Газета Завтра 443 (21 2002) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Александру Николаевичу пятьдесят восемь. Всю жизнь за рулем. В последнее время он возил директоров акционерного общества "Шапкино". Ушел в сторожа, чтобы избавиться от необходимости каждый день созерцать бездарность. Пенсия у него военная — на стаж не влияет.
За многолетнюю кучерскую службу милостиво был одарен начальством этим участком земли, где нынче, как таджик, лопатой вспахивает огород.
Один на несколько километров вокруг. Я — случайный свидетель его трудов, да еще жаворонок, невидимый в солнечной пыли.
Когда-то на месте горбылятника стоял родовой дом Торцевых— его фотоизображение приколото внутри сарая. Вижу три окна в кружевах деревянной резьбы наличников, крохотный балкончик под чердачным оконцем, крылечко с козырьком. Опять такое ощущение, что уношусь во времени. Жутко. Стряхиваю наваждение. И здесь сажусь за чай.
Александр Николаевич рассуждает о бессмысленности его трудов на земле. Картошку, овощи, ягоды обрывает бродячий люд. Взламывают замок. Ночуют в горбылятнике, пьянствуют. Он удивляется странному упорству в себе, ежедневным поездкам сюда из благоустроенной квартиры. Его зовут работать в автомастерскую слесарем, а он в "Жигуль" — и на родину...
Уезжая, я глянул с холма назад, на останки деревни, на единственного ее обитателя.
Лопата блестела на солнце, шоколадные комья земли выкидывались из ямы.
Он колодец копал, а получалось могила, как предел любви к земле, ее тяги и зова.
ИЗ-ПОД СПУДА – ПОД СУД
Василий Болтин
20 мая 2002 0
21(444)
Date: 21-05-2002
Author: Василий Болтин
ИЗ-ПОД СПУДА – ПОД СУД
Если Закон о Земле и принят, то это не значит, что он не может быть отменен. Наоборот, только теперь у противников этого закона появилась реальная возможность избавиться от него — есть что обжаловать в Конституционном суде.
Дело в том, что закон этот, называемый Земельным кодексом, как определили наши эксперты, не подлежит действию из-за неконституционности.
Вот что записано в статье 9 Конституции РФ: "Земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Следовательно, земля в границах территории РФ — основа жизни граждан страны. Значит, предоставление прав на землю иностранцам умаляет основу нашей жизни.
В этих выкладках не обойтись без юридических терминов, ибо данные заметки — суть выжимки из иска в Конституционный суд России, поданного группой депутатов Думы.
Если внимательно прочитать Земельный кодекс, то можно, конечно, заметить, что в нем прописан ряд ограничений для иностранцев, согласно которым они лишены возможности приобретать землю на приграничных территориях. Но ведь сказано в Конституции определенно: земля в границах РФ является основой жизни без каких-либо изъятий.
Формальный характер ограничений для иностранцев подтверждается тем, что приобретение ими земли в собственность не обусловлено предварительным определением особых территорий, земли которых не могут продаваться иностранцам, если не считать приграничные. Вполне может получиться так, что такие ограничения никогда и не появятся.
Из того, что в Земельном кодексе уже сейчас указывается на недопустимость продажи приграничных земель, следует вывод: власть все-таки признает, что сделки на этих территориях опасны для государства. Почему?
Очевидно, потому, что иностранцы лояльны прежде всего к своей родине и не могут быть лояльны к России. В совокупности и рядом с гражданами, оставшимися по ту сторону границы, скупщики земли могут представлять реальную угрозу. Тем более, что принятый Земельный кодекс никак не ограничивает концентрацию земельной собственности в руках иностранцев.
Надо отметить, что ныне живущее поколение народов России имеет обязательства перед своими потомками и предками. Обязательства перед предками выражаются прежде всего в почитании их памяти, в сохранении их заветов.
Главенствующими в сознании наших предков являлись представления о земле, как матери, основе всего сущего. В божественных заповедях, которые являются выражением понятий народа о справедливости, императивно запрещалось отчуждать свои земли.
Кроме того, концентрация земли в руках одних лиц ограничивает объем права пользования землей других граждан и, следовательно, права последних на жизнь. То есть, говоря юридическим языком, умаляются права каждого гражданина на землю как общественное достояние.
Значит, необходимо по крайней мере установить предельные размеры частной собственности на землю.
С принятием Земельного кодекса возможность приобретения прав на землю ставится в зависимость от объема денежных средств лиц, намеренных получить ее.
С учетом значения земли как основы жизни предоставление прав на нее, в зависимости от возможности заплатить наибольшую цену, является несправедливым, так как усугубляет неравенство граждан.
Совершенно нелепым выглядит и тот факт, что до разграничения государственной собственности на землю приватизацию ее будут вести органы местного самоуправления, которые даже не являются органами государственной власти.
Приватизация земли ущемляет права граждан. Следовательно, должен быть предусмотрен механизм компенсации либо бесплатным предоставлением земельных участков, либо каким-то другим образом.
Более трети субъектов России высказались против Земельного кодекса. Однако вместо снятия проекта с обсуждения было учинено его "одобрение" органами исполнительной власти субъектов. То есть был нарушен один из основных принципов конституционного строя России.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что нас ждет длительная тяжба в Конституционном суде. Но есть все основания полагать, что шансы на успех предпочтительны.
ПАЙ НЕ ЗАМАЙ!
Николай Габитов
20 мая 2002 0
21(444)
Date: 21-05-2002
Author: Николай Габитов
ПАЙ НЕ ЗАМАЙ!
В реформировании колхозов и совхозов столкнулись две принципиальные позиции: одни считали, что ставку надо делать на создание акционерных обществ, другие доказывали преимущества кооперативов. К сожалению, победили приверженцы акционирования.
Оглянемся на историю. Акционерные общества возникали с необходимостью расширения масштабов производства. Мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведет некоторые отдельные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив, централизация посредством акционерных обществ осуществила это в один миг.
Спрашивается, какой централизации капиталов добились либерал-реформаторы, деля на паи как основные фонда, так и землю крупных хозяйств, разваливая агропромышленные объединения? Вы думаете, чиновникам, стоящим во главе реформ и требовавшим беспрекословного выполнения буквы президентских указов, не была известна мировая практика организации сельского производства?
В условиях капитализма крестьянами ( фермерами) создаются разнообразные кооперативы, чтобы защитить свое хозяйство от эксплуатации посредников всякого рода — торговцев, перекупщиков, а также и крупного капитала.
Развитие кооперативного движения в течение столетия во многих странах привело к созданию Международного кооперативного альянса (МКА), который выработал и многие десятилетия использует особые экономические правила, получившие название "кооперативных принципов", что помогает аграрникам выживать в мире хищного капитала.
Однако, у нас разыгрался другой сценарий. Вместо колхозов и совхозов образовались акционерные общества. Хотя этот термин "акционерные общества" неприменим к тому, что сформировано сейчас на селе.
Просто главная цель "акционирования" состояла в другом. Вот уже более десяти лет российская буржуазия не оставляет попыток затащить коллег — западную буржуазию — на рынок нашей земли. Именно для этого и было придумано "акционирование". Земля была роздана по паям. А налоговая и ценовая политика вынудила крестьянина продавать землю, отдавать в аренду, закладывать под долги.
Причем хитрость и коварство заключаются в том, что земля пойдет в заклад не в натуре, а в форме бумаг (акций) на право владения землей.
Именно по такой схеме мы лишились Аляски.
К этой цели шли напролом.
Вспомним 1993 год. "С ними ( депутатами) невозможно было договориться по вопросам земли и залога", — поясняли расстрельщики “Белого дома”. А Гайдар прямо говорил : "Наша главная задача — продажа земли России".