Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Документальные книги » Прочая документальная литература » OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким - Борис Стругацкий

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким - Борис Стругацкий

Читать онлайн OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким - Борис Стругацкий

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 202
Перейти на страницу:

* * *

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Прежде всего, огромное спасибо Вам с братом за (почти) все ваши книги. Два года назад, в свободное время я перевел ваш Град на английский (Accursed City). Друзьям-американцам очень нравилось, от павианов до непотребства Андрея в галлюцинациях Изи. Несколько вопросов: 1. Разрешите выбросить речь Изи в самом конце? Она же явно за уши притянута.

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:21:15 MSK

О какой именно "речи Изи" идет речь? Впрочем, на мой взгляд, ничего "за уши притянутого" в романе нет вообще, а потому лучше бы ничего оттуда не выбрасывать.

* * *

Вопрос: 2. Что же, черт возьми, было в папке? Секрет выключения солнца? Секрет исхода?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:23:15 MSK

В папке была Главная Тайна Города. Суть ее не слишком важна для читателя, но чрезвычайно важна для жителя Города.

* * *

Вопрос: 3. Можно ли полагать, что сначала была создана (первая) глава о Красном Здании, а потом вы плясали от нее?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:25:16 MSK

Нет, это было совсем не так. Хотя само Красное Здание придумано было нами задолго до начала работы с ГО, идея эта никогда не была для нас сюжетообразующей.

* * *

Вопрос: 4. Жутко читать роман, написанный в середине 1970-х, de facto предсказывающий распад Советского Союза. Считали ли Вы с братом уже тогда, что это неизбежно?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:26:50 MSK

Этой идеи в ГО, на самом деле, нет. Вообще же распад СССР всегда представлялся нам, как вполне возможный вариант Истории. Только мы никогда не представляли себе, что это произойдет настолько бескровно.

* * *

Вопрос: 5. Знакомы ли Вы с романом Riddley Walker английского писателя Russell Hoban?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:29:03 MSK

Нет. Я вообще плохо знаю зарубежную фантастику, особенно - современную.

* * *

Вопрос: 6. Что означают эти дикие надписи на монументах, про musculus gluteus и т.п.?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:30:51 MSK

Ничего особенно. Это просто элемент бредового мира, в котором оказались наши герои.

* * *

Вопрос: Прошу прощения за нижеследующую длинноту, но это поможет понять, что смущает меня в Граде. Как-то тому назад я высказывался насчет Улитки, что не понимал ее процентов на 90. Поясню. Две части этого произведения существовали для меня изолированно. Кафкианское Управление (сатира на современность) и Лес (внеэтичность или внеморальность прогресса). В каждой из них все было (хотя, может быть, и не в первом прочтении) понятно. Однако между собой эти части не стыковались у меня совершенно. В моем читательском восприятии причина этой нестыковки - восторженное отношение Переца к лесу, который, как читатели-то знают, представляет собой достаточно гаденькое место. Поэтому мысль: "Будущее это не то, что мы о нем воображаем" кажется мне даже не основной, а фундаментальной темой произведения, во-первых, по силе, во-вторых, потому, что она объясняет всю повесть целиком. Вот эта "неуловленность" основной мысли в "Граде" и смущает меня. Понятно, что любые социальные эксперименты (попытки достичь справедливости) обречены - масса всегда торжествует, творцы всегда уничтожаются. К концу своего существования в Граде Андрей это, кажется, понимает. /.../

Андрей [email protected] Москва, Россия - 01/09/99 01:33:11 MSK

В отличие от "Улитки" "Град" не содержит сюжетообразующей философской или социальной идеи (гипотезы, теории). Он задумывался и реализован был как притча о существовании человека в реальном мире ХХ столетия - путь от фанатика к свободомыслящему, скорбный, как выясняется, путь, ибо фанатизм лишает свободы, но зато дает внутреннюю опору, а свободомыслие приводит в ледяную пустоту, делает беззащитным и одиноким. Благо тому, кто, потеряв одну опору под ногами, находит другую (как Изя нашел для себя Храм Культуры), а что делать тем, кто поумнел достаточно, чтобы разувериться в нелепых догмах своей юности, но недостаточно, чтобы найти новую систему нравственности и новую цель существования? Сколько кругов надо ему еще пройти, чтобы обрести все это?

* * *

Вопрос: У Данте Алигьери (которого упоминают как Пан Ступальский, так и Наставник, и чей Круг Ада - гигантский кольцевой карниз - напоминает космографию Града), грешников наказывают соответственно греху; например, Мухаммед разделил монотеистов на христиан и мусульман; соответственно, бес режет его пополам. В первом круге находятся язычники, не знавшие христианства, например, Виргилий. Все главные герои Града ("десять негритят") - Андрей, Фриц, Кенси (правильнее, наверное, Кендзи), Ван, Отто, Дональд, и в особенности Изя - жестокая карикатура - по сути своей конформисты, какой бы привлекательной ни была их философия. Возможно ли, что тайна Града, и главное отличие его от Земли, и причина отсутствия какого-либо творчества среди его обитателей, в том, что кроме этой философии у них ничего нет! Иными словами, существование в Граде есть имитация жизни, и прозрение означает понимание этого. Может такое быть?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:36:25 MSK

Разумеется, такое может быть, но авторы ничего этого в виду не имели. "Существование горожанина" есть (для него) совершенно реальная жизнь со всеми ее онерами.

* * *

Вопрос: Я знаю одного американца, живущего в Ченгду, в Китае. По его словам, китайская революция 1949 года была самым лучшим, что вообще могло бы произойти, что она пользовалась поддержкой, возможно, 95% населения (хотя впоследствие, по его словам, с Великим Скачком Вперед Мао китайский народ предал). Я сильно сомневаюсь, что, скажем, еженедельник Time такое напечатает. Потому что если Мао, и коммунисты вообще, не так уж и плохи, почему Соединенные Штаты уже почти 50 лет поддерживают Тайвань, не говоря уже о Корее и Вьетнаме? Ну чем не Град?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 01:38:54 MSK

В том, как формируются блоки и антиблоки, как правило очень мало идеологии, но очень много политики, то есть - чисто экономических и чисто военных интересов. "Папа Док мерзавец, но он НАШ мерзавец" - вот самая распространенная "политическая" идеология в биполярном мире.

* * *

Вопрос: Раз уж (наверное, единственный раз в жизни) повезло задать вопрос одному из любимых писателей, так уж одним произведением не ограничишься! Уважаемый Борис Натанович! Пожалуйста, взгляните на следующие вопросы. Думаю, что Ваши ответы были бы интересны не только мне: 1. Зачем АБС понадобилось делать Максима сверхчеловеком, которого и пуля не берет, и радиация не пугает? Приключения обычного Homo Sapiens Sapiens, реакция которого на излучение нулевая в обоих смыслах, на Саракше были бы интересней.

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 20:16:41 MSK

ОО задумывался как бесшабашный боевик о приключениях рядового комсомольца XXII века. Отсюда все недостатки (и достоинства) данного произведения.

* * *

Вопрос: 2. Знакомы ли Вы с творчеством шотландского писателя-фантаста Iain Banks, который в романах Consider Phlebas, Use of Weapons и других тоже создал утопию, занимающуюся, по Вашей с братом терминологии, прогрессорством?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 20:17:59 MSK

Нет, ничего не знаю об этом и никогда не слышал.

* * *

Вопрос: 3. Чем объясняется чудовищный эгоизм Льва Абалкина-ребенка?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 20:19:04 MSK

Да, Лева был ребенок со странностями. Но во-первых, он, все-таки, как-никак кроманьонец. А во-вторых, из нашего личного опыта следует, что все без исключения мальчики (да и девочки тоже) - существа со странностями.

* * *

Вопрос: 4. Во многих книгах АБС принимается за факт утверждение, что образование всегда благо. Что Вы думаете о статистике, которую приводит английский историк Paul Johnson - в немецких Einsatzgruppen было непропорционально много выпускников университетов?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 20:20:10 MSK

Точнее было бы сказать: "При прочих равных условиях - образование всегда благо". Кроме того, не надо путать образование с воспитанием - это разные вещи и в сочетании дают иногда очень странные результаты. Образованного человека труднее одурачить, но если уж это вам удалось, то вы получите дурака в квадрате.

* * *

Вопрос: 5. Считаете ли Вы, что интеллигенция есть класс, наравне, скажем, с рабочими, и в демократическом обществе ее классовые интересы должны состязаться с интересами других групп на равных, без всякой форы?

Илья Винарский [email protected] Беллвью, США - 01/09/99 20:21:21 MSK

Если отвлечься от крайне теперь неясного понятия "класс", интеллигенция, разумеется, не должна иметь никакой форы в тех областях, где у нее не видно явных преимуществ... Впрочем, боюсь, я не совсем понял вопрос.

* * *

Вопрос: 6. Если Лев Абалкин-таки был автоматом Странников, то что же произошло бы, если бы он прикоснулся к детонатору?

1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 202
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким - Борис Стругацкий торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉
Комментарии
Татьяна
Татьяна 21.11.2024 - 19:18
Одним словом, Марк Твен!
Без носенко Сергей Михайлович
Без носенко Сергей Михайлович 25.10.2024 - 16:41
Я помню брата моего деда- Без носенко Григория Корнеевича, дядьку Фёдора т тётю Фаню. И много слышал от деда про Загранное, Танцы, Савгу...