Советская сатирическая печать 1917-1963 - Сергей Стыкалин
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Появились в «Кипятке» и новые отделы и рубрики: ««Крокодил» ошпаривает», «Пожалуйте шпариться!», «Кипяточек на темечко», «Катись колбасой», «Свистопляска», «На свежую воду», «Против шерсти», «По затылку», «Крокодильи загадки», «Литературная лоханка», «Иностранный юмор» и т. п.
Вскоре, однако, редакция «Крокодила» убедилась в нецелесообразности выпуска одновременно двух сатирических изданий. В сентябре выпуск «Кипятка» прекратился. С настоящего номера, писала редакция в № 18 «Крокодила» в заметке «Кипяток или вилы?», издание «Кипятка» прекращается: «хватит кипятком ошпаривать, надо опять за вилы браться». Опыт работы редакции журнала по параллельному изданию «Крокодила» и «Кипятка» позволил ей сразу же после прекращения газеты перейти к еженедельному выпуску «Крокодила», выходившего ранее 2 раза в месяц.
В литературном отделе кроме названных сатириков активно сотрудничали А. Архангельский, М. Багреев, Ф. Благов, Е. Дольский, А. Зорич, П. Зуев, С. Карташев, Н. Копьевский, В. Лебедев-Кумач, П. Овчинников, С. Огурцов, Ю. Одинцов, М. Рощин, Н. Тихомиров и др. Карикатуры и рисунки исполнялись Б. Ефимовым, В. Михайловым и др.
ГАРПУН -
см. «Красный гарпун», стр. 153.
ГВОЗДЬ
Юмористический журнал. Выходил ежемесячно в Костроме с января по октябрь 1930 г. (9 номеров). Издание газеты «Северная правда». Печатался на 8—12 стр., с иллюстрациями. Тираж — 5800—26 000 экз. Ответственный редактор — Д. Бондарев, с № 7 — К. Писарев. Сатирическая программа выражена в первом номере, в рисунке «Пригвоздим»: огромный гвоздь пронзает корчащиеся фигурки прогульщика, рвача, бюрократа, вредителя, попа, кулака. Под рисунком имелась подпись:
Хотя у нас и малоСтроительного материала,Но, так и быть, на эту гроздьОхотно жертвуем мы гвоздь.
Новый журнал являлся реорганизованным «Вороньим зубом» (см. стр. 63), выходившим в Костроме до конца 1929 г.
«Цель журнала, — говорилось в одной из его заметок, — осмеивать все то, что мешает нашему строительству». Раньше выходил крестьянский журнал «Вороний зуб». Новый журнал решили назвать «Гвоздем», так как и «город не следует забывать»: «в нем тоже есть люди и дела, достойные смеха, злой насмешки, подстегивания, разоблачения». Новое название отвечает интересам и городских и крестьянских читателей. ««Гвоздем» можно вспороть брюхо кулаку, вредителю, попу, прогульщику. «Гвоздем» можно пришпилить бюрократа. На «Гвозде» можно вывесить на черное место для просмотра все головотяпские делишки. Словом, для наших целей злой разоблачительной насмешки над тормозящими нашу стройку «Гвоздь» очень удобен».
Журнал выступал против сил, мешающих строительству социализма в городе и деревне. Здесь осмеивались бюрократизм, волокита, заседательская суетня, рваческое отношение к труду. Доставалось кулачеству и кулацким подпевалам, ставшим тормозом на пути коллективизации крестьянских хозяйств. Разоблачались жулики, вредители разных мастей и рангов, пьяницы, прогульщики, хулиганы и т. п. Видное место отводилось борьбе за режим экономии, за успешное выполнение промфинплана.
Имелись постоянные сатирические отделы и рубрики: «Как идет выполнение промфинплана на предприятиях округа», «Самотек», «Азбука хулиганства» и др.
В литературном отделе журнала принимали участие Н. Луч, Р. Портянкин, Д. Своян и др. Рисунки не подписывались.
ГИЛЬОТИНА
Еженедельный журнал сатиры и юмора. Выходил в Петрограде в апреле — июле 1918 г. (6 номеров). Редактор — издатель О. Л. д' Ор. Журнал печатался на 8—16 стр., с одноцветными, иногда трехцветными иллюстрациями. Вышло 6 номеров, в том числе один экстренный первомайский.
Один из первых советских сатирических журналов, возникших после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Организатор, издатель и редактор его, старый журналист-сатирик О. Л. д' Ор (О. Л. Оршер), являлся представителем той части русской литературно-художественной интеллигенции, которая после Октября оказалась в числе активных строителей новой, советской культуры. К сотрудничеству в журнале Оршеру удалось привлечь сатириков и художников старшего поколения, работавших в это время в молодой советской прессе: В. Князева, Я. Окунева, Л. Кармен, С. Иванова, Н. Аболина, С. Маклецова, А. Александрова, К. Познанского и др.
Небольшой редакционный коллектив ставил своей задачей создать орган качественно новой социальной сатиры, направленной на укрепление рабоче-крестьянского государства. С первого же номера его отличительной чертой являлась яркая антибуржуазная направленность, боевой наступательный дух, нетерпимость к тем силам, которые мешали развитию новых форм жизни. Особенно резко сатирики журнала выступали против буржуазной интеллигенции, значительная часть которой после победы Октябрьской революции скатилась в лагерь контрреволюции.
Сатирическая программа излагалась в первом номере в обращенной к читателям заметке «От «Гильотины»»:
«Врагов у нас много. Злых, беспощадных, жестоких врагов.
Каждый из них в бессильной злобе шепчет:
— Погодите, «товарищи», мы вам покажем, когда наше время придет. И «показали» бы, если бы могли. От них пощады ждать нечего. Да и не удивительно. По совести говоря, мы им порядком насолили. Одного ударили по карману, другому сказали:
— Уберите вашу белую ручку от народного дела. Слишком часто эта рука с подобострастием пожимала руку капиталиста…
На всех фронтах враги эти пока еще достаточно сильны.
«Гильотина» поставила себе задачей прорвать их центр, обойти с тыла и образовать для них «мешок».
Мы не только надеемся на успех, но уверены в нем.
«Гильотина»».
Сатирическая программа раскрывается также в стихотворной сатире В. Князева «Песня о гильотине», помещенной в том же номере.
Сатирики журнала развенчивали так называемую «святую» русскую интеллигенцию, которая кичилась своими мнимыми заслугами перед народом, кричала о верности народу, а на деле предала его интересы, клеветала на него, скатилась в лагерь контрреволюции. Позиция по отношению к интеллигенции такого рода ярко выражена в «Песенке о русском интеллигенте» В. Князева.
Решительно выступал журнал против обывательщины, против тех, кто оценивал революционные события, ломку старого и сопряженные с этим трудности с точки зрения желудочных интересов.
Высмеивались мечты и надежды русской буржуазии на «спасителей» всякого рода: Корнилова, Каледина, Алексеева. Разоблачались грабительские, контрреволюционные происки вчерашних союзников России. Верой в прочность советского строя, в силу народной власти проникнуты стихи В. Князева «Две годовщины».
Первый и экстренный, первомайский, номера «Гильотины» вызвали поток злобных выступлений в буржуазной прессе Петрограда. Буржуазные журналисты поднялись на защиту «святой» русской интеллигенции. Особую злобу у них вызвали позиции О. Л. д'Ора и В. Князева. Последующие номера содержали ряд острых и гневных выступлений как этих, так и других сатириков, направленных в адрес клеветников и пасквилянтов. Полемические материалы ярко раскрывали антинародную, контрреволюционную сущность буржуазии и ее прислужников.
Отвечая «новожизненному шуту», обозвавшему В. Князева «бранной» кличкой «большевик», поэт-сатирик писал на страницах «Гильотины»:
…И если песни я поюНе в тон бескровной «жизни»,То потому, что Русь мою —Спасти не могут слизни!..С кадетом — деньги, барство, кнут,Мрак, пушки, меч с штыками;С большевиками — бедный люд,Свет, возрожденье, мирный труд;И я с большевиками!!
«Гильотина», как признавали это даже враги, являлся лучшим советским сатирическим журналом первой половины 1918 г. Здесь печатались фельетоны, сатирические сказки, басни, сатирические стихи, эпиграммы. Хорошо велся отдел карикатуры. Большой интерес представляют отрывки из сатирической хроники О. Л. д'Ора «Русская история при варягах и… ворягах». В полном виде эта книга редактора-издателя, как и некоторые другие его книги, рассылалась подписчикам. Печаталась с продолжением сатира О. Л. д'Ора «Великая русская революция», направленная против русской буржуазии.
Редакция намеревалась сделать свой журнал еженедельным сатирическим изданием. Однако материальные трудности не позволили претворить это намерение в жизнь. Журнал являлся, по существу, ежемесячником.
Широкой популярности в массах мешала сугубо интеллигентская ориентация.