Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Документальные книги » Публицистика » Литературная Газета 6233 (29 2009) - Газета Литературка

Литературная Газета 6233 (29 2009) - Газета Литературка

Читать онлайн Литературная Газета 6233 (29 2009) - Газета Литературка

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Перейти на страницу:

"Железняк подошёл к Чернову, положил ему на плечо руку и громко сказал:

- Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать

Придя в себя после минутной растерянности, охватившей его при словах матроса, Чернов закричал:

- Да как вы смеете! Кто вам дал на это право?!

Железняк сказал спокойно:

- Ваша болтовня не нужна трудящимся. Повторяю: караул устал!"

На этом всё и закончилось. А ведь Чернов считал собрание "вехой, знаменующей начало новой эры". Большевики просто перешагнули через эту заветную мечту прекраснодушных российских интеллигентов.

Чернов был типичным их представителем. Они разрушали Российское государство, имея самые смутные и бесплотные представления о том, что на его месте должно возникнуть. Что-то вроде "царства свободы". К тому же они просто не умели властвовать. Больше того - не понимали, что такое власть, и страдали, как сами потом признавались, "властобоязнью".

Характерный штрих - начав с веры в особый путь русского народа, Чернов в эмиграции обнаружил, что все его идеалы не в России, а в Америке. То есть его представления о реальной России были утопичны и фантастичны.

Сподвижники называли его "большим человеком с пытливым умом, чистой душой и большим сердцем". Однако в истории партия эсеров отождествляется прежде всего с террористическими актами, в которых гибли не только царские сановники, которым эсеры, ничуть не смущаясь, выносили смертные приговоры, но и ни в чём не повинные люди, оказавшиеся рядом с ними.

И Чернов, политик с "чистой душой и большим сердцем", относился к террору с пониманием и почтением. Даже давал ему научное-поэтическое определение: "Террор приковывает к себе всеобщее внимание, будоражит всех, будит самых сонных, самых индифферентных обывателей, возбуждает всеобщие толки и разговоры, заставляет людей задумываться над многими вещами Словом, заставляет их политически мыслить".

Правда, Чернов призывал всё же минимизировать число жертв при терактах, но сама целесообразность убийств по решению партии не вызывала у него сомнений.

Клеймя потом за границей сталинский террор, он почему-то не находил возможным признать, что истоки его лежали и в том самом эсеровском терроре, который сам Чернов приветствовал и обосновывал. Ещё бы, ведь "для поднятия революционного настроения в обществе теракт вернее, чем месяцы пропаганды". Какая экономия сил и средств!

В эмиграции Чернов проделал титаническую работу, описывая проблемы, с которыми столкнулось Советское государство, и даже разрабатывал "верную", демократическую модель развития России. Но в реальных условиях того времени она была просто набором благих пожеланий. Благие намерения, не опирающиеся на реальность, проклятая и, похоже, неизлечимая болезнь российской интеллигенции. Чернов тут не исключение. Потому ему было нечего возразить матросу Железняку.

Дмитрий МАКАРОВ

Самые важные люди

КНИЖНЫЙ РЯД

Борис Фаин. Господа профессионалы. - М.: Академия-ХХI, 2009. - 184 с.

"Герои книги - люди труда, знатоки своего дела, профессионалы Для них главная жизненная ценность - труд, преданность делу, ответственность, созидание, движение вперёд".

Так книга Бориса Фаина представлена в аннотации. Согласитесь, по нынешним временам такие герои и такие духовные ценности - большая редкость. Если не исключительная. Это в советские времена писать о таком нужно было в обязательном порядке, на таких темах строились целые писательские биографии, они были "нужными". На этом поле паслось множество халтурщиков и карьеристов. Борис Фаин был одним из немногих, кто честно считал человека трудящегося самым интересным героем.

Вот как пишет об этом в предисловии друг его севастопольского детства писатель и драматург Михаил Рощин:

"Надо было видеть, с каким азартом Борька приставал то к строителям, то к механикам в доках: всё ему было интересно, всех он расспрашивал, лез чуть не под руки работягам. Повстречались на стройке с одним прорабом. Борька просто вцепился, впился в него. Потом, должно быть, час или два мне о нём рассказывал Кажется, я сам видел - обычный малый, чуть старше нас, инженер. Но Борькин восторг и воображение рисовали какую-то могучую фигуру"

Этот восторг перед человеком деятельным автор сохранял всю жизнь, хотя, чего греха таить, и многие коллеги не очень верили в его искренность, считали расчётливой данью комсомольско-партийной журналистике. Но те, кто знал его ближе, лучше, видели - он в своих мыслях и убеждениях честен.

"Борис со своей любовью к людям труда, настоящим работягам оказался вполне на своём месте, - продолжает Михаил Рощин. - И людей искал, и находил, и выводил в свои герои таких, у которых и совесть была на месте, и руки умели делать положенное им дело беда в том, что мы попали в эпоху дилетантства. Не умеют люди и не хотят работать. Повально - певцы не умеют петь, артисты играть, водители ездить, пилоты летают с похмелья, милиция не ловит ворья, а сама ворует и крышует Мы так плохо живём, потому что плохо работаем".

Вот тут самое главное - находил. В то время как другие придумывали положительного советского героя, который что-то бесконечно преодолевал и побеждал, Борис Фаин находил таких людей в жизни и писал о них, удивляясь и негодуя - как же можно не понимать, что вот такие люди важнее всего, интереснее всего!

Сегодня, когда у нас в героях и образцах совсем иные персонажи, его книга заставляет крепко задуматься: и куда мы с этими, нынешними-то, кумирами идём?

Игорь ЖИХАРЕВ

Революции и догматы

SMS-КАЛЕНДАРЬ

20 лет назад в СССР начались массовые забастовки шахтёров. В Кузбассе остановились 209 предприятий, на которых работали 225 тысяч человек. Вскоре после всекузбасской стачки прошла первая общероссийская отраслевая шахтёрская забастовка. Она уже выдвинула политические требования: реорганизацию Советского Союза и заключение нового Союзного договора. Шахтёры выступили тогда в роли революционных матросов 1917-го - "красы и гордости русской революции". А победителем стала та часть союзной номенклатуры, которая уже решилась на развал Советского Союза, передел власти и захват собственности. Парадокс истории - в СССР шахтёры были привилегированной частью пролетариата, официально считавшегося авангардом общества. В постсоветские времена и пролетариат, и шахтёры оказались совсем в ином положении.

220 лет назад восставшие парижане штурмом взяли ненавистную крепость-тюрьму Бастилию - символ королевского деспотизма - и освободили заключённых. Это событие считается началом Великой французской революции. И не важно уже, что заключённых было всего семеро. Взятие Бастилии вошло в историю человечества. Оно стало символом любого достигнутого революционным путём политического освобождения, само слово "Бастилия" стало нарицательным. Во Франции сегодня уже не относятся к этому празднику как революционному. Празднуется нечто великое и важное для каждого француза - светлое, радостное, патриотическое.

835 лет назад в результате боярского заговора во Владимире был убит князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны. До него князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве. Боголюбский, заставив признать себя великим князем всей Русской земли, не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев занимать престол отца и деда. Он перенёс столицу во Владимир. Так началось великое перемещение центра Русского государства на северо-восток. За этим последовало решительное ослабление Киева. По сути, это был конец Киевской Руси, начиналась совсем иная история.

910 лет назад армия крестоносцев, состоявшая из 1200-1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев, под предводительством французского герцога Готфрида Бульонского штурмовала Иерусалим. Когда они ворвались в город, началась резня. Крестоносцы разили мечом и огнём всех подряд - мусульман, евреев… Перебили и немногих оставшихся в городе христиан. Святой город был превращён в настоящую бойню.

Правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он не пожелал называться королём в городе, где Христос был увенчан терновым венцом, и принял титул Защитника Гроба Господня. "Воины Христовы" сочли свой долг выполненным, большинство из них с награбленным добром вернулись на родину. Затем последовали другие крестовые походы. В результате одного из них был разграблен и разрушен православный Константинополь.

955 лет назад произошёл раскол христианской церкви, в результате которого окончательно обособились Римско-католическая церковь на Западе с центром в Риме и Православная - на Востоке с центром в Константинополе.

В 1054 г. римский папа Лев IX послал в amp;#8239;Константинополь своих послов-легатов для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 г. латинских церквей в Константинополе. Однако найти путь к примирению не удалось, и папские легаты объявили о низложении константинопольского патриарха и его отлучении от Церкви. В ответ на это патриарх предал анафеме папу и его легатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Литературная Газета 6233 (29 2009) - Газета Литературка торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉