Итоги № 32 (2012) - Итоги Итоги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Дмитрий Медведев в бытность свою президентом наказал размещать онлайн-информацию о госзакупках. СМИ запестрели сообщениями о странных сделках. Скажем о том, что один губернатор вздумал купить тридцать инкрустированных бриллиантами часов для подарков учителям, что МВД заказало позолоченную кровать, а власти Санкт-Петербурга — песцовые шапки для пациентов психбольницы. Навальный же создал сайт, на который любой посетитель может внести подозрительный, по его мнению, контракт. Самые странные вывешиваются на первой странице, пользователи обсуждают весомость претензий, юрист, работающий с сайтом, оценивает параметры конкурса. Если условия признаются несправедливыми, то Навальный начинает кошмарить проект в своем блоге, топя его в потоке возмущенных запросов.
Для поддержки «РосПила» Навальный организовал сбор средств через платежную систему «Яндекс-Деньги» и лишь за первую неделю собрал более ста двадцати тысяч долларов. В начале года он отказался от анонимных пожертвований, создав Фонд борьбы с коррупцией. Среди спонсоров — Александр Лебедев, Леонид Парфенов, Григорий Чхартишвили, Дмитрий Быков. «Навальный превращает воровство в настолько опасное занятие, насколько безопасным оно являлось до сих пор», — говорит Антон Носик, участвующий в проекте. Поклонники называют «РосПил» краудсорсингом работы Навального и хорошей страховкой, поскольку сайт распределяет риски среди множества людей.
Оппоненты винят его в корыстолюбии и информационном рейдерстве. Мол, используя такой ресурс, можно легко утопить любого конкурента — по заказу и за немалые деньги. Обнаружилась и спам-рассылка некоего Исследовательско-аналитического центра репутационной защиты, предлагавшего «уникальный комплекс услуг», в том числе по размещению информации в блоге Навального. Цена удовольствия — от 100 000 долларов.
Усматривают в затее и старый как мир способ оплаты услуг политтехнологических проектов под видом пожертвований.
Адвокат
Фирма Навального — скромный офис в центре Москвы. Четверо подчиненных, в зависимости от загруженности нанимает дополнительных юристов. Они и ведут работу по поиску открытой информации.
Как уточнил «Итогам» глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, Навальный около двух лет назад стал членом столичной коллегии. Его профессиональные достоинства Резник оценивает высоко. Сведениями же о делах, которые в качестве адвоката ведет Навальный, в столичной коллегии не располагают: это информация конфиденциальная.
По словам самого Алексея Анатольевича, с ростом его известности выросли и гонорары, и по Москве они намного выше среднего уровня. Это при том, что статус адвоката он получил лишь в 2009 году, сдав экзамены в Кировской области.
Стажер
В 2010 году Навальный выиграл конкурс на право обучения в Йельском университете по полугодовой программе Yale World Fellows.
Как уточнила Евгения Альбац, преподававшая в этом университете и давшая одну из рекомендаций в Йель Навальному (среди других рекомендовавших был и ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев), на эту программу приглашают молодых политиков после тридцати лет, там очень большой конкурс. На Навального обратили внимание потому, что он занимался защитой прав миноритарных акционеров — изучал особый раздел корпоративного права: class action sute. «У нас такой практики нет, в США она очень популярна. Рядовые обыватели объединяются, находят адвоката, представляющего их интересы, это дает им больше шансов выиграть у крупной корпорации. У нас такие иски могут инициироваться лишь посредством прокуратуры», — разъясняет Евгения Марковна. Это право, по ее свидетельству, Навальный главным образом и изучал в Йеле.
Человек
С будущей супругой Юлей Абросиновой Алексей встретился на турецком курорте. Когда-то она училась на экономиста-международника, но, похоже, роль жены политика ей нравится больше. С журналистами почти не общается, на митинги не ходит. Слухи о том, что она с детьми главным образом живет в Америке, Евгения Альбац опровергает: «Да что вы! Мы с ней переписываемся по SMS ежедневно, говорим по телефону. Какая там Америка...» У Навального двое детей — Даша и Захар. По словам Альбац, «Алексей — вполне сумасшедший папа». Слухи о «миллионах Навального» Евгения называет нелепостью. В Сети же судачат, что в реале Навальный — сытый буржуа, который по Кирову ездил на Lamborghini, по Москве — на Infiniti. «Ламборгини» не мой, дали покататься», — парирует Навальный. По свидетельству Евгении Альбац, человек он «совершенно не оголтелый», а напротив, рассудительный и рациональный. У Сергея Митрохина сходное мнение: «Большой пассионарности я в нем не замечал». Супруга же Навального говорит, что дома Алексей вообще тих, как Днепр при ясной погоде.
...В апреле 2012 года, по версии журнала Time, Навальный вошел в список ста самых влиятельных людей мира. В июне по предложению Александра Лебедева вошел в совет директоров «Аэрофлота». Что дальше? А дальше...
Навальный и пустота
...Во всяком случае так считает его бывший соратник Сергей Митрохин. В лидеры оппозиции Навальный не годится: в этом качестве он неприемлем ни для либералов, ни для левых. Его армия пестра и безыдейна, а на абстрактном протесте против режима далеко не уедешь.
Главная проблема Навального, считает Митрохин, в том, что он подчеркнуто ориентируется на рассерженных горожан, не желающих утруждать себя политическими взглядами. А аполитичное движение быстро обнуляется. Иными словами, рассерженность граждан может сколь угодно долго продолжаться, но без политпрограммы она не даст результата. Популизм может принести дивиденды, но это тупиковый путь.
Блогеры пишут: «Алексей, часто создается впечатление, что вы совершенно не представляете, в каком направлении развиваться. Вы смотрите на митингующих, митингующие смотрят на вас, во всех глазах один и тот же вопрос: «Что дальше? Присаживаться?..»
Возможно, у Навального просто срабатывает инстинкт самосохранения. Он не может не понимать, что, как только придет во власть (а ведь звали!), тут же растеряет поклонников, настроенных сугубо на протест. Популярность, его политические и материальные горизонты (а борьба за правое дело вполне может стать хорошим бизнесом) напрямую зависят от родимых пятен системы. Исчезни они — бренд «Навальный» лопнет как мыльный пузырь. Но поскольку никуда они в обозримом будущем не денутся, то и «бренд» обречен быть рядом. До тех пор, пока кому-то из участников этой игры он не надоест.
А полголовы — лучше / Политика и экономика / В России
А полголовы — лучше
/ Политика и экономика / В России
Конституционный суд дал старт реформе института дееспособности. Отъем недвижимости и развод на деньги могут сильно упроститься
Конституционный суд подкинул законотворцам работу на каникулы: к 1 января должен быть изменен механизм определения недееспособности граждан с психическим расстройством. Согласно нынешним нормам россиянин или обладает всем набором прав, или полностью их лишается по решению суда. Среднего не дано. И это, по мнению КС, противоречит Основному закону и международным правовым нормам. Нужна градация — в зависимости от состояния здоровья ограничение в правах должно быть частичным. Но как это реализовать на практике? А главное, к чему может привести такая практика в российских реалиях?
Частично нездоров
Своим решением КС отреагировал на обращение Ирины Деловой, проведшей сознательную жизнь в психоневрологическом интернате в Петербурге, будучи де-юре полноправным гражданином. Проблемы возникли в 2008 году, когда интернат по суду добился признания ее недееспособной. Попытка оспорить это решение не увенчалась успехом, хотя в двух медзаключениях и стоял диагноз «легкая умственная отсталость». Эксперты отметили способность Деловой к осознанию своих действий на бытовом уровне: она, например, может выбирать и просить приобретать нужные ей товары, имеет и свои политические предпочтения. Но по действующим нормам понятие «частичная дееспособность» на людей с таким диагнозом (у заявительницы ДЦП) не распространяется. Поэтому Делова лишилась в одночасье всех своих прав. С потерей большинства из них она бы смирилась, но только не с невозможностью распоряжаться собственной пенсией...
«Сейчас любую мелочь ей может купить только работник интерната, тогда как даже малолетние дети вправе совершать мелкие бытовые сделки, — пояснил решение КС судья-докладчик Геннадий Жилин. — Но ведь степеней психического расстройства несколько, и люди вполне могут осознавать последствия своих действий».