Великий Октябрь год за годом (1917 – 1990) - Аверкий Аристов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Мы и впредь будем предъявлять серьезный счет и ставить перед Соединенными Штатами Америки вопрос о многочисленных военных базах, которые созданы ими в различных районах мира и направлены против СССР и других социалистических стран. Рано или поздно этому должен быть положен конец! (Аплодисменты.)
Ни в чем так не проявляется сущность милитаристской политики США, как в ее одержимости ядерным оружием. Тем, кто проводит такую политику, следует напомнить, что подготовка ядерной войны – тягчайшее преступление против человечества. Такой вердикт вынес самый высокий международный форум – ООН.
Не уйти от ответственности и тем политическим деятелям в странах НАТО, которые потакают этим преступным замыслам, дали согласие на размещение в Западной Европе новых американских ядерных ракет, прямо приложили руку к блокированию процесса ограничения и сокращения вооружений, к срыву переговоров.
Сейчас изготовились космос превратить в арену военного соперничества. Нет и не может быть оправдания и этим безумным планам.
Позиция Соединенных Штатов Америки в вопросах ограничения и сокращения вооружений, а это касается в первую очередь ядерного оружия, – позиция тупиков. Не только блокируют дорогу к новым договоренностям, но и закладывают мины под те договоренности, которые удалось заключить ранее.
Если резюмировать то, чем руководствуется сегодня Вашингтон в подходе к проблеме прекращения гонки вооружений и разоружения, то можно сказать так: путь к разоружению проходит через безудержное усиление гонки вооружений. Абсурд? Да, по всем законам логики и здравого смысла – это полнейший абсурд. Но именно он сейчас положен в основу политики США в важнейших вопросах войны и мира.
Советский Союз, оставаясь приверженным процессу ограничения и сокращения вооружений, готов к серьезным и честным переговорам с целью достижения соглашений, которые не ущемляли бы ничьих интересов. Мы об этом ясно и не раз заявляли правительству США.
Курс Вашингтона на то, чтобы быть сильнее всех, вершить судьбами суверенных государств, диктовать свою волю всем и всюду, находит выражение в грубом вмешательстве во внутренние дела других народов и государств. Мир является свидетелем многих фактов такого вмешательства.
Стоит какому-либо народу сделать свободный выбор пути своего развития, как пускают в ход все средства давления. А если это не срабатывает, то не останавливаются перед прямой интервенцией.
Нападение на беззащитную Гренаду, необъявленная война против Никарагуа – вот проявления преступной политики государственного терроризма, которую проводят США.
Народы все решительнее ее отвергают. Могут ли серьезные государственные деятели, сознающие свою ответственность, мыслить сегодня категориями силы, конфронтации и строить на этой основе политику в международных делах? Поступать так – значит находиться в плену оторванных от жизни представлений.
Проводя такой курс, некоторые деятели в изобилии употребляют крепкие слова по адресу социализма как общественного строя. Они не прочь были бы его потеснить, а то и больше. Ясно, что серьезного внимания все это не заслуживает.
Социализм не выпрашивает места у истории. Он и есть сама история. Мы сожалеем, если кто-то этого не понимает.
Только недальновидные люди могут посягать на то, на чем вот уже 40 лет держится европейский и всеобщий мир, пытаться поставить под сомнение исторические Ялтинское и Потсдамское соглашения. Да, крепко связывают руки реваншистам всех мастей эти соглашения. Прежде всего в этом их предназначение.
Эти соглашения положены в основу международного права самим ходом событий. Двадцать миллионов советских людей отдали жизни ради победы над фашизмом. Миллионы людей стран антигитлеровской коалиции пали в борьбе за мир, за то, чтобы никогда более не возникла угроза войны с немецкой земли.
Безрассудным головам, мечтающим о реванше и пересмотре границ государств в Европе, нелишне сказать: германский рейх сгорел в огне второй мировой войны. Возврата к нему нет и не будет. (Продолжительные аплодисменты.)
Мы рады и гордимся, что на немецкой земле существует Германская Демократическая Республика – социалистическое немецкое государство, достойно отметившее недавно свой 35-летний юбилей. Успешное продвижение ее по пути социалистического строительства – это претворение в жизнь мечты о мире и дружбе народов, сражавшихся и разгромивших фашистских агрессоров.
Реваншисты и полуреваншисты всех мастей, где бы они ни находились, должны знать, что границы нашего друга и союзника – Германской Демократической Республики есть и будут неприкосновенными. (Продолжительные аплодисменты.)
Мы и наши союзники со всей определенностью предостерегаем тех, кто вынашивает планы переписать историю.
Курс политики стран блока НАТО обостряет чувство тревоги у людей на всех континентах. Они ждут от правительств этих стран высокоответственной политики, нацеленной на укрепление мира, на ограничение и прекращение гонки вооружений, на ликвидацию очагов конфликтов между государствами – и региональных, и нерегиональных.
В эту сложную для мира пору народы обращают свои взоры к миру социализма, к социалистическим государствам. Мы это ощущаем на каждом шагу. Мы делали и будем делать все возможное, чтобы оправдать эти надежды, наращивать усилия в проведении политики мира и безопасности для всех народов.
Вся внешнеполитическая деятельность нашей партии и Советского государства направлена на воплощение в жизнь ленинского завета: «Мы обещаем рабочим и крестьянам сделать все для мира. И мы это сделаем» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 343). (Продолжительные аплодисменты.)
Со времен Октября наш курс – мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Свою идеологию, свои ценности, вытекающие из природы социалистического строя, мы никому не навязываем. Но мы будем и впредь решительно отвергать любые попытки навязывать чуждые нашему обществу порядки и взгляды, переносить идеологические разногласия на отношения между государствами, будем давать этим попыткам решительный отпор.
В мирном сосуществовании государств заложен огромный конструктивный потенциал развития добрых отношений. Разве не это подтвердил опыт 70-х годов, когда стало возможным подписание хельсинкского Заключительного акта, когда пустила корни, укреплялась разрядка. Народы не смирились с попытками вытравить ее из сознания людей. Они дорожат ее плодами. И в этом тоже существенный резерв мира.
Мы верны ленинскому наказу добиваться «самых простых, самых ясных решений и мер, которые бы действительно вели к миру…» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 241).
Сколько раз народы приветствовали проникнутые заботой о мире предложения СССР. Нет ни одной важной проблемы, ни одной области, связанной с международной безопасностью, по которым Советский Союз не выступил бы, в том числе в самое последнее время, с конкретными инициативами. Это и есть практическое стремление к миру и работа в пользу мира.
Вопрос вопросов – устранение ядерной опасности. На нем наша партия неизменно сосредоточивает основные усилия. Не было бы этой опасности, если бы у западных стран хватило реализма и политической воли принять предложение, сделанное Советским Союзом еще в 1946 году, о запрещении навечно производства и применения атомного оружия и об уничтожении его запасов.
Золотыми буквами в истории записано это самое гуманное и радикальное предложение о том, как решить в интересах всего человечества вопрос о новом страшном оружии, оказавшемся в руках людей.
Сегодня актуальность этой задачи неизмеримо возросла. Наши предложения направлены на то, чтобы ядерное оружие никогда не применялось и чтобы оно вообще было устранено с лица земли. Мы предлагаем конкретные пути поэтапного решения этой задачи.
Принципиальное значение имело бы соблюдение выдвинутых Советским Союзом определенных норм, которыми должны руководствоваться в сложившихся ныне условиях ядерные державы. Эти нормы естественны, если ставить перед собой цели мира.
Разве не естественно, чтобы те страны, которые несут особую ответственность за поддержание мира, рассматривали предотвращение ядерной войны как главную цель своей внешней политики?
Мы не призываем других сделать что-то такое, на что не готовы пойти сами. Такую свою готовность мы подкрепляем практическими шагами. Именно Советский Союз сделал беспримерный по смелости политический шаг – взял на себя в одностороннем порядке обязательство не применять ядерное оружие первым.
Мы говорим: пора остановить ядерный конвейер, и предлагаем начать с такого простого и эффективного шага, как замораживание всех ядерных арсеналов. От этого рубежа легче приступить к их сокращениям.