Асы корейской войны 1950-1953 - С. Иванов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
30 июня 1950 г. на японской авиабазе Ивакуни появилась 77-я эскадрилья ВВС Австралии, эскадрилья имела на вооружении истребители «Мустанг». Через неделю (7 июля) эскадрилья понесла первую потерю — из боевого вылета не вернулся командир. «Мустанг» (А68-757) «скуадрон лидера» Строута был сбит зенитками.
Истребитель P-51D «Мустанг» из 67-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, авиабаза Чиньхо (К-10), август 1950 г. Под плоскостями крыла подвешены шесть неуправляемых ракет НVAR — стандартное оружие для борьбы с наземными целями на протяжении всей войны. Эскадрильей командовал майор Луис Дж. Сибилл, посмертно награжденный медалью Почета. Сибилл направил свой подбитый «Мустанг» в скопление северокорейских солдат в районе Хэмчунга.
«Мустанг» P-51D из 2-й эскадрильи «Flying Cheetah» ВВС Южной Африки выруливает на взлетно-посадочную полосу перед боевым вылетом на штурмовку наземных целей, 1951 г. На борту фюзеляжа ниже фонаря кабины летчика видна эмблема эскадрильи, выше эмблемы нарисован флажок командира эскадрильи.
Командование сил ООН принимало все возможные меры, чтобы за счет усилий авиации остановить наступление коммунистов, а также нейтрализовать ВВС КНДР. Авиация северокорейцев достаточно уверенно чувствовала себя в небе. Звенья Яковлевых, Лавочкиных и Ильюшиных наносили удары по наземным целям. Насколько известно, в ВВС КНДР не существовало самого понятия «ас», учет сбитых самолетов в индивидуальном порядке не велся, приоритет же отдавался не воздушным боям, а штурмовкам и бомбометанию. Восьмерка реактивных истребителей F9F-3 «Пантера» 3 июля 1950 г. оторвалась от деревянной палубы авианосца «Вэлли Форж». Истребители эскортировали ударные самолеты в налете на аэродром Пхеньян. Это был первый боевой вылет реактивных палубных самолетов ВМС США, и одно из первых появлений американских самолетов над Пхеньяном. В этом вылете пилоты «Пантер» энсин Браун и лейтенант Леонард Плог сбили по одному Як-9; еще два летчика из эскадрильи VF-51 уничтожили пару Яков на земле.
Адаптация реактивных истребителей со стреловидными крыльями в авиации флота США шла гораздо более медленными темпами, чем в ВВС — прямокрылые «Пантеры» оставались стандартными истребителями палубных авиакрыльев на протяжении всей Корейской войны. На вооружении авиации ВМС и корпуса морской пехоты США имелись «Пантеры» модификаций F9F-2, оснащенные двигателями Пратт-Уиттни J42-P-6 (лицензионный вариант британского ТРД «Нин») тягой по 4600 фунтов, и F9F-5 с двигателями Аллисон J48-P-6A (лицензионный вариант британского ТРД «Тэй»). Самолеты, имевшие по шесть подкрыльевых пилонов для подвески вооружения, обозначались F9F-2B. Все «Пантеры» имели встроенное стрелковое вооружение — четыре автоматические пушки калибра 20 мм.
Сувон пал. Тем временем транспортные самолеты С-54 доставили в Корею первых солдат армии США. Не имевшие тяжелого вооружения, слабые морально, американцы не смогли остановить Т-34. В конце 40-х годов в армии США чрезмерно уповали на А-бомбу. Солдаты были глубоко убеждены, что атомное оружие решит едва ли все проблемы. Атомную бомбу применять не стали, а винтовкой М-1 лучший танк второй мировой войны остановить сложно… «Тридцатьчетверки» продолжили движение на юг.
Эскадрилья VMA-312 «Checkboards» была одним из двух подразделений «Корсаров», которые перебросили на аэродром Кимпо почти сразу же после его освобождения от коммунистов. Летчики эскадрильи совершали боевые вылеты на поддержку наземных войск 24 часа в сутки. Вслед за наступающими войска- ми сил ООН эскадрилья перелетела в Вонсан.
Первое появление реактивных истребителей МиГ-15 отмечено в ноябре 1950 г., когда четверка таких самолетов атаковала американские «Мустанги». Вооруженный одной 37-мм и двумя 23-мм пушками МиГ превосходил по практическому потолку все истребители сил ООН, включая «Сейбр». МиГ-15 являлся грозным противником в воздушном бою. Первые МиГ-15 в небе Кореи пилотировали советские летчики. Самолеты базировались на аэродромах Манчжурии. Позже большое количество МиГ-15 поступило на вооружение ВВС Красного Китая, которые также использовали их в Корейской войне. На снимке — Миг-15 в стандартной окраске ВВС КНДР, корейцы стали летать на МиГ- 15 в самом конце войны.
«Шутинг Стары» были слишком стремительны, чтобы вести воздушный бой с Яками, избыточной оказалась их скорость также и при нанесении ударов по наземным целям. Поддержка наземных войск стала основной задачей истребителей-бомбардировщиков F-8 °C. «F-8 °C являлся стабильной платформой при стрельбе», — вспоминал летчики из 8-го истребительного авиакрыла: «но мы знали, что на нем невозможно выполнить энергичный противозенитный маневр или вовремя скорректировать прицел при заходе на цель». Недавние триумфаторы воздушных боев вынуждены были переключиться на атаки наземных целей, так как положение на юге Корейского полуострова менялось от плохого к ужасному.
Первую за 17 дней победу в воздушном бою 17 июля одержал на «Шутинг Старе» кэптен Фрэнсис Кларк из 35-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла, его жертвой стал Як-9. Через два дня пилоты F-8 °C сбили еще три самолета. По одному Як-9 записали на свой счет 2-й лейтенант Элвод Кис и 1-е лейтенанты Роберт Макки и Чарлз Вурстер. Вурстер стал вторым после Уэйна американским летчиком, сбившим два северокорейских самолета, а всего в 1950 г. три летчика одержали по две победы в воздушных боях.
Тэджон пал 20 июля 1950 г. Силы ООН удерживали лишь небольшой плацдарм на самом юге полуострова — Пусанский периметр. 20 июля пилоты «Шутинг Старов» 2-й лейтенант Дэвид Гудноу и кэптен Роберт Ли (35-я эскадрилья 8-го авиакрыла) сбили по Як-9. Корейская война вступила в критическую фазу, однако следующий воздушный бой произошел только через 103 дня.
На земле боевые действия велись неудачно для сил ООН. одна отрада — у ВВС КНДР не имелось реактивных истребителей, а возможности по оказанию авиационной поддержки своим войскам были сильно ограничены. Уничтожив в воздушных боях порядка 20 северокорейских самолетов, американская авиация перехватила инициативу в небе Кореи у ВВС КНДР.
В день боевого дебюта МиГ-15 летчики «Мустангов» из 67-го истребительно- бомбардировочного авиакрыла добились хорошего результата — сбили два поршневых истребителя Як-9. На снимке — один из «Мустангов» 67-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла, аэродром Чиньхо.
1-му лейтенанту Расселу Брауну принадлежит честь первой победы в воздушном бою реактивных истребителей: 8 ноября 1950 г. Браун сбил на «Шутинг Старе» МиГ-15. На сделанном вскоре после боя снимке Браун позирует в кабине истребителя F-8 °C 49-737. Однако МиГ-15 он сбил на «Шутинг Старе» 48-713 летчика Джека Смита. Смит служил в 26-й истребительной эскадрильи, но некоторое время летал в составе 16-й эскадрильи. Обе эскадрильи входили в состав 51-го истребительного авиакрыла.
Самолеты с британского авианосца «Триумф» с подходом корабля к берегам полуострова также стали выполнять боевые задания в небе Кореи, однако на первых порах в воздушных боях им участия принять не довелось. К 22 июлю 1950 г. основной задачей пилотов морской авиации США стала непосредственная поддержка наземных войск, обороняющих Пусанский периметр.
К крейсировавшему у берегов Кореи авианосцу «Филиппин Си» 1 августа 1950 г. присоединились эскортные авианосцы CVE-116 «Бадоинг Стрэйт» и CVE-118 «Сицилия». В состав палубной авиагруппы «Филиппин Си» (Carrier Air Group 11) входили эскадрильи VF-111, VF-112 (истребители F9F-2 «Пантера», VF-113, VF-114 (истребители F4U-4 «Корсар») и VA-115 (штурмовики AD-4Q). НА борту «Бадоинг Стрит» находилась эскадрилья VMF-214 «Death Rattlers» корпуса морской пехоты США, оснащенная истребителями F4U-4 и F4U-4B «Корсар». Эскадрилью VMF-214 «Blacksheep», которая базировалась на «Сицилии» возглавлял летчик, ставший асом в годы второй мировой войны — кэптен Джэймс Тач. На вооружении VMF-214 состояли истребители F4U-4B «Корсар». Вскоре в Итацуки была развернута ночная истребительная эскадрилья корпуса морской пехоты США VMF(N)-513 «Flying Nightmares», которой командовал майор Нантер Рейнбург. Эскадрилья была вооружена оснащенными радиолокаторами «Корсарами» истребителями F4U-5N.
Командир очередной новой на театре военных действий эскадрильи — 67 FBS 18-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла — майор Луис Зибель 5 августа 1950 г. возглавил группу «Мустангов» в боевом вылете на штурмовку позиций северокорейской артиллерии под Хамчангом. На своем P-51D (бортовой номер 44-74394) майор успешно выполнил первый заход, вышел из атаки и на вираже отдал команду ведомому о второй атаке.
Снаряды зениток рвались вокруг «Мустангов». Истребитель Зибеля получил повреждения, и командир стал вызвать по рации ведомого, чтобы тот прикрыл командира. Повреждения «Мустанга» были достаточно серьезны, чтобы прервать выполнение задание и взять курс к ближайшему аэродрому в Тэгу, но Зибель решил выполнить еще один заход на цель. «Мустанг» командира получил еще несколько попаданий и взорвался в воздухе. Майор Луис Дж. Зибель посмертно был удостоен медали Почета, он стал первым летчиком-участником Корейской войны, награжденным этим высоким знаком отличия.