Газета Завтра 990 (47 2012) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Судя по всему, до сих пор стоящие у руля финансово-экономического блока правительства "гайдаровцы" и идейные последователи разрушительной политики "рыночного фундаментализма", рассматривающие государственную службу как источник безнаказанного личного обогащения и инструмент для обеспечения финансово-экономической колонизации страны со стороны транснационального капитала, возвращаются к принципам социальной политики 1990-х годов.
Аналогичная ситуация складывается с социальным обеспечением населения, расходы на которое в номинальном выражении в ближайшие 3 года согласно проекту бюджета подлежат увеличению на едва заметные 2,9% — с 903 до 929,7 млрд. рублей. С учётом запланированного в Минфине падения покупательной способности российского рубля более чем на 16% это означает, что вместо роста расходов по итогам трех ближайших лет будет зафиксировано сокращение финансирования социального обеспечения российских граждан минимум на 13,3% в реальном выражении. Также на 12,7% в реальном выражении подлежат урезанию и без того непозволительно низкие расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики.
Единственной статьёй в рамках социальных расходов предлагаемого Минфином бюджета (от которого уже поспешили откреститься руководители Министерства экономики), финансирование которой подлежит увеличению как в номинальном, так и в реальном выражении с учётом инфляции, является пенсионное обеспечение. В номинальном выражении расходы на этом направлении подлежат увеличению на 20,2% (с 2,82 до 3,39 трлн. рублей), а в реальном выражении приблизительно на 3,9%.
Однако и здесь не всё так однозначно — чиновники умудрились в рамках сводной статьи "Пенсионное обеспечение" из шести прописанных в проекте бюджета подстатей лишь по одной запланировать увеличение финансирования в реальном выражении, тогда как объём государственных расходов по пяти ключевым подстатьям пенсионного обеспечения подлежит сокращению на 5-45% с учётом инфляции.
Прежде всего недоумение вызывает едва заметное увеличение размера пенсионных выплат за период 2013-15 гг. на 4,9% — с 507,3 до 532,2 млрд. рублей. С учётом официального прогноза по динамике инфляции (5,5% в 2013г. и 5% в 2014-1015гг.) это означает, что реальный размер пенсионных выплат российским гражданам в пенсионном возрасте сократится минимум на 11,4%. С учётом постоянного роста численности пенсионеров, продолжающегося вымирания трудоспособных граждан, хронического и постоянно расширяющегося дефицита Пенсионного фонда (свыше 1 трлн. рублей в 2012 г.), а также социальной инфляции в 10-13% и безудержного удорожания ЖКХ, реальный размер бюджетной поддержки пенсионеров в течение ближайших трех лет сократится на 17-25%.
По сути дела, этот бюджет означает продолжение принятой в ещё 1990-е годы политики социального геноцида пенсионеров и социально необеспеченных слоёв населения, а также их искусственное удержание в нищете.
Не намного лучше обстоят дела с бюджетными ассигнованиями на выплату пенсий военнослужащим, а также социальную помощь населению. В номинальном выражении финансирова— ние этих направлений вырастет на 5% и 9,9% соответственно. Однако с учётом даже официального прогноза по инфляции реальный размер бюджетного финансирования пенсионных выплат военнослужащим и социальной помощи гражданам России из федерального центра подлежит сокращению на 11,2% и 6,3% соответственно.
Не намного лучше обстоят дела с бюджетным финансированием пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению, которое, согласно проекту бюджета, подлежит увеличению на 11,4% в номинальном выражении (с 315 до 351 млрд. рублей). В реальном выражении даже с учётом крайне политкорректной и заниженной в 2-2,5 раза инфляции, объём пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению подлежит сокращению на 4,8%.
Откровенный провал наблюдается с валоризацией пенсионного капитала, расходы на которую подлежит сокращению на 27% только в номинальном выражении (с 600,2 до 437,9 млрд. рублей). В реальном выражении сокращение выплат из бюджета на валоризацию пенсионного капитала достигнет 43,3%, а с учётом реальной инфляции, превышающей официальную в 2-2,5 раза достигнет 55-60%. Столь масштабное сокращение расходов государства на переоценку пенсионных прав российских граждан, работавших до начала запуска провальной пенсионной реформы в январе 2002г., означает не просто отказ правительства от повышения пенсионного обеспечения недавно вышедших на пенсию граждан, а о том, что правительсто практически признало провал пенсионной реформы в ее нынешнем виде, которая была направлена на втягивание пенсионных накоплений в финансовые спекуляции и их прокрутку через счета крупных государственных и частно-олигархических банков с последующим обесценением. В настоящий момент правительство пытается судорожно заткнуть дыры в Пенсионном фонде, в том числе за счёт повсеместного урезания в реальном выражении расходов на социальную поддержку населения, валоризацию пенсионных накоплений, охрану семьи и детства, а также выплату пенсий военнослужащим и ветеранам труда.
Единственной статьёй в рамках пенсионного раздела предлагаемого проекта бюджета, предполагающей хоть какое-нибудь увеличение финансирования в реальном выражении, по сути дела, является статья, связанная с межбюджетными трансфертами бюджету Пенсионного фонда. Их размер за период 2013-15 гг. увеличится на 22,9% — с 1 до 1,22 трлн. рублей. Даже с учётом официального прогноза по инфляции (5-5,5%) размер межбюджетного трансферта продемонстрирует расширение на 6,6%.
Совершенно очевидно, что, сворачивая социальную поддержку населения в целом, правительство боится потерять поддержку наиболее патерналистской и зависимой от него части общества (пенсионеров), с целью чего и расширяет размер пенсионных выплат. Именно нынешние пенсионеры являются, по сути дела, единственной категорией российских граждан (не считая касту коррумпированных чиновников, монополистов и сырьевых олигархов), которая по инерции поддерживает российские власти. И действительно увидит хотя бы едва заметное, но расширение государственной поддержки. Однако, как показал опыт 2000-2011 гг., вся эта поддержка практически наверняка будет съедена произволом монополий, коррупционными поборами чиновников, безудержным удорожанием ЖКХ, транспорта и продовольствия.
На протяжении многих лет лучшие российские учёные (академики С.Глазьев, Н.Петраков, О.Богомолов, Д.Львов, а также экономисты В.Катасонов, Ю.Болдырев, М.Делягин, С.Батчиков, М.Хазин, М.Мусин, С.Губанов и другие) с цифрами в руках предельно доходчиво объясняют властям, что нынешний размер прожиточного минимума не способен обеспечить не только развитие человека и реализацию его потенциала, на даже элементарного биологического выживания населения. Это прожиточный минимум геноцида и уничтожения остатков научно-технического и человеческого потенциала, к которому в целях экономии бюджетных средств власти привязывают размеры социальных выплат, пособий и компенсаций.
По своей калорийности и пищевой ценности входящий в расчёт прожиточного минимума минимальный набор продовольственных товаров уступает пайку немецкого военнопленного в период Великой Отечественной войны. По рыбе разрыв достигает практически 3 раза (43 против 120 граммов в сутки), по хлебу и макаронным изделиям — 1,66 раз (366 против 610 граммов), по овощам и картофелю — 27% (559 против 600 граммов), а по чаю и специям — 4,28 раз (13 против 55,6 граммов). Превышение минимальной нормы по мясу в 2,5 раза (101 грамм в 2011 г. против 40 граммов в 1943-45 гг.) и по кондитерским изделиям в 3 раза (60 против 20 граммов соответственно) также не вызывает особенного оптимизма в силу наплыва низкокачественной и вредной для здоровья иностранной мясной продукции и полуфабрикатов. А одними конфетами ни находящиеся в бедственном положении пенсионеры, ни миллионы прочих социально необеспеченных граждан России сыты не будут. Одновременно с этим расходы на оплату услуг ЖКХ, транспорта, электроэнергии, непродовольственных товаров и одежды занижены приблизительно в 3-4 раза.
Если использовать методики определения прожиточного минимума экономически развитых стран и оценивать прожиточный минимум в 60% от величины среднего душевого дохода, то получится, что реальный прожиточный минимум должен составлять не менее 13,2 тыс. рублей и дифференцироваться в зависимости от региона и стоимости жизни.
Россия по-прежнему остаётся единственной крупной экономикой в мире, где размер МРОТ оказывается ниже прожиточного минимума и на практике применяется регрессивная шкала налогообложения доходов населения, при которой 70% бедных граждан России оплачивают безбедное существование 5% богатых.
Это последствия отказа руководства страны от исполнения конституционных обязанностей и утверждения антисоциального бюджета