Газета Завтра 941 (48 2011) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Относиться к этому можно по-разному. Понятно, что, аккумулируя активы иностранных и отечественных инвесторов, Калужская область во многом "закрывает" аналогичные возможности для других регионов европейской России — ведь "Фольксвагену" или "Вольво" не нужны производственные площадки в десяти или даже в пяти "точках" Российской Федерации сразу. Понятно, что "запуская через себя" таких мощных конкурентов на внутренний рынок, Калужская область способствует усилению проблем внутренних производителей, например, в той же автопромышленности — ВАЗа.
Но точно так же понятно и то, что "дикий" российский капитализм образца 1990-х–2000-х годов всё равно обречен на тотальное уничтожение. А произойдёт оно за счёт каких-то социальных катаклизмов или за счёт краха в конкурентной борьбе, или того и другого вместе (как чаще всего бывает в истории), — вопрос уже третий.
И то, что "дело Артамонова" в Калужской области живёт и побеждает, — лишнее доказательство этой в целом печальной для нынешних росийских властей и олигархов истины. Хотя губернатор на самом лучшем счету и в Кремле, и в бизнес-сообществе.
"Первое, что мы стали слышать, когда стало подходить большое количество иностранных компаний: "Вы нас решили задушить, вот, всё иностранцы, теперь всё для иностранцев". Я им сказал: "Ребята, подождите! Мы с вами сколько лет говорили, что надо повышать заработную плату, что надо её официально платить, со всеми налогами? А вы что отвечали: "Всё равно никуда они не денутся, придут, будут работать", — значит, можно платить по 8, 10, 12 тысяч, и ладно?.. А тут пришли серьёзные фирмы, которые стали платить в два раза больше. И зарплаты, и налоги. Что вам теперь остаётся делать? Конкурировать с ними рублём... Кому от этого хорошо? От этого хорошо людям", — рассказывает Анатолий Артамонов.
И, ссылаясь на опыт Петра Первого, а также "сталинской" индустриализации 30-х годов ХХ века, высказывает надежду на то, что прямая конкуренция с западными технологиями даст новый импульс развитию технологий отечественных, возвращению России из "заповедника рыночной отсталости" в число экономически развитых держав мира. Опять же, взгляд небесспорный, но интересный, подкрепленный практическими успехами, и уж, во всяком случае, более перспективный, чем обычное и привычное ничегонеделание — пусть даже с "патриотичными" проклятиями в адрес "мировой закулисы".
На примере Калужской области отчетливо видна необходимость и перспективность планирования, в том числе — планирования стратегического. Строительство объездной дороги и четырехполосного моста через Оку, который называли "мостом в никуда" создали не только необходимую для технопарков транспортную инфраструктуру, но и возможность создания "Правгорода" — комплекса новых жилых кварталов, рассчитанных на перспективу заселения до 50 тысяч человек.
Ситуация в экономике напрямую влияет на социальную ситуацию. В Калужскую область, где создается множество относительно высокооплачиваемых рабочих мест, едут специалисты со всей России. Им нужно жильё, им нужен транспорт, им нужны больницы, школы, вузы, детские сады, культурные и спортивные центры. И не только в самой Калуге, но и по всей области. Всё это строится, поднимается, ремонтируется, реконструируется, открывается...
Когда знакомишься, со всем этим, наглядно убеждаешься в справедливости русской посоловицы: "Какой поп, такой и приход". Трудности и проблемы есть везде, только компетентное управление и четкая организация работы их решают, а безграмотность и корыстолюбие приводят к тому, что "рыба гниёт с головы".
Кстати, на днях между Москвой и Калужской областью был подписан новый договор о сотрудничестве, поскольку заявленное расширение территории российской столицы в юго-западном направлении приведёт к тому, что она будет начинаться буквально в 30 километрах от "региона № 40". Этот договор выводит Калужскую область на новую социально-экономическую орбиту, фактически делая её такой же "столичной" областью, что и Московская.
Алексей Гайдай -- Реформа без конца
Вот уже три года продолжается реформа Вооруженных Сил РФ, то есть переход на "новый облик".
В сентябре 2010 года министр обороны сказал, что "достигнут экватор", так что, следуя логике, и проведя несложные математические расчеты, можно сделать заключение, что "новый облик" будет достигнут не раньше 2012 года. Так что время еще есть.
Но что же сделало за три года Министерство обороны, какими достижениями оно может похвастаться? Может, напрасно его критикуют за затянувшуюся реформу?
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Те, кто следил за всеми перипетиями реформы, прекрасно помнят такое понятие, как "яйцо Сердюкова". По словам министра обороны, Вооруженные Силы РФ были слишком перегружены органами военного управления и превратились в "яйцо", середину которого составлял старший офицерский состав (майор—полковник). Как известно, к решению этой проблемы подошли радикально. Основной удар принял центральный аппарат МО РФ. Часть главных управлений была сокращена (Главкоматы видов и родов войск, Главное разведывательное управление, а также ряд управлений Генштаба и т.д.), а часть — ликвидирована (Главное коммунально-эксплуатационное управление и т.д.). Большое количество офицерских должностей в центральных органах военного управления перестали быть военными, а стали гражданскими. То есть борьба с "яйцом" (засильем старшего офицерского состава) идёт полным ходом. Но если внимательно посмотреть на официальный сайт Министерства обороны, то станет заметно, что на страничках, которые посвящены руководящему составу МО РФ, есть ссылки на "подчиненные органы управления". Открыв любую такую ссылку, обнаруживаешь странное наименование "департамент". К примеру, Департамент военного образования, Департамент жилищного обеспечения, Департамент имущественных отношений. Такие департаменты есть в подчинении всех заместителей министра обороны, а также и самого министра. Понятно, что созданы эти Департаменты в целях реформирования и улучшения деятельности самого Министерства обороны РФ. Но чем они занимаются? Еще интереснее этот вопрос с учётом того, что до начала перехода МО РФ на "новый облик" таких органов военного управления не существовало.
На сайте Министерства обороны расписано, чем занимается каждый департамент. Так, Департамент жилищного обеспечения военнослужащих (ДЖО) занимается учетом, регистрацией и оформлением всех документов, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих. Вроде бы благое дело. Ну а как же раньше осуществлялось жилищное обеспечение военнослужащих без участия ДЖО? Раньше этим занималось Главное квартирно-эксплуатационное управление. Даже страшно представить, как это было. Одна коррупция и сплошной произвол, с которым теперь, видимо, покончено? Но вот только непрекращающиеся скандалы и суды в этой сфере доказывают обратное. Более того, система получения как постоянного, так и служебного жилья военнослужащими значительно усложнилась. Еще более интересная ситуация сложилась в структуре финансирования самого Министерства обороны, а также распределения денежных средств, выделенных под государственный оборонный заказ. Занимается этим сложным направлением сразу несколько департаментов: Департамент учета и отчетности, Департамент финансового планирования (который в свою очередь состоит из трех управлений: Управление сводного бюджетного планирования и прогнозирования расходов, Управление планирования расходов по направлениям деятельности, Управление планирования расходов в рамках международной деятельности), Управление государственного заказа. И это только те департаменты и управления, которые подчинены министру обороны, а есть департаменты, которые занимаются тем же самым, но подчинены уже заместителям министра обороны. Так, существует еще и Департамент обеспечения государственного оборонного заказа, но подчинен он уже первому заместителю министра обороны РФ Сухорукову Александру Петровичу. И таких примеров достаточно много. Департаменты дублируют друг друга, их сферы деятельности постоянно пересекаются. Разобраться в этом хитросплетении департаментов и управлений очень сложно.
Те военнослужащие и гражданские служащие, которые по долгу службы пересекаются в своей повседневной деятельности с департаментами и управлениями, постоянно жалуются на то, что невозможно разобраться, откуда приходят различные приказания и распоряжения, а также с кем в этих органах управления надо согласовывать подготовленные документы. Необходимо отметить один очень важный нюанс. Департаменты полностью состоят из гражданского персонала, там нет военнослужащих, и подавляющее большинство персонала этих учреждений (за редким исключением) раньше не имели никакого отношения к военной службе, а пришли на работу из гражданских или государственных структур. Большая часть работающих в этих департаментах и управлениях чиновников являются федеральными госслужащими, так как они занимают должности в центральном аппарате федерального министерства. И вот тут начинается самое интересное: на данный вид служащих не распространяются приказы Министерства обороны по финансовому обеспечению военнослужащих, так как они — не военнослужащие. Но и приказы по финансовому обеспечению служащих Российской армии на них тоже не распространяются — по причине того, что они не служащие РА, а федеральные государственные служащие. Для этих чиновников установлены особые зарплаты.