Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Разная литература » Военное » Керченская катастрофа 1942 - Всеволод Абрамов

Керченская катастрофа 1942 - Всеволод Абрамов

Читать онлайн Керченская катастрофа 1942 - Всеволод Абрамов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ... 76
Перейти на страницу:

Мы вспомнили вчерашние события и решили, что около выходов то, что мы ищем, обязательно найдем. И только было направились к выходам, как навстречу бегут часовые и кричат: "Газы!" Все бросились к строящимся убежищам. Было около 9 часов утра. Кладку немного не успели окончить — осталось заложить верхний ряд и завесить двери одеялами. Недоложенную стену запихали всяким тряпьем, а двери снаружи и изнутри завесили смоченными в воде одеялами. На мой пулемет теперь было два расчета — я и один с другого подразделения. В центральной галерее выставили моего "Максима" с расчетом в противогазах и с большими ватными тампонами, приложенными к вдыхательному клапану коробок. Все свободные от наряда зашли в газоубежище — оно сейчас держало испытание на прочность. Сюда были снесены и все оставшиеся раненые. Людей в газоубежище было полно — все сидели на полу, тесно прижавшись друг к другу. Тут же командиры стали держать совет, где нужно рыть колодец, так как после газоубежища это был вопрос первостепенный важности. После рассмотрения нескольких предложений колодец решили делать здесь же, в газоубежище. Чтобы не откладывать дела в долгий ящик, немедленно приступили к работе: обчертили круг диаметром в два метра и по очереди начали обдалбливать контуры будущего колодца, а потом начали выдалбливать и середину. Долбить надо было сухой, плотный ракушечник, но все так хотели пить, что даже самые малосильные бойцы, в причитавшееся им время отработки, вкладывали всю свою силу и энергию. Долбили и штыками, и тесаками с СВТ[279], и саперными лопаточками — всем, что было в данный момент под рукой. Ведь к этой работе еще не готовились. Но работать пришлось недолго — чувствовалась нехватка воздуха. У каждого пот катился градом и дыхание было прерывистым. Коптилку оставили только одну и то с чуть мерцающим огоньком. Часам к 11 наружный патруль дал отбой, и все покинули убежище.

Отсиживаясь в убежище, мы узнали все подробности вчерашней трагедии. После обеда с русского аэродрома, что у железнодорожной станции Керчь, немцы начали завозить авиабомбы крупного калибра (до 250 кг) и взрывать их у выходов или над ними, отчего они обваливались. А потом в оставшиеся дыры забрасывали баллоны с каким-то газом и дымовые шашки. А так как газ в каменоломни не шел, ток воздуха был обратным (с каменоломни к выходам) — то сзади этих баллонов и шашек они бросали гранаты с толовыми шашками и взрывной волной загоняли газ в подземелье. Только взрывы гранат прекращались — и газ поворачивал назад. Так что, кто был в глубине каменоломен, или совсем не пострадал, или пострадал мало. Те, что были ближе к выходам, в панике выбрасывали документы, бросали оружие, срывали знаки различия и, выскакивая из каменоломни, сдавались в плен.

После отбоя одни остались доделывать убежище, другие пошли пососать водицы, а третьим было дано задание у выходов собрать все личные документы и оружие сдавшихся в плен. Мы, конечно, пошли к выходам. Метров за 10 от входов трупов уже не было — было чистое место, а в метрах в 5-и, что можно было увидеть!.. Какие хочешь документы, фотографии, блокнотики, альбомчики, всякие знаки различия и, конечно, то, что мы искали — пистолеты. Я взял "ТТ", так как еще с училища был с ним знаком, а "Наган" припрятал. Если "ТТ" отберут, то у меня будет замена.

В нашем секторе от центральной галереи до 2-го батальона оставались невзорванными всего 3 выхода. Здесь-то мы и собрали все, а собирать было что — ведь нас оставалось только 1/5 состава, а 4/5 задохнулись и сдались в плен. Так что сейчас, если находят в каменоломне документы, трудно судить: то ли он погиб в каменоломне, то ли в первую газовую атаку попал в плен. Но все собранные тогда документы мы сдали в штаб. Собирая документы, мы слушали, как где-то наверху сидит немец и канючит: "Русь, русь! Иван, ком гер! Вода, вода пить". И все с начала начинает. Кто-то неосторожно оступился — и тут же в проход полетела граната. Вреда она нам никакого не сделала, так как бросать гранату сверху вниз под себя очень неудобно, и она взорвалась у самого входа.

Пока мы возились у входа в штаб, приходили 3 человека гражданских и отговорили наших командиров рыть колодец в газоубежище. Они разъяснили, что работы сделать здесь надо очень много, а воды почти не будет. Они указали новое место в районе 2-го батальона, там где он и есть сейчас. На новом месте решили работу организовать по-другому: была выделена специальная команда — человек 15 здоровых хлопцев, и создали им все необходимые условия: достали несколько ломов, кирок и лопат, доставляли воду в флягах. Работали они днем и ночью (хотя у нас было одинаково, что день, что ночь), приостанавливали работу только во время пуска газа.

А газ немцы пускали регулярно с немецкой пунктуальностью в одно и то же время три раза в сутки: мы называли завтрак, обед и ужин. Так длилось до 1 июня, а потом пускали по два раза, потом по разу, а потом, наверное, числу к 5-му совсем прекратили. Каменоломня затаивалась, словно сплошь вымершая, но стоило только фрицу мельком показаться у не-заваленного выхода, как он тут же падал сраженный. И еще в другом случае каменоломня ощетинивалась, извергая из темноты подземелья фонтаны ружейного и автоматного огня. Подлости немецкой нет границ — они пошли на другую провокацию: к выходам пригнали пленных и заставили кричать, что им в плену хорошо, чтобы мы не боялись и выходили наружу, нас ожидает наверху чуть ли не райская жизнь. А мы, стреляя, кричали, что это у них, наверное, от хорошей жизни и холодной воды такие слабые и дрожащие голоса. Был случаи, когда один пленный вскочил в каменоломню крича: "Братцы, не верьте! Не выходите!" Но тут же был срезан автоматной очередью. После этого немцы завалили оставшиеся выходы. Подземный гарнизон был блокирован. От Царева Кургана, над бровкой карьера, между селом и выходами и до церкви каменоломня в 2 кола была окружена колючей проволокой с огневыми точками, так метров через 50, а ночью вокруг проволоки выставлялись дополнительные посты. Карьер был минирован, особенно насыпь узкоколейки.

После строительства газоубежища нас разбили на батальоны: 1, 2, 3-й. Мы оставались в 1-м батальоне и располагались у штаба обороны. У нас же был и продуктовый склад. 2-й батальон был за нами. Там рыли колодец и находился склад боеприпасов. Мы туда ходили на дежурства по его охране и всегда приносили немного пушечного сала для каганца. Так что свет у нас всегда был, и "фрица бить" вшей обычно собирались на наших нарах.

3-й батальон находился в районе колодцев (в сторону церкви). Там была кухня. И там же, у нас тайком поговаривали, делается подземный подход под одним из колодцев для водоснабжения подземного гарнизона. Пока шло рытье колодца, по всей каменоломне был объявлен аврал: надо было убрать трупы, похоронить их в каменоломнях и навести армейский порядок. Когда начали хоронить первые трупы, мы поняли, что у нас ничего не получится: ракушечник был крепкий, и с помощью наших инструментов вырыть несколько братских могил просто не в наших силах. Надо было придумать что-то другое. Заметили, что прошло уже почти две недели, а трупы не разлагаются и не издают неприятного запаха. Решили тогда поглубже в каменоломне выбрать место и там погибших складывать один на другого штабелем, а когда освободимся, то перехоронить их. Место для кладбища выбрали в глубине каменоломни между 1 и 2-м батальонами и складывали там умерших до последнего дня. Когда убрали задохнувшихся, каменоломню подмели и к этому вопросу больше не возвращались.

Кроме перечисленных работ у нас были другие работы, о выполнении которых не все знали. Так 3-й батальон, как я сказал, делал подходы под один из колодцев. 2-й батальон в нескольких местах по старым заваленным выходам разбирал обвалы, чтобы дать возможность дыму из кухни 3-го батальона выходить из каменоломни, а одну из этих лазеек вскорости использовали во время вылазки для выхода на поверхность. Наш взвод 1-го батальона работал совершенно секретно. Через обвал первого этажа каменоломен делали три секретных выхода наружу, так называемые амбразуры: северная, южная и средняя, обращенные в сторону Царева Кургана. С этих амбразур впоследствии мы вели наблюдение за передвижением немцев, за их работой по изоляции каменоломни от села, тайком выслеживали зазевавшегося фрица или румына и под общий шум перестрелки снимали его, засекали место, где немцы ликвидировали подходы к каменоломне, чтобы мы не могли ночью выходить за село. И много другой полезной работы выполнялось через эти амбразуры. Через них же впоследствии выпускали "двойки", уходящие на связь с Большой землей.

Колодцы не были еще готовы и воды не прибавилось, но чем больше мы оставались под землей, тем больше пропадала жажда и начал проявляться голод. Во время наружной обороны продукты можно было найти в любом конце каменоломни. У нас кто-то из ребят спал на мешках с табаком "Красная Кубань". После строительства газоубежищ все продукты взяли на строгий учет и снесли в одно место. Табака получали на десять закруток, сельди выдавали, если небольшая, по две штуки, а если большая — одну на двоих. Кроме всего мы получали по 20 штук конфет "подушечки" и по куску топленого масла. Больше ничего не могли дать, так как не было воды. Кроме того, был строгий приказ, запрещающий разводить костры, вплоть до расстрела, так как вентиляция каменоломни была плохой. Но первое время мы, грешники, все равно нарушали этот приказ. Еще когда мы возвратились с переправы 14 мая, у военторговцев разжились кое-какими продуктами, том числе двумя ящиками коньяка и полмешком риса. Один ящик коньяка сразу раздали и распили перед занятием позиций, продукты постепенно съели, а рис остался, так как без воды применение ему не могли найти.

1 ... 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ... 76
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Керченская катастрофа 1942 - Всеволод Абрамов торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉
Комментарии
Татьяна
Татьяна 21.11.2024 - 19:18
Одним словом, Марк Твен!
Без носенко Сергей Михайлович
Без носенко Сергей Михайлович 25.10.2024 - 16:41
Я помню брата моего деда- Без носенко Григория Корнеевича, дядьку Фёдора т тётю Фаню. И много слышал от деда про Загранное, Танцы, Савгу...