Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Документальные книги » Публицистика » Газета Завтра 310 (45 1999) - Газета Завтра Газета

Газета Завтра 310 (45 1999) - Газета Завтра Газета

Читать онлайн Газета Завтра 310 (45 1999) - Газета Завтра Газета

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26
Перейти на страницу:

ВСЕ ЭТИ ГОДЫ нет-нет, да возвращаешься мыслями к той далекой поездке, к тем разговорам. И путь на Горагорск стал чем-то мистическим, как сошествие в закипающий огнем ад. С горечью знания о грядущих муках и невозможностью их остановить, отвести…

И вот теперь колонна все выше забиралась на хребет, подтягиваясь к Горагорску. По окраинам Горагорска еще перестреливались снайпера, в недалеких кошарах отлеживались, прячась от огня, боевики, но уже поступила задача завести в Горагорск сводный отряд ОМОНа.

Сегодня мы шли другим маршрутом. Обходя, оставляя Ингушетию справа. И с любопытством вертели головами по сторонам. Вообще, практически с первого часа пребывания в Моздоке в глаза бросилось столь явное отличие этой войны от той, что это поначалу даже смущало своей "невозможностью". Моздок работал, как единый мощный механизм. Куда делись столь знакомые по прошлой войне беспорядок и хаос? Каждая часть, каждый батальон, каждая станция были встроены в жесткую боевую конструкцию войсковой операции. Вся территория четко поделена на зоны ответственности тех или иных силовых структур. Отлажена пропускная система, эффективно действует комендантская служба.

Порядок чувствуется и по мере приближения к войне. Если раньше блокпосты и КПП стояли только на пересечениях крупных магистралей, оставляя без прикрытия иногда десятки километров дорог, то теперь практически на каждой господствующей высоте, на любом перекрестке окапались взвод или рота. Во всем чувствуются единый план, единое командование.

Если в ходе прошлой войны наши части заходили в аулы и станицы только для "зачистки" и проверки паспортного режима, фактически отдавая их на все остальное время все тем же затаившимся здесь боевикам, то теперь в каждый населенный пункт решено ввести и разместить российский гарнизон, который должен стать силовой опорой военного коменданта и возрождающегося местного МВД. Это правильное и точное решение, выбивающее почву из-под ног боевиков…

Наша колонна состояла из пятнадцати грузовиков, в кузовах которых на мешках и ящиках сидели бойцы ОМОНов двух северных городов. Для ее проводки и прикрытия было выделено два "бэтээра" спецназа "Русь". На втором, замыкающем, мы и двигались.

Если в предгорьях было просто промозгло, то уже в самом начале подъема пошел мелкий, нудный дождь, который то растворял туман, и тогда из него проявлялись недалекие склоны, то сам таял в тумане, и все вокруг тонуло в сырой хмари.

Нет ничего в этом мире тоскливее и безрадостнее осени в северных предгорьях Кавказа...

По пути то и дело попадались брошенные коровы, которые бесцельно и сиротливо бродили по горным склонам. Несколько раз мы объезжали искореженные, сгоревшие остовы машин. В некоторых угадывались "джипы", но чаще всего грузовики. Это поработала наша авиация. Попадались и окопы, развернутые фасом в сторону России, некоторые были полузасыпаны и густо изъедены воронками — места недавних боев. Наконец колонна вынырнула из тумана и забралась на вершину. Здесь было неожиданно людно. На склоне слева стволами в долину развернулась батарея "дэ тридцатых". За дорогой бугрились палатки еще какого-то, судя по форме, ОМОНа. Сновали туда-сюда грузовики. Дымились полевые кухни.

КОЛОННА ВСТАЛА. На лобовом листе передового "бэтээра" отцы-командиры развернули карту, "привязываясь" к местности. Нашли точку стояния. Начали что-то обсуждать, то тыкая в карту, то указывая куда-то за гребень горы. Пользуясь паузой, "народ" на броне осторожно "в кулак" закурил, согреваясь после пронизывающего, сырого ветра, трепавшего нас всю дорогу. Кто-то торопливо побежал к обочине… Наконец что-то решив, старший дал команду "По машинам!" И колонна вновь тронулась с места. Перевалила вершину и почти сразу втянулась на мощеные камнем улицы Горагорска. О недавних упорных боях почти ничего не напоминало. Большинство домов не только вполне спокойно стояло под крышами, но даже стекла в них не были разбиты. Во многих дворах бродили куры. Лишь далеко внизу по склону на самой окраине курился дымом не то склад, не то коровник. Да километрах в пяти дымно чадила подожженная скважина. Смотришь по сторонам и не узнаешь ничего вокруг. До этих улиц в прошлый раз так и не удалось добраться.

Предстояло выбрать базу для ОМОНа. Неожиданно где-то недалеко "кашлянул" разрыв, за ним другой, третий. Судя по звуку — работала артиллерия. Бойцы на броне встрепенулись и обеспокоенно осмотрелись по сторонам. Война была где-то рядом.

Наконец подобрали подходящее для базы место — и колонна втянулась во двор стоявшей особняком почти на самой вершине поселка не то конторы, не то администрации. Здание укрывал невысокий, но мощный каменный забор. Несколько бойцов тут же заняли позиции по периметру ограды. Пулеметный расчет полез на крышу. После этого начали разгружаться. Грузные, мощные омоновцы тяжело спрыгивали на землю, звеня оружием и снаряжением. Распахивали борта грузовиков. Вытаскивали из кузовов тюки, мешки, ящики, кровати, термоса и еще множество всякого военного скарба. И по тому, как сосредоточенно, споро работали они, чувствовалось, что для этого ОМОНа такая командировка тоже далеко не первая. Понять это можно было и потому, как продуман, отобран был груз. Ничего бесполезного, ненужного. Все по делу, все к месту.

Между работающими крутилась крепкая немецкая овчарка, разминая затекшие от долгого сидения в кузове лапы. Ей то и дело перепадали кусочки пайковых галет и пластинки печенья. Связисты раскручивали мотки антенн, растягивали их, закрепляли. Разведчики на "бэтээрах" спокойно и чуть ревниво наблюдали за работой омоновцев. Задачи по сопровождению выполнялись почти каждый день. И обеспечив безопасность ОМОНа в пути, теперь надо было засветло вернуться с колонной пустых грузовиков на базу. А это во многом зависело от расторопности омоновцев. Но и торопить их никто не пытался. Спецназовцы слишком хорошо понимали, что чувствуют сейчас эти русские мужики за две с половиной тысячи километров от родного Севера. Как тревожна будет для них эта первая ночь, как чужда и не обжита база, как враждебна ночь. Потом, когда наладятся жизнь и служба, база станет родным домом, а поселок и его окрестности будут изучены лучше, чем домашние антресоли, их настроение будет другим. Но сегодня самая трудная ночь. И потому никто никого не торопил.

Неожиданно на командира нашей группы по рации вышел старший. Пока ОМОН не окончил разгрузку, необходимо было с командиром ОМОНа выдвинуться на передний край для рекогносцировки и знакомства с обстановкой на месте. Все быстро попрыгали на броню — и "бэтээр" сорвался с места. Через пару улиц дорога стремительно пошла под уклон. Домов стало меньше. И, наконец, мы выскочили на окраину Горагорска. Точнее, его верхней части. У подошвы горы раскинулся нижний поселок, и глаза мгновенно выхватили из ландшафта знакомые зубцы многоэтажек при въезде. Они! Там, недалеко от них, ровно пять лет тому назад одному из насприходилось стоять с двумя разведчиками и, слушая разглагольствования боевиков, гадать о том, как сложатся их судьбы через месяц, через год? Как сложатся наши судьбы? Какой будет эта война? Что принесет она России? И, всматриваясь тогда в затягиваемые туманом вершины, хотелось понять, кто смотрит сейчас оттуда и что он видит? Сегодня с этой вершины на себя самих смотрели мы сами. Смотрели спустя четыре года. Круг замкнулся. И уже неся на плечах груз знания того, что ждет стоящих внизу в окружении боевиков разведчиков, как можешь, пытаешься передать им всю свою тревогу и боль за то, что было и еще будет.

Круг замкнулся…

По рации передали, что разгрузка окончена и ОМОН "заземлился". Надо было спешить домой. Стремительно наползали ранние осенние сумерки, стряхивая, сбрасывая наваждение и оцепенение прошедших минут. Взревел движок "брони". Машина покатилась по склону вверх. На вершине еще раз — взгляд назад. Пронзительное ощущение прикосновения к чему-то невыразимому исчезло, прошло. Ждать здесь знака или знамения не имело никакого смысла. Третьей дороги на Горагорск нет…

Москва — Моздок — Горагорск — Москва

аренда микроавтобусов автобусов 3

Андрей Фефелов ВСЕМ РУССКИМ СОБОРОМ

Профессор Борис Николаевич Чичерин, русский мыслитель, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук, как-то написал такие строки: "Государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся в непрерывной смене поколений".

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Газета Завтра 310 (45 1999) - Газета Завтра Газета торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉
Комментарии
Аннушка
Аннушка 16.01.2025 - 09:24
Следите за своим здоровьем  книга супер сайт хороший
Татьяна
Татьяна 21.11.2024 - 19:18
Одним словом, Марк Твен!
Без носенко Сергей Михайлович
Без носенко Сергей Михайлович 25.10.2024 - 16:41
Я помню брата моего деда- Без носенко Григория Корнеевича, дядьку Фёдора т тётю Фаню. И много слышал от деда про Загранное, Танцы, Савгу...