Великий Октябрь год за годом (1917 – 1990) - Аверкий Аристов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Между тем капитализм все нагляднее проявляет себя как общество без будущего. Его экономику хронически лихорадит. Технический прогресс выбрасывает за ворота предприятий такие массы рабочих, что это угрожает потрясением всей социально-политической системе. Беспрерывно растут цены, проблемой номер один остается инфляция. Скандальные разоблачения темных политических махинаций, продажности, злоупотреблений властью, грубых нарушений закона со стороны наиболее высокопоставленных деятелей взрываются, как бомбы, то в одной, то в другой стране, демонстрируя разложение правящего класса. Рекордный рост преступности дополняет картину. Все это означает, что объективные экономические и социально-политические предпосылки для перехода к социализму достигли высокой степени зрелости. В капиталистических странах растет стремление масс к коренным переменам.
Конечно, буржуазия – противник опытный. Она меняет тактику, маневрирует. Методами частичных реформ она пытается укрепить свои позиции, ослабить тягу масс к социализму.
В этих условиях компартии стремятся усовершенствовать стратегию и тактику своей революционной борьбы. Они добиваются сплочения всех демократических сил в борьбе против господства монополий. В их теоретических установках в связи с этим есть интересные положения, хотя, наверное, не все можно считать до конца отработанным и бесспорным. Это и понятно: поиск есть поиск. Важно только, чтобы он шел в правильном направлении.
Какие бы маршруты ни выбирались, в конечном счете призвание коммунистов – вести массы к основной цели, к социализму. Опыт борьбы за победу Октября показал, что в революционной деятельности вполне возможны смена тактики, компромиссы во имя приобретения новых союзников. Но убедились мы и в другом: ни в коем случае нельзя приносить в жертву принципы во имя тактической выгоды. Иначе, как говорится, волосы сохранишь, а голову потеряешь. (Смех, аплодисменты).
Чем больше влияние компартий, тем активнее империализм пытается сбить коммунистов с пути истинного. Делается это и грубо – методами нажима, угроз, и более тонко. Подчас коммунистам буржуазных стран теперь сулят «признать» их «право на место в обществе». А взамен требуют… «пустяк»: чтобы они отказались от борьбы против власти капитала, за социализм, от интернациональной классовой солидарности. Но коммунисты давно уже завоевали свое место в обществе. Завоевали именно своей революционной борьбой. Их роль в обществе признана народами, и отнять ее не дано никому! (Продолжительные аплодисменты).
Империалистам очень хочется подорвать сплоченность коммунистических рядов. С этой целью, в частности, усердно подсовывают фальшивую версию, будто компартии стран социализма, и особенно КПСС, навязывают коммунистам Запада свои рецепты социалистического преобразования общества. Но это – явная фальсификация.
Наша партия, как и все марксистско-ленинские партии, твердо придерживается общепринятых в коммунистическом движении принципов – равноправия, независимости, невмешательства во внутренние дела, солидарности и взаимной поддержки коммунистов всех стран.
Сегодня, отмечая шестидесятилетие нашей революции, мы, коммунисты Советского Союза, вновь заявляем, что будем всегда верны великому братству коммунистов мира! (Бурные аплодисменты). Мы горячо желаем самых больших успехов коммунистическим и рабочим партиям, их союзникам, борющимся против диктатуры капитала, за свободу, мир и социальный прогресс. (Аплодисменты). Вы всегда можете быть уверены в нашей дружбе, солидарности и поддержке! (Продолжительные аплодисменты).
Товарищи! Советская власть родилась под знаком ленинского Декрета о мире, и с той поры вся внешняя политика нашей страны пронизана миролюбием. Объективные исторические условия продиктовали ее конкретное содержание: курс на мирное сосуществование государств с различным общественным строем.
В наши дни принципы мирного сосуществования довольно прочно укоренились в международных делах как единственно реалистические и разумные. Это результат изменения соотношения сил в мире – и прежде всего роста могущества и международного авторитета Советской страны, всего социалистического содружества. Это также результат успехов, одержанных международным рабочим движением и силами национального освобождения. Это, наконец, результат понимания новых реальностей определенной частью правящих кругов капиталистического мира.
В то же время это итог огромной работы, проведенной за последние годы Советским Союзом и другими странами социалистического содружества с целью добиться перестройки международных отношений в направлении мира. (Аплодисменты).
Добрые перемены в мире, ставшие особенно ощутимыми в семидесятые годы, были названы разрядкой международной напряженности. Эти перемены осязаемы и конкретны. Они – в признании и закреплении международными документами своего рода кодекса правил честных и справедливых взаимоотношений между странами, что создает правовую и морально-политическую преграду на пути любителей военных авантюр. Они – в достижении первых, пусть пока скромных, договоренностей, перекрывающих некоторые каналы гонки вооружений. Они – в разветвленной сети соглашений, охватывающих многие области мирного сотрудничества между государствами с различным общественным строем.
Наиболее отчетливо перемены к лучшему видны в Европе, где крепнут отношения добрососедства, взаимное понимание, интерес и уважение народов друг к другу. Мы высоко ценим это достижение, считаем своим долгом всячески его беречь и закреплять. Поэтому мы придаем большое значение сотрудничеству с такими странами, как Франция, ФРГ, Англия, Италия, со всеми большими и малыми европейскими государствами иной общественной системы.
Естественно также, что мы придаем большое значение отношениям с Соединенными Штатами. Многое разделяет наши страны – от социально-экономического уклада до идеологии. Не всем в США нравятся наши порядки, да и мы могли бы сказать много о том, что происходит в Америке. Но если делать упор на расхождения, пытаться поучать друг друга, то итогом будет лишь нагнетание недоверия и враждебности, бесполезное для наших двух стран и опасное для мира в целом. На заре Советского государства Ленин предупреждал тогдашних американских руководителей о том, что «нравится это им или нет, Советская Россия – великая держава», что «Америке ничего не даст вильсоновская политика благочестивого отказа иметь с нами дело на том основании, что наше правительство им не по вкусу». (Ленинский сборник, т. XXXVII, стр. 254). Это было справедливо полвека назад. Это тем более справедливо теперь. (Продолжительные аплодисменты).
Сама жизнь требует, чтобы решающими в советско-американских отношениях были соображения долгосрочного порядка, продиктованные заботой о мире. Такой линии придерживаемся мы; того же ожидаем и в ответ.
У нас нет недостатка в готовности продолжать начатое развитие отношений с США на основе равенства и взаимного уважения.
Международные отношения находятся сейчас как бы на перекрестке путей, ведущих либо к росту доверия и сотрудничества, либо к росту взаимных страхов, подозрений, накапливания оружия, – путей, ведущих, в конечном счете либо к прочному миру, либо в лучшем случае к балансированию на грани войны. Разрядка дает возможность избрать путь мира. Упустить эту возможность было бы преступлением. И самая важная, самая неотложная задача сейчас – это прекратить захлестнувшую мир гонку вооружений. (Продолжительные аплодисменты).
К сожалению, наращивание вооружений продолжается, приобретает все более опасные формы. Создаются – и хорошо известно, по чьей инициативе, – новые разновидности и типы оружия массового уничтожения. А ведь каждый такой новый вид – уравнение с несколькими неизвестными, причем не только в плане военно-технических или стратегических последствий, но и политических. Метание от одного типа оружия к другому, основанное, видимо, на наивном расчете сохранить на них монополию, лишь подстегивает гонку вооружений, углубляет взаимное недоверие, затрудняет осуществление мер разоружения.
Хотел бы в этой связи со всей определенностью подтвердить мысль, которую высказывал и раньше. Советский Союз эффективно заботится о своей обороне, но не добивается и не будет добиваться военного превосходства над другой стороной. Мы не хотим нарушать примерного равновесия военных сил, сложившегося сейчас, скажем, между Востоком и Западом в Центральной Европе или между СССР и США. Но взамен мы требуем, чтобы и никто другой не стремился нарушить его в свою пользу. (Аплодисменты).
Разумеется, поддержание сложившегося равновесия не самоцель. Мы за то, чтобы начать сгибать вниз кривую гонки вооружений, постепенно снижать уровень военного противостояния. Мы хотим существенно уменьшить, а затем и устранить угрозу ядерной войны – самой грозной опасности для человечества. Именно на это нацелены хорошо известные предложения Советского Союза и других социалистических стран.