Эксперт № 16 (2014) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
А ребята из Королева на Дмитрия обиделись. «И зря, это неконструктивно. Я им говорю: вы не понимаете, что делаете. Это совок, так нельзя. Об этот велик можно порезаться. Нельзя резаться о раму, которая стоит 50 тысяч рублей», — убежден предприниматель.
Калькулятор
Инвестировано, по оценке Дмитрия, чуть больше двух миллионов рублей, но возможно, что и все три. В штате восемь человек: сварщик, токарь, слесари, инженеры-проектировщики, генеральный директор. Средняя зарплата — 40 тыс. рублей. Основные деньги уходят на ФОТ, закупку титана и электричество. «Мы делаем 12 рам в месяц — каждая стоит 45 тысяч рублей. Из них три или четыре становятся велосипедами. Входной билет — 160–200 тысяч рублей. Поставщики вот уже несколько месяцев напуганы. Мы сильно зависим от колебаний валютного курса, потому что комплектующие иностранные. Но за счет роста курса мы стали зарабатывать больше. Если покупаешь в России, считают в рублях, но по курсу на день оплаты», — оценивает деятельность компании Нечаев. Маржа, по его словам, составляет 45%. Всю прибыль партнеры вкладывают в производство — всегда есть какие-то инструменты, которые хочется заполучить. Оборот в 2013 году — 300 тыс. долларов.
В ближайшие месяцы партнеры планируют запустить небольшую серию. Считают, что достаточно будет продавать тысячу таких велосипедов в год, которые, конечно, будут в несколько раз дешевле индивидуальных.
Туман с конвертами Спицын Сергей
Кузбасский парламент объявил тотальную войну «серым» зарплатам. Согласно принятому региональному закону каждый житель Кемеровской области, «настучавший» на своего работодателя, сможет рассчитывать на десять процентов от суммы взысканных в бюджет сокрытых налогов
section class="box-today"
Сюжеты
Рынок труда:
На букву Y
Особенности национальных отелей
/section section class="tags"
Теги
Рынок труда
Эффективное управление
Законодательные инициативы
/section
Совет народных депутатов Кемеровской области на своей сессии 27 марта утвердил во втором, окончательном, чтении, региональный закон «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда».
«Областной бюджет в настоящее время испытывает определенные трудности, кроме того, кузбассовцы ждут принятия данного закона, который защитит социально-трудовые интересы граждан, позволит выявлять налоговые правонарушения и, соответственно, увеличивать доходы бюджета», — говорилось в пояснительной записке.
figure class="banner-right"
figcaption class="cutline" Реклама /figcaption /figure
В первом чтении законопроект был принят два месяца назад. С инициативой разработать и принять подобный закон в ноябре прошлого года выступил губернатор Кузбасса Аман Тулеев . Теперь его призыв обрел юридическую форму, причем, как заявил на сессии зампред комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Тимур Хасанов , в окончательной редакции были учтены замечания и областной прокуратуры, и органов юстиции. Как подчеркивалось в повестке девятой сессии парламента, «особое значение данного законопроекта в том, что он направлен на борьбу с нелегальными заработными платами». Там же было и прямое напутствие депутатам: «Непринятие данного законопроекта — прямое попустительство заработных плат в конвертах». Неудивительно, что за утверждение закона народные избранники проголосовали единогласно.
Сложные механизмы
Реализация закона на практике на первый взгляд выглядит очень просто: заявитель (к примеру, работник предприятия) предоставляет в налоговые органы достоверную письменную информацию о нарушениях оплаты труда и налогообложения в конкретном юридическом лице. Если факт совершения налогового нарушения установлен налоговым органом или судом и подтвердился поступлением в областной бюджет начисленных (доначисленных) сумм налогов, заявитель, которому гарантируется конфиденциальность, получит вознаграждение в размере десяти процентов от суммы, поступившей в областной бюджет. Финансирование расходов (как на налоговую проверку, так и на выплату вознаграждений) будет осуществляться за счет резервного фонда Кемеровской области.
Хотя в повестке и говорится, что «порядок предоставления информации и выплаты денежного вознаграждения будет устанавливаться Коллегией администрации Кемеровской области», очевидно, что принятый закон потребует уточнений, поскольку вопросы о сохранении конфиденциальности заявителя остаются без ответа. По мнению управляющего партнера ООО «ЮрИнвест» Антона Крючкова , не стоит питать иллюзии о полной конфиденциальности: «Даже если предположить, что сведения будут защищаться через механизм защиты персональных данных, о чем можно узнать из ряда комментариев, то и в этом случае вероятность того, что личность информатора станет известна, очень высока. Кстати, законодательство не предусматривает никаких специальных гарантий анонимности».
Что до упоминаемых десяти процентах вознаграждения, то юрист советует обратить внимание на следующее: законными условиями к выплате являются надлежащее подтверждение информации и поступление денежных средств на счета бюджета. «Надлежащее подтверждение информации возможно лишь одним способом — выездная налоговая проверка, — продолжает Антон Крючков. — Даже если предположить, что налоговые органы на обращение отреагируют оперативно, то с начала проверки до вынесения решения практически никогда не проходит менее шести месяцев. Процедура обжалования, в свою очередь, может занять еще около года. Очевидно, что процедура эта не только растянута во времени, но и весьма затратна для государства: необходимо задействовать как минимум одного налогового инспектора и юриста». В областном законе, однако, ничего не говорится о том, в какие именно сроки заявитель сможет получить свои десять процентов.
Не менее интересно обстоит дело и со вторым условием выплаты вознаграждения — поступлением средств в бюджет. Как показывает практика, решения, вынесенные по итогам налоговых проверок, очень часто остаются неисполненными: для выплаты нескольких миллионов доначисленных налогов у многих компаний просто нет средств. А способы, которые позволят сохранить бизнес без погашения долга, уже давно ни для кого не секрет. «Результатом может стать непоступление налога и отсутствие второго условия для выплаты тех самых десяти процентов», — рассуждает Антон Крючков.
Не мы такие — жизнь такая
Мнения кузбасских бизнесменов и предпринимателей разделились. Некоторые представители крупных компаний отказались комментировать принятый закон, сославшись на «неэтичность вопроса» и тот факт, что «закон нас не затрагивает». Другие, как исполнительный директор брендингового агентства Locomotive Анатолий Харитонов , предложили дождаться первого судебного прецедента: будет ли вскрываться черная бухгалтерия — страшный сон любого «уклониста». «А вообще, предпринимателям моего уровня сегодня выгоднее пользоваться упрощенной системой налогообложения, предусмотренной федеральным законодательством. В свое время она сделала бессмысленными “конверты”, пусть и для небольшой доли малого бизнеса. Считаю, что подобный подход применим и к среднему бизнесу. И на мой взгляд, он более продуктивен, чем стимулирование доносов», — уверен Харитонов.
Более того, предприниматели открыто заявляют, что существующая система налогообложения часто сама подталкивает бизнес к нарушению законов. «Тут получается вилка: цель предпринимательства — получение прибыли. С другой стороны, безумная масса отчетов и проверок, всевозможные налоги, которые нужно заплатить и “спать спокойно”. Трудно нащупать верную грань. Многие не принимают такие правила игры, но, если разобраться, они не особо виноваты. Это сама система, точнее, ее отсутствие», — объясняет директор кемеровского ресторана «Авиатор» Асия Кирилишина .
Что до санкций к сотрудникам, которые решили «заложить» своего шефа, то мало кто намерен прибегать к карательным мерам. Наоборот, этот факт свидетельствует о невыстроенной системе вертикали власти, уверен управляющий партнер консалтинговой компании SCC Group Владислав Никитенко . «Что я буду делать, если на меня донесут мои сотрудники? Если вы думаете, что я их уволю, то ошибаетесь. По моему мнению, наличие жалоб и проблем с профсоюзом означает, что руководитель не выполняет возложенные на него функции должным образом. Тут надо от начальников избавляться, а не от жалобщиков», — улыбается бизнесмен.