем, что такой сбор материалов не имеет ничего общего с разведкой, что речь идёт об открытых материалах, как иностранного, так и отечественного характера. Мы категорически не намерены заниматься чем-то иным (коллекционированием доносов, например, или чем-то в этом духе) и будем пресекать любые попытки сделать это от нашего имени.
При этом количество открытых материалов очень велико. Проблема нашей эпохи – не недостаток, а избыток информации. И неспособность, в связи с этим избытком, даже ознакомится с имеющимся материалом, разбросанным по разным изданиям, разным сайтам, разным базам данных и так далее. Тем более, неспособность этот материал осмыслить. Так что надо заниматься необходимым, открытым, полезным делом.
К примеру, интеллектуально-политическая общественность уже почти не знает, о чём пишет региональная пресса. Тем более, о том, что издают региональные издательства, что обсуждают региональные конференции и так далее. Люди в регионах, может быть, и хотели бы быть услышанными. Они зачем-то это печатают? Чтобы быть услышанными! Они зачем-то собирают открытые конференции? Чтобы быть услышанными!
Но нет даже места, в котором говоримое ими может быть собрано и осмыслено. Ведомства, которые этим занимаются, в существенной степени самоустранились. И потому особенно нужна независимая, разумная и тактичная гражданская альтернатива.
И тут я от направления деятельности на три минуты перейду к деятельности как таковой.
Вот вся эта деятельность и есть гражданская альтернатива. Сокращённо «Грааль». Мы собираем эту «Гражданскую альтернативу» и предлагаем всем в ней участвовать. Чего бы это ни касалось – защиты территориальной целостности, исследования России, защиты исторического достоинства, разработки альтернативных моделей. Всё это вместе – это гражданская альтернатива.
В чём её смысл? Есть функции, от исполнения которых государство отказывается. Самый яркий пример – это обеспечение определённого уровня образования. Постепенно государство отказывается от исполнения социальных функций и так далее. Государство уходит (прошу правильно понять эту метафору) с этих рынков. Но тогда на эти рынки кто-то приходит. Как пелось в старой песне: «Кто-то теряет, кто-то находит».
Конечно, любые негосударственные структуры, заходящие на подобные рынки в кавычках, – они малы по сравнению с государственными. И часто уход государства с этих «рынков» вообще невосполним. Или почти невосполним. Или, может быть, восполним с чудовищным усилием. Но иногда-то можно восполнить этот уход. И важно, чем его восполнить. А ну как на эту территорию, с которой государство уходит, придут совсем разрушительные субъекты, как международные, так и наши отечественные (совсем криминального характера). Они ведь тоже могут туда прийти.
На языке политической теории, разрабатывающейся очень многими (от Гегеля до Грамши), государство перестаёт быть интегральным, оно становится номинальным. Уход с этих территорий означает, что государство превращается в номинальное. Оно перестаёт быть интегральным. Оно не только теряет характер социального государства (между прочим, оговоренный нашими конституционными документами), но и теряет характер государства, которое интересуется чем-то и служит обществу. Оно становится «вещью в себе» по Канту, то есть государством «в себе и для себя». Но это адресует уже к превращённым формам деятельности.
Я не хочу здесь подробно это всё обсуждать. Главное, что территория оказывается освобождённой. Территория интегрального государства становится местом, где силы будут конкурировать. Даже если мы с вами самоустранимся – другие силы будут конкурировать.
Я сейчас внимательно наблюдаю за тем, как на это пространство заходят международные силы, и как именно они готовят здесь очередную твиттерную революцию. Это так видно, нескрываемо, что даже чуть-чуть смешно становится. А одновременно тревожно донельзя. Потому что никто этого не замечает, и никому до этого нет дела.