Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Научные и научно-популярные книги » История » Россия в XIX веке (1801-1914) - Сергей Пушкарев

Россия в XIX веке (1801-1914) - Сергей Пушкарев

Читать онлайн Россия в XIX веке (1801-1914) - Сергей Пушкарев

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 98
Перейти на страницу:

Верховная исполнительная власть принадлежит, по конституции Муравьева, Императору; его власть наследственная, но его права и полномочия соответствуют, приблизительно, правам и полномочиям президента С. Ш. А.; в частности, он заключает трактаты с иностранными державами и назначает верховных судей и высших государственных чиновников - с согласия Верховной Думы. - Каждая из держав имеет свое представительное собрание, состоящее из двух палат: Державной Думы и Палаты Выборных. Высшая исполнительная власть в державах принадлежит Державному Правителю, которого избирает (на 3 года) центральное Народное Вече из списка кандидатов, представленных представительными собраниями Держав.

Судьи и чиновники (включая "тысяцкого", главного администратора уезда) должны быть избираемы. В суде {121} все уголовные дела и более крупные гражданские тяжбы должны производиться с участием присяжных, которым принадлежит решение дела по существу.

Конституция Н. Муравьева была политической программой большинства членов Северного общества, хотя не была принята и одобрена всеми его членами. Она встречала возражения с разных точек зрения; особенно энергичным критиком ее выступил вождь Южного общества П. И. Пестель, который склонил на свою сторону многих из "северян". В своих показаниях Пестель свидетельствует: "Сия конституция Никиты Муравьева многим членам общества весьма не нравилась по причине федеративной его системы и ужасной аристокрации богатств, которая оною созидалась в обширнейшем виде". Третьим принципиальным разногласием было то, что все "южане" и часть "северян" отвергали Муравьевскую наследственную монархию (хотя бы и с весьма ограниченной властью) и предпочитали республиканский строй.

Политическая и социальная программа П. И. Пестеля была изложена в его известном трактате "Русская Правда". "Наказ Временному Верховному Правлению" (Трактат Пестеля не закончен. По плану он должен был состоять из 10 глав, из которых были написаны только первые пять; из ненаписанных наиболее важной для нас должна была бы быть 6-я глава, которая "долженствовала рассуждать о верховной власти"; некоторой заменой этой главы служит сохранившийся в делах декабристов "государственный завет", дающий краткое изложение программы Пестеля относительно организации власти в государстве.).

В "Русской Правде" Пестель, прежде всего, формулирует принципы демократического правления, опираясь и на естественное право и на религию: "постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры". Государство должно доставлять "возможное благоденствие всем и каждому", иначе правительственная власть превращается в "зловластие". "Великий народ российский, с подвластными ему народами, должен составлять "государство единое и неразделимое"; при разнородности частей России федеративное устройство {122} могло бы повести к распадению государства и потому "всякая мысль о федеративном устройстве" для России "отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло".

- Республика Пестеля носит централизованно-якобинский характер (После успешного переворота должно быть учреждено в России "временное правление", с диктаторскими полномочиями, на продолжительный срок, лет на десять, для полного переустройства государства по составленному Пестелем плану.), - его план предполагает сильную центральную власть и совершенно однородное устройство всех частей государства, которые должны быть нивелированы не только в административно-политическом, но даже в культурном отношении, "все племена должны слиты быть в один народ"; во всем государстве должны господствовать одинаковые законы, учреждения, социальные и культурные отношения и даже "один только язык российский"

(Пестель соглашается предоставить "независимое существование" Польше, но лишь при условии, чтобы она находилась в тесном военно-политическом союзе с Россией и чтобы политическое и государственное правление было устроено "по тем же точно правилам в Польше, как и в России". - Что касается еврейского народа, то наилучшее, по мнению Пестеля, решение вопроса состояло бы "в содействии евреям к учреждению особенного отдельного государства в какой-либо части Малой Азии".).

В области социальных отношений планы Пестеля были широки и радикальны. Прежде всего, конечно, он требовал полного и немедленного уничтожения крепостного права, ибо "обладать другими людьми, как собственностью своею,... есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской". - Вместе с отменой крепостного права и с уравнением в правах всех граждан Российского государства должна быть произведена широкая аграрная реформа.

Пестель признает, с одной стороны, что "земля есть общая собственность всего рода человеческого", что "человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать", и потому никто не может быть лишен права пользования землею; с {123} другой стороны, для процветания и усовершенствования земледелия необходимы частная предприимчивость, упорный труд и значительные издержки, которые будут прилагаться к земле только в том случае, если сельский хозяин "в полной своей собственности землю иметь будет". Для того, чтобы согласовать эти два различных принципа, надлежит разделить земли каждой волости на две половины: "Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять; она ни продана, ни заложена быть не может"; земля эта разделяется на участки, достаточные для прокормления одной семьи, и "земские сии участки должны раздаваться членам волостного общества" во временное пользование; таким образом "каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен". Другая половина - земли, находящиеся в частной собственности, "служить будут к доставлению изобилия".

Признавая право собственности "священным и неприкосновенным", Пестель, однако, возражает против предоставления богатым людям особых политических преимуществ, ибо в таком случае "аристократию феодализма" заменит "аристократия богатства" и положение народной массы нисколько не улучшится. Поэтому "все российские граждане должны одинаковым образом пользоваться всеми правами частными, гражданскими и политическими", в частности, избирательными правами. (Пестель заявляет, что "личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина". Однако, в соответствии с его якобинско-централистическими принципами, в "Русской Правде" находим и существенные ограничения свободы граждан. Воспитание юношества должно быть исключительно в руках государства. Далее, "всякие частные общества, с постоянною целью учреждаемые, должны быть совершенно запрещены, как открытые, так и тайные, потому что первые бесполезны, а вторые вредны". Пестель полагал, что общегосударственное правительство, с одной стороны, и волостная организация (обнимающая всё население), с другой, совершенно достаточны для удовлетворения всех законных потребностей и интересов всех россиян.).

{124} Будущий общественно-политический строй России представляется Пестелю в таком виде: основной общественно-политической единицей является волость, все члены которой "составляют вместе так сказать одно политическое семейство под названием волостного общества"; все граждане каждой волости образуют "земское народное собрание", которое выбирает членов "наместных" (т. е. представительных) собраний - волостного, уездного и окружного (губернского) и таким образом "все члены всех наместных собраний будут во всей точности и в полной мере самим народом избираемы". Окружные (губернские) собрания избирают членов "Народного Веча", которому принадлежит верховная законодательная власть в государстве (и право объявлять войну и заключать мир). Власть "верховно-исполнительная" принадлежит "державной думе", состоящей из 5-ти членов, избираемых на 5 лет "Народным Вечем" из кандидатов, предлагаемых окружными собраниями. Особо стоит "власть блюстительная", которую осуществляет "верховный собор", состоящий из 120 "бояр", избираемых таким же порядком, но на всю жизнь и наблюдающий за законностью действий и постановлений правительства и Народного Веча.

Кроме программы Муравьева и Пестеля, в среде декабристов обсуждались и другие планы будущего государственного устройства, но определенной, принятой всеми политической программы не было. Пестель свидетельствует в своих показаниях: "весьма часто то, что сегодня было решено, завтра опять поступало на суждение и спор".

В общем можно сказать, что Южное общество принимало программу республиканскую, северное - конституционно-монархическую, но у отдельных членов того и другого общества нередко наблюдались колебания между республикой и монархией. Еще менее согласия было по вопросам тактики; много говорили о путях или способах достижения намеченных целей, но определенного плана действий общество не имело. Больше всего споров и разговоров возбуждал вопрос о цареубийстве. В Южном обществе Пестель и большинство членов склонялись к необходимости цареубийства, северяне, в большинстве, относились к цареубийству отрицательно. В {125} отношении перспектив будущей революции, в Южном обществе "все говорили, что революция не может начаться при жизни государя императора Александра Павловича и что надобно или смерть его обождать или оную ускорить" (Пестель). Члены Южного общества предполагали "ускорить" смерть Александра I во время царского смотра на летних маневрах 1826 года, а затем восставшая южная армия должна была двинуться на Москву, "провозглашая конституцию".

1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 98
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Россия в XIX веке (1801-1914) - Сергей Пушкарев торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉
Комментарии
Татьяна
Татьяна 21.11.2024 - 19:18
Одним словом, Марк Твен!
Без носенко Сергей Михайлович
Без носенко Сергей Михайлович 25.10.2024 - 16:41
Я помню брата моего деда- Без носенко Григория Корнеевича, дядьку Фёдора т тётю Фаню. И много слышал от деда про Загранное, Танцы, Савгу...