Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Научные и научно-популярные книги » История » Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - Юрий Фельштинский

Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - Юрий Фельштинский

Читать онлайн Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - Юрий Фельштинский

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 136
Перейти на страницу:

Глава 6 Большевистский диктатор

1. Военный коммунизм

После Октябрьского переворота, хотя сам переворот прошел относительно бескровно, Троцкий пришел к выводу, что народного восстания масс против старого режима в отсталой крестьянской России не произошло и «открытая Гражданская война», как форма сопротивления населения большевикам, – фактор, с которым придется считаться революционной власти. Эти слова – «открытая Гражданская война» – были впервые произнесены Троцким в докладе о текущем моменте, с которым он выступил на заседании Совнаркома 28 ноября 1917 г. Именно в этом духе Троцкий предложил Совнаркому принять текст воззвания, проникнутого классовой ненавистью и обращенного ко всем трудящимся [909] .

Гражданская война должна была, по мнению Троцкого, стать формой террора против населения с целью заставить его отказаться от каких бы то ни было попыток не только восстановления демократических учреждений, но и малейших посягательств на самостоятельные действия. Этой же цели служил проект Декрета о революционных судах, который по поручению Совнаркома 16 ноября 1917 г. выработала комиссия с участием Троцкого и о котором он доложил на заседании правительства уже 22 ноября. 3 декабря Троцкий предложил «следить за буржуазной печатью, за гнусными инсинуациями и клеветами против Советской власти и опровергать их». Решение о полном запрещении неугодных печатных органов у Троцкого, еще совсем недавно (до октября 1917 г.) настаивавшего на полной свободе печати, пока не созрело, и принятое постановление было не просто половинчатым, а куцым: организовать в помещении Смольного стол вырезок из буржуазных газет [910] .

Как во все времена и во всех странах, революции нужны были деньги. Большевики в них нуждались подобно старому режиму. 30 ноября 1917 г. Совнаркомом рассмотрел проект, представленный Троцким и В.Д. Бонч-Бруевичем, о всеобщей реквизиции золота и установлении премий за его обнаружение. За доносы и другие способы содействия властям в этом вопросе доносчикам выдавалась премия в размере 1% рыночной стоимости конфискованного богатства [911] . Тем временем в стране все более обострялась продовольственная ситуация. Новые руководители вынуждены были думать об обеспечении хлебом жителей городов, особенно Петрограда и Москвы, где большевики пользовались поддержкой сосредоточенных там солдат и рабочих. Если московские лидеры, в частности Рыков, смогли худо-бедно наладить товарообмен с югом и избежать голода, то в Петрограде и других северных городах, а также в центральной части страны ситуация с хлебом оставалась крайне тяжелой. Несколько раз, начиная с 23 декабря 1917 г., на заседании Совнаркома намечалось заслушать доклад Троцкого о создании Продовольственного совета при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Неясность ситуации, полная неразработанность вопроса, непонимание, какие функции будет выполнять новый орган, и возникающие неувязки не давали возможности рассмотреть этот вопрос, который переносился с одного заседания на другое. И только в январе 1918 г. Продовольственный совет был, наконец, образован, а 31 января под председательством Троцкого учреждена в дополнение к нему Чрезвычайная комиссия по продовольствию, которой были предоставлены неограниченные полномочия «по принятию экстренных революционных мер в этих целях» [912] .

Своего рода манифестом непримиримой политики советской власти стал доклад Троцкого на Московской городской конференции РКП(б) 27 марта 1918 г. [913] Троцкий признавал, что власть переживает период «великой заминки, больших затруднений», что не только крестьянство, но и рабочий класс проявили «известное тяготение к соглашательству», что преодолеть его можно только самыми суровыми средствами. Хотя аграрно-продовольственный вопрос Троцкий упоминал лишь мимоходом, он не преминул презрительно сказать о «мужицком быте», который в новых условиях превращал крестьянина в личность, полагающую, что она – центр мироздания. «Отсюда разлив дезорганизаторских настроений, индивидуалистических, анархистских, хищнических тенденций», – указал Троцкий, объявляя мужику жестокую войну. Крестьянин как личность для Троцкого становился классовым врагом.

Экономически Советская республика жила в этот период в системе так называемого военного коммунизма – совокупности мер, целью которых была ликвидация старых капиталистических отношений, «предвосхищение будущего, прорыв этого будущего в настоящее» [914] . Важнейшим элементом военного коммунизма стала монополия хлебной торговли. Большевики запретили крестьянам продавать хлеб иначе как государству. Закупка же государством велась по крайне низким расценкам и за обесцененные деньги. Фактически у крестьян хлеб забирали бесплатно [915] . Крестьяне это поняли и перестали продавать хлеб. В городах начался голод. Можно было легко ликвидировать его, отменив монополию хлебной торговли и разрешив деревне свободно снабжать города продуктами. Рабочие к этому времени в основном получали зарплату уже не в ничего на стоящих деньгах, а в виде товаров, которые как раз и были так необходимы крестьянам. Рыночная торговля, таким образом, заменялась бы прямым товарообменом, что вполне соответствовало социалистическим идеалам. Но тогда возникала сложность совсем иного плана. Получалось, что «мелкобуржуазное» крестьянство, которое Ленин собирался уничтожить [916] , кормило и себя и город. Но так коммунизм построить было нельзя. Население должно было сознавать, что его кормит пролетарское правительство и что только ему народ обязан сытым желудком. И потому монополию хлебной торговли оставили в силе [917] .

14 апреля 1918 г. на одном из рабочих собраний Троцкий, отвечая на записку, почему не вводится свободная продажа хлеба, сказал, что в этом случае в городах через две недели возник бы страшный голод. Он объяснял это хищничеством крестьянской буржуазии, мародерством и спекуляциями, расстройством железнодорожного транспорта и другими причинами, но только не политикой советской власти, не насилиями нового режима, не разрушением, по инициативе большевистского правительства, рыночных отношений. Наоборот, он считал необходимым еще более усилить диктаторско-репрессивную политику, особенно на селе. «Нужно показать деревенским кулакам, что мы не собираемся шутки шутить, что они обязаны по твердым ценам свои хлебные запасы отдать. Если не отдают – забрать у них силой, вооруженной силой крестьянской бедноты и рабочих, ибо дело идет о жизни и смерти народа» [918] .

В этой краткой формуле уже заложены основы той продовольственной диктатуры, которая была установлена в мае 1918 г. и целью которой было «отбирание у держателей запасов хлеба», то есть грабеж крестьян. Крестьянам оставлялся «паек, рассчитанный более чем на месяц, а иногда на месяц». Предусматривались и «меры физического принуждения», чем должны были заниматься «продовольственные отряды», которые посылались «не только в целях взятия и реквизиции хлеба», но и для того, чтобы «показать населению, что хлеб будет взят силой». Иными словами, большевики не оставили себе «другого выхода, как объявить войну деревенской буржуазии» [919] .

За несдачу или «разбазаривание» хлеба крестьян предлагалось предавать «революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10-ти лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять из общины». Поощрялась система доносительства за вознаграждение. Половину стоимости конфискованного с помощью доноса хлеба получал (в обесцененных деньгах) сам доносчик. Вторую половину – сельское общество [920] . «В случае оказания противодействия отобранию хлеба или иных продовольственных продуктов» продотрядам и «другим лицам и учреждениям на местах» разрешалось «применять вооруженную силу». Нарком продовольствия А. Цюрупа в этой связи говорил следующее: «Я желаю со всей откровенностью заявить, что речь идет о войне, только с оружием в руках можно получить хлеб… Мы предлагаем самую беспощадную войну, доходящую до последней точки… Нам нужно искать опоры у местных Советов… но… если эти Советы созывают съезды, которые отменяют хлебную монополию и твердые цены… – ясно, что с такими Советами мы будем бороться… мы будем вести борьбу вплоть до заключения в тюрьму, до посылки войска, до последних форм, крайних форм Гражданской войны» [921] .

Понятно, что создание новых и новых советов и комиссий – с любыми полномочиями – не могло дать положительных результатов в условиях все более и более усиливавшегося саботажа крестьянами советских декретов и замыкания сельского населения в полунатуральном хозяйстве. В какой-то момент Ленин даже склонялся к тому, чтобы пойти на уступки крестьянам. В апрельской брошюре 1918 г. «Очередные задачи Советской власти» он предлагал приостановить наступление на капитал, пойти на компромисс с буржуазией, выработать и ввести в действие элементы «государственного капитализма». Но в систему госкапитализма Ленин включал осуществление хлебной монополии, меры далеко не капиталистической. Вскоре от нереализованной идеи экономических послаблений Ленина качнуло в совсем другую сторону. Декрет ВЦИКа и СНК от 13 мая о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию вроде бы дублировал решение от 31 января (создание комиссии Троцкого), но на деле принципиально от него отличался, ибо вслед за этим последовало объявление настоящей войны «деревенской буржуазии», под которой понималась основная масса крестьянства, за исключением незначительной наиболее бедной ее части и сельских пролетариев-батраков. Это было начало реальной Гражданской войны против непролетарских групп населения огромной страны, причем война эта не была спровоцирована, а инициативно объявлялась большевиками.

1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 136
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 - Юрий Фельштинский торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉