Каменный пояс, 1975 - Н. Сильченко
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В том письме, озаглавленном: «Героическим защитникам Родины», сообщалось:
«С каждым днем на заводах и фабриках растет число героев, гвардейцев труда. Стремясь дать как можно больше военной продукции для фронта, они показывают чудеса в своей работе, выполняя задания на тысячу, две и пять тысяч процентов.
Слесарь-лекальщик Н. П. Галкин добился выполнения нормы до 3600%, фрезеровщик завода имени Орджоникидзе Н. Я. Ковалев выполнил норму на 2200%, монтажники одной из новостроек Монахов и Криволапов дали по 50 норм за день...
Хорошо написал о наших тысячниках, богатырях труда, рабочий поэт:
Стахановцы военного Урала,Как возле пушек, стали у станков,И посылают смерть врагам Завьялов,Тарасов, Водопьянов, Ковалев.И тысячи героев неустанно,Во имя боя, трудятся без сна.Войдут в века, в историю, в преданьяИх русские простые имена».
Знатный бурильщик Бакальских рудников Саткинского района Василий Федосеевич Кривоносов рассказал фронтовикам, как он работает один за 40 человек и выполняет норму на 4042%.
Трудовые подвиги уральцев вдохновляюще действовали на солдат и офицеров, усиливали их волю и стремление к скорейшему разгрому врага. Об этом свидетельствует письмо командования и политотдела 7-й гвардейской стрелковой дивизии, присланное обкому партии в ноябре 1942 года. В нем говорилось:
«Командование, политотдел и весь личный состав седьмой гвардейской, бывшей 64-й стрелковой дивизии, от всего сердца благодарят за ваше внимание, за ваши посылки, дружеские письма и за ваших делегатов, которые нам подробно рассказали о героических делах и успехах трудящихся области. Делегаты подробно познакомились с большими делами доблестных гвардейцев, в числе которых имеется несколько сот челябинцев, которые с интересом следят за работой ваших предприятий; это те, которых вы, гвардейцы тыла, воспитали смелыми, стойкими и мужественными в борьбе с немецкими оккупантами.
В нашей дивизии — более 700 человек награжденных, в числе которых много челябинцев.
Гвардейцы прошли замечательный боевой путь. На этом пути они показали силу русского оружия, которое мы получаем от вас. Мы, гвардейцы, еще теснее и крепче будем поддерживать связь с тылом. Ваши подвиги на трудовом фронте вдохновляют нас, фронтовиков. Командование и политотдел дивизии обращаются к вам и просят взять шефство над нашей дивизией. Шефство поможет нам, гвардейцам фронта, яростней громить ненавистного врага, а гвардейцам тыла — давать еще больше всего необходимого для Красной Армии.
Начальник политотдела 7 гв. полковой комиссар Поляков, 11 ноября 1942 года».Эта дивизия входила в состав 1-го гвардейского стрелкового корпуса Северо-Западного фронта.
Просьба фронтовиков была удовлетворена. Шефство над дивизией взяли коллективы промышленных предприятий Калининского района города Челябинска.
Необычной была поездка делегации на Северо-Западный фронт в феврале — марте 1943 года.
Челябинские железнодорожники сформировали, ярко украсили лозунгами и плакатами 2 эшелона с подарками. В Челябинске собрали 13 вагонов, Магнитогорске — 10, Златоусте — 9, Миассе — 5, Уфалейском, Катав-Ивановском, Кыштымском, Кочкарском и Чебаркульском районах — по 4 вагона подарков.
Еще на станции у города Ярославля встретили нас фронтовики во главе с полковником Сорокиным С. И.
Снова теплые радостные встречи, приемы в частях и соединениях. Приветствовали нас командовавший фронтом Маршал Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, командующие армией генерал-лейтенант Курочкин А. В., Трофименко С. З., члены Военных советов генерал-лейтенант Богаткин В. В., генерал-майор Шевченко Т. П., Панков И. Х., Поляков А. Д.; начальник политотдела 11-й армии генерал-майор Шабанов С. И.
Председатель колхоза «Красный партизан» Верхне-Уральского района Александр Иванович Захаров рассказал о том, как он купил танк, как внес из личных сбережений 121 тысячу рублей.
В красноармейской газете «Мужество» знатный шахтер города Копейска В. А. Артемьев писал в своей статье, которая называлась: «Встреча с маршалом»:
«Мы собрались в землянке, за тесовыми, празднично украшенными столами. Беседовал с нами Тимошенко просто, по душам. Маршал расспрашивал, как работают промышленные предприятия Челябинской области, в каком состоянии сельское хозяйство? Меня товарищ Тимошенко спросил: «Сколько лет работаете в шахте, тов. Артемьев?» — «Шестнадцать», — отвечаю.
Он улыбнулся.
«Давайте, — говорит, — выпьем за горняков Краснознаменного Копейска».
Вскоре, после той встречи, наша делегация снова провела более часа с командующим фронтом. Мы фотографировались. Усадили нас. Товарищ Тимошенко шутливым тоном сказал фотографу: «Не умеете вы снимать. Ничего у вас не получается. Давайте-ка лучше я сам». Выбрал он из делегации меня и Захарова. «Ну, шахтер, садись вместе с колхозником», — и сфотографировал...
Жизнерадостность командующего и командиров частей передается бойцам. На фронте я не видел ни одного хмурого лица. Это просто какие-то особенные люди».
Первого марта 1943 года советский народ узнал из сообщения Совинформбюро о большой победе войск Северо-Западного фронта — ликвидации укрепленного плацдарма противника в районе Демянска. В течение 17 месяцев фашистские захватчики упорно стремились удержать за собой этот плацдарм, превратив его в мощный район, который они назвали «Демянской крепостью». Теперь эта крепость была в руках советских воинов. За восемь дней боев освобождено 302 населенных пункта, захвачено в плен три тысячи немецких солдат и офицеров, взяты большие трофеи. На поле боя осталось более восьми тысяч вражеских трупов.
Наши представители были в районах Демянска, Лычково, Залучье, Старой Руссы. На передовых позициях у пехотинцев, танкистов, артиллеристов, летчиков. Делегаты Скугоров П. И., Пухов А. П., Романюк А. С, Галлиулин Х. Г., Кравченко А. И., Трутнева А. Г., Молчанов И. В., Глинчиков А. В. вручали воинам, отличившимся в боях, ценные подарки.
На один из участков фронта пригласили Героев Советского Союза. Среди них: младший лейтенант Иван Яковлевич Середа (уничтожил 2 танка, расстрелял 20 мотоциклистов, захватил трех немцев в плен); Янис Вольдемарович Вильхелмас (только за два дня убил 116 фашистов, не считая многих десятков, уничтоженных им на снайперской охоте в минуты затишья); Михаил Семенович Харченко (партизан-пулеметчик, коммунист. Отважный народный мститель уничтожил 150 гитлеровцев). Летчик-штурман капитан Василий Сергеевич Романенко (за последнее время он совершил 42 боевых вылета, уничтожил до 500 нацистов, 23 самолета, 2 танка и несколько складов с боеприпасами). Старший сержант Хазимурдза Заурбекович Мильдзихов. (На счету его 130 уничтоженных фашистов; он сбил из пулемета немецкий бомбардировщик и в поединке с противотанковой пушкой вышел победителем, полностью истребив расчет вражеского орудия.)
Летчик-бомбардировщик старший лейтенант Дмитрий Васильевич Майский. (Около 50 тонн бомбового груза сбросил на головы оккупантов, уничтожил десятки важных военных объектов.) Снайпер, старший сержант Федор Кузьмич Чегодаев (уничтожил 250 гитлеровцев, и в их числе 12 снайперов).
Рассказали о своих храбрых, боевых подвигах Герои Советского Союза: летчик-разведчик старший лейтенант Григорий Евдокимович Бойко, летчик-штурмовик капитан Петр Матвеевич Марютин, снайпер, эстонский комсомолец Арнольд Константинович Мери, летчик-бомбардировщик капитан Федот Никитович Орлов и другие.
Делегаты от имени всех трудящихся поблагодарили героев за их подвиги.
Хорошо сказал в своем стихотворении, опубликованном в красноармейской газете «Мужество» 4 марта 1943 года. Д. Коневский:
УРАЛЬЦЫЯ в городе был, исполинском, далеком И в памяти верной поныне храню Сердец и моторов размеренный клёкот И ярость, закованную в броню.Ни бомбой, ни пулей не потревожен,Он также воскликнул: «Вперед! Наддай!»Он только работал, но, было похоже,На наш, на самый передний край. Машины вздрагивали и гудели, Светили синие прожектора, Как командиры, от штурмов седели Огнем испытанные мастера.Оттуда, оттуда, с предгорий Урала,Катили танки, сверкали штыки, —Чтоб наша сила не иссякала,Чтоб наши вперед пробивались полки. Ответим Уралу железным напором! Слушай, тыл, наш могучий отец, Мы бросили в бой штыки и моторы, Крепость брони и ярость сердец!
При отъезде из Валдая делегации было вручено письмо. В нем говорилось: