Корветы “Витязь” и “Рында”. 1882-1922 гг. - Сергей Несоленый
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
18 мая 1882 года И.А. Шестаков пригласил на заседание ведущих корабельных инженеров (Н.А. Самойлова, И.Е. Леонтьева, Н.А. Субботина, Х.В. Прохорова, А.П. Торопова, Н.Е. Кутейникова, Н.К. Глазырина, В.В. Максимова), а также начальника артиллерийского отделения Морского технического комитета (МТК) вице-адмирала С.П. Шварца, контр- адмиралов Н.Н. Андреева и Н.В. Копытова и инспектора кораблестроительных работ Кронштадтского порта генерал-майора А.А. Свистковского с целью определения наилучших образцов кораблей для предстоящей постройки и в том числе; «Избрать тип крейсера I ранга без брони или с тонкою бронею по ватерлинии, с большим запасом угля и скоростью 17 узлов при довольно уважительной артиллерии (9 дюймов) и указать на существующий тип крейсера II класса с легкою артиллериею, скоростью до 15 узлов и большим запасом угля»[6].
При этом было оговорено, «чтобы суда по возможности имели наименьшую вместительность» (то есть водоизмещение). Таким образом надеялись достичь экономии денежных средств. Само заседание состоялось 20 мая 1882 года.
Н.А. Субботин и И.Е. Леонтьев представили в МТК докладные записки (они были рассмотрены на этом заседании), где указывали, что 4-му пункту (крейсер II ранга) удовлетворяет крейсер «Ярославль»[7].
Однако ни на этом, ни на следующем (27 мая) заседании вопрос об окончательном выборе типа крейсера 2-го ранга не был решен. Лишь на третьем заседании 10 июня 1882 года присутствующие пришли к выводу: «Для крейсера II ранга подходят типы: крейсера „Ярославль“, английского корвета „Calliope“ и греческого крейсера „Miaulis“... Из этих трех крейсеров собрание отдает предпочтение греческому крейсеру „Miaulis“, как имеющему наименьшее водоизмещение и ближе других подходящему к заданию по настоящему пункту»[8].
И.А. Шестаков на это наложил следующую резолюцию: «Для крейсера II ранга выбрать чертеж Miaulis’a, если количество угля достаточное»[9]. Однако греческий крейсер будучи хорош для Средиземного моря, мало подходил для роли океанского рейдера, поэтому от идеи взять за основу «Miaulis» при разработке проекта собственно крейсера быстро отказались.
Крейсер II ранга «Память Меркурия " (до апреля 1883 г.
Крейсер II ранга "Калипсо" однотипный с крейсером "Каллиопе". Крейсер "Каллиопе" получил широкую известность после 17 марта 1889 г. когда находясь у острова Самоа выдержал жесточайший ураган. В тот день у острова Самоа потерпели крушение 6 кораблей военно-морских флотов США и Германии.
Характеристики вышеперечисленных крейсеров следующие: "Ярославль" был построен в 1880 году во Франции, его водоизмещение составляло 3050 тонн, корпус построен из стали, подводная часть не была обшита деревом. Вооружение состояло из шести 6-дюймовых орудий - по одному в носу и корме и четыре по бортам на спонсонах. На нем стояла машина горизонтального типа в 3000 л.с., запас угля 1000 тонн. Скорость хода на мерной миле при 500 тоннах угля достигла 16,5 узлов.
"Calliope" имел водоизмещение 2765 тонн, его подводная часть была обшита деревом и медью. Над машиною, котлами и крюйт-камерой имелась броневая палуба толщиною в 1 дюйм. Вооружение состояло из десяти 6-дюймовых орудий. Машина в 3000 л.с., обеспечивала ему скорость 15 узлов.
"Miaulis" был построен во Франции в 1879 году, имел водоизмещение 1800 тонн, вооружение два 7-дюймовых орудия в бортовых спонсонах, одно 7-дюймовое на корме и одно 6-ти дюймовое на носу. Машина мощностью в 2200 л.с., обеспечивала скорость хода на мерной миле 15,5 узла[10].
Из вышеперечисленных характеристик видно, что наиболее сильно вооруженным и лучше защищенным был английский корвет "Calliope". На него и стал ориентироваться МТК при создании собственного проекта крейсера.
13 октября 1882 года Морское министерство уведомило кораблестроительное отделение МТК, что "Управляющий министерством приказал теперь же приступить к постройке на Балтийском заводе океанского броненосца типа "Imperieuse" (будущий "Адмирал Нахимов" — Прим, авт.) на, на Невском заводе крейсера фрегатского ранга и в малом эллинге Нового Адмиралтейства или на Балтийском или Невском заводах крейсера корветского ранга и желает, чтобы кораблестроительным отделением Морского технического комитета были представлены Его Превосходительству чертежи и спецификации этих судов, для передачи их в Петербургский порт на предмет составления контрактов"[11] .
Беда была в том, что готовых проектов ни по одному из указанных типов кораблей в МТК не было. Тем не менее работа над проектом крейсера II ранга (корвета) велась очень интенсивно: уже 21 января 1883 года Кораблестроительное отделение МТК представляет продольный разрез и план корвета главному инженер-механику флота для нанесения на этих чертежах паровой машины в 3000 л.с. с расчетом веса этой машины, суточного расхода топлива и центра тяжести машины с котлами[12].
4 февраля 1883 года Кораблестроительное отделение МТК уведомило Артиллерийское отделение: "В кораблестроительном отделении составляют чертежи крейсера корветского ранга, который отделение со своей стороны находит возможным вооружить десятью 6- дм дальнобойными пушками, расположенными по бортам на верхней палубе, подобно тому, как вооружен корвет "Каллиопе". Препровождая чертеж означенного крейсера, отделение просит нанести на нем расположение артиллерии и сообщить отделению сведения о весе и размерах снарядов и зарядов для тех орудий, которыми Артиллерийское отделение признает удобным вооружить крейсер"[13].
Уже 22 февраля в Кораблестроительное отделение МТК поступили чертежи от главного инженер-механика флота генерал-майора А.И. Соколова с расположением на них двух паровых машин системы Модзлея по 1500 л.с., действующих на один гребной вал со всеми необходимыми расчетами, причем оговаривалось, что составляется проект установки одной паровой машины в 3000 л.с., которая займет меньше места и будет легче[14].
Из отчета Кораблестроительного отделения Морского технического комитета за 1883 г.Корветы "Витязь" и "Рында"
1) По приказанию Управляющего Морским Министерством, Соединенное Собрание Кораблестроительного и Артиллерийского Отделений и Главного Инженер -Механика, флота рассмотрело проект океанского крейсера в 2158 тонн, предложенный отставным капитаном 1 ранга Семечкиным и инженером Дю-Бюи.
В заседание Соединенного Собрания были приглашены бывшие командиры клиперов: "Разбойник" капитан 1-го ранга Житков, "Крейсер" капитан 2-го ранга Назимов, "Гайдамак" капитан 2-го ранга Тыртов 2-й, "Стрелок" капитан-лейтенант Де- Ливрон и командир клипера "Жемчуг" капитан-лейтенант Балицкий, отставной капитан Его ранга Семечкин и инженер Дю-Бюи.
Рассмотрев проект Соединенное Собрание нашло, что:
1) Вычисления и расчеты грузов сделаны в нем правильно, за исключением данных относительно остойчивости, проверить которые, по недостаточности представленных при проекте сведений, не представилось возможным. Превосходя водоизмещением наши клипера на 800 тонн, предлагаемый клипер превосходит их внутренним простором и поместительностью. Кроме орудий малого калибра, он вооружен четырьмя 6-ти дюймовыми бортовыми орудиями, по два на стороне с каждого борта и может действовать по траверзу двумя орудиями, а вперед и назад от траверза одним орудием , На нос и на корму, прямо по килю, крейсер действует двумя орудиями. Клипера же, вооруженные тремя 6-дюймовыми орудиями, могут стрелять всеми этими орудиями сосредоточенно, как по траверзу, так, и на крамболе, но не могут действовать ими по килю, за исключением клипера "Опричник", который стреляет вперед по килю двумя орудиями.
Недостатки предложенного крейсера заключаются в следующем:
1) 9-фунтовыя орудия, поставленные на юте, не могут действовать в то время, когда огонь 6-дюймовых кормовых орудий направлен по килю назад, находясь в сфере распространения развивающихся при выстрелах в означенном направлении из 6-дюймовых орудий.
2) Машина вертикальной системы, причем верхние части паровых цилиндров находятся выше грузовой ватерлинии и потому открыты для неприятельских выстрелов, хотя, по мнению главного инженер-механика флота, вертикальная машина и представляет наиболее совершенный тип морской машины и равным образом находится выше грузовой ватерлинии и открыта неприятельским выстрелам верхние части паровых котлов и крюйт-камер.
3) Парусность крейсера недостаточна, так как русский крейсер в военное время поставлен в затруднительность относительно возобновления запасов топлива, и потому для него необходима полная парусность.
4) В виду того, что по отсутствию на крейсере медной обшивки, он будет быстро обрастать морскими наростами и терять скорость хода, желательно, чтобы суда этого рода, поверх стальной обшивки, были обшиты деревом и медью, и 5) Боковые свесы для 6-дюймовых орудий слишком выдаются за борт и таким образом будут страдать не только от тяжести орудий, но и от волнения.