Газета Завтра 850 (9 2010) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Именно этому событию Фридман придает исключительный смысл. Он пишет: "Оранжевая революция на Украине, от декабря 2004 г. до января 2005 г., стала моментом, когда мир после "холодной войны" закончился для России. Русские рассматривали события на Украине как попытку Соединенных Штатов втянуть Украину в НАТО и таким образом зафиксировать стадию российской дезинтеграции. Откровенно говоря, в какой-то степени российские представления на этот счет были верными. … Если Запад добьется успехов в доминировании над Украиной, Россия останется незащищенной".
Фридман замечает, что и на других направлениях происходит дезинтеграция России. В данном случае он намекает на фактическую отдаленность Кавказа от России и стран Центральной Азии. Причем это еще не конец. "Россия продолжит распадаться до тех пор, пока она не вернется к средневековым границам".
Между тем будут происходить такие события.
"Россия, — прогнозирует Фридман, — не станет глобальной державой в следующем десятилетии, и у нее не будет выбора, кроме как стать главной региональной державой. Это означает, что она столкнется с Европой. Русско-европейские границы остаются разрывной линией".
На европейским театре Украина и Белоруссия могут попасть в руки врага России — НАТО. Тогда, как уже говорилось, Россия окажется в смертельной опасности.
Почему? Логика такая. Исходя из опыта прошлых войн с Наполеоном и Гитлером, Россию как бы спасала пространственная "глубина". А без Белоруссии и Украины такой глубины уже не будет. "Конечно, — пишет Фридман, — абсурдно воображать, что НАТО представляет угрозу России. Но русские думают в терминах двадцатилетних циклов, и они знают, как быстро абсурд становится возможным".
На самом деле эти "циклы" придумал сам Фридман. И, конечно же, рассуждения о "глубине" в век ракетно-ядерной техники выглядят несколько странными. Тем более, что, как он уверяет, будущие войны будут вестись главным образом из космоса. Но такова логика геополитического мыслителя.
Чтобы избежать потери "глубины", Россия предпримет весьма решительные шаги. Фридман прогнозирует: "Возвращение Белоруссии и Украины в российскую сферу влияния произойдет в следующие пять лет". Это приведет к подписанию Договора о совместной оборонной системе с Белоруссией, к которому присоединится союзная Украина. В результате границы такого альянса соприкоснутся с Прибалтами и Польшей. Нейтрализация прибалтов начнется в середине 2010 г.
Во внутренней политике "Россия, как и прежде, сфокусируется на существующих отраслях промышленности скорее, чем на развитии новых. Это будет означать увеличение продукции нефти и природного газа, а не разработку новых энергетических источников. В результате она не будет идти в передовиках технологического развития, которая станет доминировать в последней части века".
Фридман отвергает разговоры о слабой армии России. По крайней мере, к 2010 г. у России будет наиболее эффективная армия в регионе. И к 2015-2020 гг. у нее будет потенциал, который может бросить вызов любой державе, которая попытается расположить свои силы в регионе, даже Соединенным Штатам.
С этого момента "Россия станет главной стратегической угрозой для Европы. Россия заинтересована не в завоевании Европы, а в восстановлении своего контроля над бывшим Советским Союзом".
Поведение западноевропейских держав будет непредсказуемым, особенно поведение Германии. Противодействие будут оказывать восточноевропейские государства. Фридман считает, что к 2015 г. будет создан блок государств из бывших советских сателлитов, к которому присоединится Польша, которая и возглавит его. Этот блок, по его мнению, будет более динамичным, чем западноевропейский. Естественно, США будут на стороне антироссийского блока.
Далее Фридман расписывает сценарии войны в Европе, в результате которой Россия терпит поражение. Затем в середине XXI века происходит космическая война, в которой участвуют в качестве противников США и Япония со своими союзниками. В конечном счете, понятно, побеждают США, которых, правда, к концу века начинают поджимать сначала Бразилия, затем Мексика.
На естественную реакцию: "это же бред!" Фридман может ответить, что таким же бредом было предполагать в 1985 г. распад СССР всего лишь через 6 лет.
Фридман понимает, что сделанные им прогнозы не могут характеризоваться как научный анализ будущего. Поэтому в конце книги на всякий случай оговаривается: "То, что я пытался сделать в этой книге, — почувствовать XXI век прежде всего с геополитической точки зрения". Обращаю внимание на слово "чувствовать". Причем чувствует он совершенно по-американски. Он продолжает: "Я могу ошибаться по многим вещам. В самом деле, я могу ошибиться насчет стран, которые станут великими державами и как они будут сопротивляться Соединенным Штатам. Но в чем я уверен, так это в том, что поведение США в международной системе будет ключевой проблемой в XXI веке, и другие страны столкнутся с их возвышением… И еще, что Соединенные Штаты очень далеки от края падения, они фактически только начали возвышаться".
Конечно, не составит большого труда опровергнуть прогнозы Фридмана, но эти опровержения также вряд ли будут убедительными, поскольку их трудно проверить. В конце концов, не важно, прав Фридман или нет. Здесь важно, что Фридман нарисовал желательную для США картину мира, о которой мечтает не только он один. Он в концентрированной форме выразил желания и надежды достаточно большого сегмента американских ученых и политиков, которые мыслят и действуют именно в духе сценария Фридмана. Будет осуществлен этот сценарий или не будет — вопрос гипотетический. Но важно быть готовым и к вариантам, расписанным Фридманом.
1
Сергей Загатин __ МЕГАМАШИНА
18 февраля 2010 года 53-летний техасский программист Джозеф Стэк, законопослушный и лояльный гражданин США, проживающий в городе Остин, штат Техас, поджёг свой дом, сел в самолёт — лёгкомоторный Piper Cherokee PA-28, и совершил таран здания IRS — налоговой администрации, являющейся квинтэссенцией и символом американской государственности.
В отличие от своих прямых предшественников по борьбе с "системой": Тимоти Маквея, который однажды привёз грузовик взрывчатки к зданию ФБР в Атланте, и Марвина Химайера, который 4 июня 2006 года незатейливо снёс своим бронированным бульдозером практически целый город, — Джозеф Стэк планировал свой поступок как чисто пропагандистскую акцию, разместив в Интернете письмо-манифест, в котором чётко указал, что "...я знаю, что вряд ли я первый, кто решил, что не может больше терпеть. Это миф, что люди перестали умирать за свободу в своей стране..." И подписался, собственноручно проставив годы жизни — Joe Stack (1956-2010).
Ни Тимоти Маквей, ни Марвин Химайер не потрудились каким-либо образом аргументировать на бумаге свои поступки, но несомненно, что наряду с событиями 9/11 они оказали огромное влияние на умонастроения простых американцев.
Утром 19 апреля 1995 года бывший сержант спецназа армии США Тимоти Маквей подогнал машину к административному зданию в Оклахома-сити, вышел из машины и уехал. В 9.02 прогремел взрыв. Погибло 168 человек и еще 500 получили ранения. Маквей был арестован спустя полтора часа после происшедшего за совершение самого крупного (до событий 9/11) террористического акта в истории Соединенных Штатов.
Двумя годами раньше, 19 апреля 1993 года, в Уэйко, штат Техас, сотрудники ФБР и приданные им танки, вертолеты и армейское спецподразделение "Дельта", общей численностью до 700 человек, сожгли несколько строений на ранчо Давида Кореша, в котором находился сам хозяин и еще 85 членов секты "Ветвь Давида". 9 человек выбежали из огня. А 75, в том числе женщины, 21 ребёнок и сам Дэвид Кореш, сгорели в пламени.
По признанию самого Тимоти, именно это безумное насилие федерального правительства над рядовыми гражданами США и подтолкнуло его к началу "войны против системы".
Американцы тогда пребывали в тяжелейшем шоке. Дело было не только в ужасном числе жертв: теракт совершил не какой-нибудь исламский террорист, а типичный "средний" американец, отмеченный наградами ветеран войны в Ираке.
11 июня 2001 года Тимоти Маквей был казнён по приговору суда. Перед смертью он процитировал строки стихотворения "Непобеждённый" английского поэта XIX века Уильяма Хенли: "Я — хозяин своей судьбы, я — капитан своей души".