История танка (1916 – 1996) - Игорь Шмелев
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
На послевоенное развитие бронетанковой техники и вообще бронетанковых сил огромное влияние оказало появление оружия массового поражения и противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Уже их первое поколение пробивало любую броню танков периода второй мировой войны, Особенно их эффективность возросла после создания противотанковых вертолетов, способных издалека поражать бронетанковую технику, С другой стороны, испытания ядерного оружия показали, что бронетанковая техника, особенно сами танки в наибольшей степени могут сохранить боеспособность и обеспечить определенную защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва, химического и бактериологического оружия. В конструкцию танков стали вводить элементы и устройства системы защиты от оружия массового поражения.
В армиях большинства стран сложилась концепция основного или, как его иногда называют, стандартного боевого танка. Он явился развитием среднего типа таких «универсальных» машин, как Т-34, «Шерман» или «Пантера». В некоторых государствах считают необходимым дополнить его разведывательным (легким) танком, который в первую очередь должен быть аэротранспортабельным, маневренным, способным вплавь, без подготовки преодолевать водные преграды. Особое значение могут приобрести танки, разрабатываемые для так называемых сил «быстрого развертывания».
Танки, созданные еще по тактико-техническим требованиям второй мировой войны, принято относить к первому поколению послевоенных, например, американские М47, М48, английский «Центурион». Танки второго поколения, созданные в конце 50-х – начале 60-х годов, обладали усиленными огневой мощью, бронезащитой, большой скоростью, Они получили стабилизаторы основного вооружения, системы защиты от оружия массового поражения. Их тактико-технические характеристики довольно близки – боевая масса 40 – 48 т (лишь английский «Чифтен» весит более 50 т, а французский АМХ-30 -36 т). Вооружение – 105-мм нарезная пушка (только на «Чифтене» ее калибр составляет 120 мм). За немногим исключением их компоновка классическая: отделение управления впереди, боевое с пушкой в башне – посередине, моторно-трансмиссионное и ведущие колеса – сзади. К таким зарубежным танкам относятся американский М60, английский «Чифтен», западногерманский «Леопард1», французский АМХ-30, японский «74», швейцарский Pz68. Форма их корпуса отражает основные решения Т-34 и ИС.
С начала 80-х годов за рубежом один за другим появились танки третьего поколения: «Леопард 2», американский Ml «Абрамс», английский «Челленджер», французский «Леклерк», японский «90», израильский «Меркава». Они получили многослойную разнесенную броню, усовершенствованные системы управления огнем, мощные многотопливные дизельные или газотурбинные двигатели, позволяющие получить удельную мощность до 30 л.с./т. Почти все они вооружены 120-мм стабилизированной гладкоствольной пушкой. Лишь англичане остались верны своей нарезной пушке того же калибра.
В развитии зарубежной бронетанковой техники выявились схожие тенденции. Это касалось не только создания новых образцов, но и модернизации находящихся на вооружении. Первое требует времени и немалых средств. Например, разработка танка «Леопард 1» заняла около 9 лет, «Чиф- тена» и М60 по 10. Создание американского М1 «Абрамс» (кстати, оказавшееся не менее длительным) обошлось более, чем в 1 миллиард долларов. А вот какова стоимость только одного современного танка: «Челленджер» – 1,5 млн. фунтов стерлингов, «Абрамс» – более 2,5 млн. долларов, «Леопард 2» -4 млн. марок, а «Леклерк» – около 30 млн.франков.
Новая модель танка, как правило, находится в производстве не один год. Если учесть, что он проходит несколько модификаций (до пяти), то это время растянется на 10-15 лет, а на вооружении он состоит 20 – 30 лет. Понятно, что за такой период времени техника успевает шагнуть далеко вперед. Развивается и противотанковое оружие, появляются его принципиально новые виды. И дорогостоящие танки устаревают. При рассмотрении вопроса о модернизации танкового парка Южной Кореи выяснилось, что на закупку одного экземпляра американского М60 нужно истратить 600 тыс.долларов, в то время как на модернизацию имеющихся танков М48 почти до уровня М60 потребуется всего лишь по 320 тыс. долларов. Считая это выгодным, многие не очень богатые страны занялись модернизацией танков первого поколения, «подтягивая» их до стандартов машин второго поколения. На них 76-,84- и 90-мм пушки заменяли на 105-мм, карбюраторные двигатели – на дизельные, устанавливали современные системы управления огнем, приборы ночного видения, защиту от оружия массового поражения, автоматическое противопожарное оборудование и т.п.
Модернизации подвергли танки еще военного выпуска: Т-34, американский М4 «Шерман» и др. Однако наиболее серьезные результаты получили на послевоенных машинах.
Наиболее типичной и наибольшей по числу машин была модернизация американского танка М48. Она производилась в США, ФРГ, Испании, Израиле, Турции. Американцы во второй половине 70-х годов установили на М48А1 и М48АЗ 105-мм пушку М68, баллистический вычислитель, новые прицелы и приборы наблюдения, новый двигатель в одном блоке с трансмиссией и многое другое. Модернизированный образец обозначили М48А5.
В ФРГ с 1975 года танки M48A2G оснастили 105- мм английскими пушками L7A3 (для унификации боеприпасов с пушкой «Леопарда 1»), 7,62-мм спаренным и зенитным пулеметами, бесподсветочны- ми приборами прицеливания и наблюдения. Боевая масса M48A2G возросла до 47,8 т.
М-48 израильской модернизации 1970 года также получил 105-мм пушку и новый дизельный двигатель мощностью 750 л.с., при этом боевая масса достигла 49 т, а запас хода 460 км.
В Израиле модернизировали М4 «Шерман» и «Центурион» Мк5, в ЮАР 250 своих «Центурионов», переименованных в «Элефанты».
Еще несколько примеров. В Испании улучшили не только М48, но и более старые М47, на которых установили 105-мм пушку, дизельный двигатель, новую трансмиссию – их назвали М47Е. В Норвегии же модернизировали американский легкий танк М24, оснастив его 90-мм пушкой и дизелем, и дали новое название NM-116. В Бразилии такой же участи подвергся легкий танк М41.
Усовершенствование старых танков позволило значительно продлить срок их службы (в некоторых случаях до конца века), однако этот процесс мало коснулся броневой защиты. Это и понятно, и усиление возможно, по-видимому, путем экранировки или установкой аплицированной (накладной) брони. Первый способ из-за большой пробивной способности противотанковых снарядов малоперспективен (за исключением экранов от кумулятивных боеприпасов, которыми снабжены некоторые «подновленные» танки). О втором поговорим немного позже.
Что же касается усовершенствования танков в процессе производства, то оно выражается в появлении через 3 – 4 года новых модификаций. Так, у английского «Центуриона» за 15 лет появилось не менее 13 модификаций, у «Чифтена» примерно за тот же период -5, не считая опытных. Кстати, не все модификации идут в серию. Это, впрочем, не исключает того, что те или иные усовершенствования, примененные на опытных машинах, не будут использованы на серийных. Более того, именно на опытных образцах и отрабатываются технические новинки.
Вот так идет развитие бронетанковой техники: создание новых образцов, улучшение их в ходе производства и модернизация выпущенных, Определенными вехами остаются машины, не принятые на вооружение, такие, как американо-западногерманский МВТ-70.
Танки сегодня
В зарубежной военной литературе отмечается непрерывное совершенствование танков, увеличение их числа и… не менее бурное развитие противотанковых средств. Это обостряет проблему повышения живучести танков. Однако они – оружие наступления, и эта проблема должна решаться вместе с улучшением других его боевых свойств.
За 75 лет развития танкостроения вводились разные новшества, относящиеся в основном к средствам наблюдения и связи (приборы ночного видения, лазерные прицелы и т.п.) и защите от оружия массового поражения. И тем не менее танки сохранили основные черты, и прежде всего компоновку, которую еще в 1917 году получил «Рено» FT. Принципиально неизменным остались гусеничный движитель, броневая защита, основное оружие-артсистема, дополненная пулеметом. Правда, были (и есть) огнеметные танки, известны случаи замены пушечного вооружения на пусковую установку ракетных снарядов (американские танки М551 «Шеридан» и М60А2). Кстати, дополнительное ракетное вооружение еще в ходе второй мировой войны появилось на советских Т-60 и американских «Шерманах» некоторых серий. А позже его получили, например, французские танки АМХ13. Однако от пушки никто не отказывался. Но какая разница между современным 120- или 125-мм
гладкоствольным орудием и 37-мм пушкой Гочкисса на «Рено» FT! И дело не в калибре. Нынешние артсистемы оснащены принципиально новыми устройствами. Это эжекторы для отсоса после выстрела пороховых газов из канала ствола, чтобы предотвратить их прорыв в боевое отделение танка. Первые попытки устранить загазованность были предприняты на немецком танке «Пантера». Англичане в конце 40-х годов додумались до значительно более простого агрегата, действовавшего, по существу, автоматически. Эжектор – это толстостенный цилиндр, герметически закрепленный на стволе. На разных артсистемах их размещали примерно посередине ствола или почти у дульного среза. Внутренний объем эжектора двумя тонкими соплами соединялся с каналом ствола, причем эти сопла закрываются клапанами. При выстреле, как только днище снаряда проходило отверстие первого сопла эжектора, пороховые газы под большим давлением заполняли цилиндр. После того, как снаряд миновал выходное сопло, газы устремлялись к дульному срезу, создавая эжекционный эффект -пороховые газы отсасывались наружу.