Истра 1941 - Иван Беловолов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Пока мы так рассуждали, к гитлеровцам, приготовившимся к атаке против нас, подошли два бронетранспортера. Они тут же открыли по нашей обороне огонь и двинулись на нас. За бронетранспортерами пошла пехота. Мы приготовились достойно встретить врага. Но вдруг пулемет, на который мы уже не надеялись, заговорил. Пулеметчик безостановочно расстреливал в упор метавшихся у стены скотного двора гитлеровцев. Те были ошеломлены. Оставшиеся в живых бежали в укрытие.
На бронетранспортерах заметили катастрофу. Машины тотчас же повернули обратно и, вскоре обнаружив огневую точку пулеметчика, устремились к нему, ведя на ходу губительный огонь. «Максим» умолк. Герой-пулеметчик был убит.
Немцы вынуждены были сделать перегруппировку, потратив на это полтора-два часа. Только подтянув артиллерию, они смогли нанести удар по нашему первому батальону. Бронетранспортеры снова устремились на нас, ведя за собой пехоту. Но эта их атака уже не была такой стремительной, она была подорвана поражением атаки, ей предшествовавшей.
Мы сумели за это время укрепить свою оборону. К нам на помощь пришла батарея 82-миллиметровых минометов, противотанковая батарея. Отбиваться от превосходящего нас по силе противника было трудно. Особенно донимали бомбардировщики. Мы понесли большие потери. Комбат Глухов был ранен и эвакуирован в тыл. На помощь нам пришел сосед, который контратаковал во фланг вклинившегося в нашу оборону противника и отбросил его. Враг был остановлен. Мы укрепили оборону.
А потом наступил декабрь, а с ним и приказ: перейти в наступление. Начиналась новая полоса боев.
И каждый из нас понял: еще большее испытание ложится на наши плечи.
Разойдясь по ротам и взводам, коммунисты и комсомольцы разъяснили бойцам задачу предстоящего наступления, еще раз напоминали величественные слова военной присяги, подчеркивали важность железной дисциплины в бою. Приказ командования был доведен до каждого воина.
И когда началось наступление, наши бойцы, командиры и политработники показали, что значит слово патриотов. Члены партии Эсебда, Орлов, член партийного бюро Фисина, несмотря на сильный огонь, бросились вперед, увлекая за собой весь батальон. Враг неистовствовал, он обрушил на преодолеваемый участок огонь нескольких батарей. Но участок был пройден, батальон приблизился непосредственно к дзотам и дотам противника.
Подразделения Фисина и Карпенко заняли на правом фланге огневые позиции. Десять станковых пулеметов стали поливать огнем вражеские доты. Немцы не раз пытались подавить огнем своих батарей эти пулеметы, но только некоторые из них замолчали. Ни на секунду не прекращал стрельбы пулеметчик Гусев. На правый фланг роты подходил еще один наш батальон, готовившийся к атаке. Немцы перенесли огонь на него.
Положение создалось тяжелое. Заместитель политрука Попов призвал пулеметчиков навлечь огонь на себя, чтобы дать возможность батальону продвинуться вперед.
Наши пулеметы, на этот раз усиленней, заговорили вновь. Противник вынужден был снова сосредоточить огонь на правом фланге. Тем временем батальон сумел выдвинуться на намеченный рубеж. Фисина, Зверев и другие коммунисты подняли бойцов в атаку. Первая линия вражеской обороны была сломана.
В этих боях отличились минометчики взвода Кошарного, коммунисты Адайкин, Сувертей и другие.
Вскоре я был ранен. В свой полк и дивизию из госпиталя я уже не вернулся. А спустя почти год, когда воевал под Сталинградом, узнал, что за бои под Москвой награжден орденом Красного Знамени. Потом были и другие награды и даже Золотая Звезда Героя Советского Союза, но первый орден дорог мне особенно.
БОЕВЫЕ ДЕЛА НАШИХ САПЕРОВ
ВОЛКОВ Николай ГригорьевичРод. в 1907 г. В Советской Армии с 1925 г. Был командиром саперного батальона, начальником инженерной службы дивизии. Заслуги коммуниста Н. Г. Волкова перед Родиной отмечены многими орденами и медалями Советского Союза, Чехословацкой Социалистической Республики и Польской Народной Республики. За участие в операции по форсированию рек Десны и Днепра удостоен звания Героя Советского Союза.
Полковник в отставке Н. Г. Волков умер в 1972 г.
В Подмосковье до того, как 78-я дивизия была введена в бой, мы, саперы, в условиях бездорожья, распутицы, под проливным дождем, обеспечивали марш частей и подразделений на отведенные им участки фронта — прокладывали дороги, строили мосты, оборудовали переправы.
В оборонительных боях на рубеже у города Истры перед нами были поставлены другие задачи — мы минировали дороги и мосты. Противник сосредоточил здесь крупные силы мотопехоты, танки, минометы и перешел в наступление. Создалась исключительно тяжелая обстановка. Важно было прикрыть выход дивизии на новый рубеж. Под огнем минометов и автоматов группа бойцов взорвала три моста через реку Истру и тем самым задержала продвижение танков противника.
На заминированной саперами дороге взорвалась колонна вражеских автомашин, и фашисты потеряли до 150 человек. На других участках на минах было подорвано 14 танков противника. Все это заставило врагов искать обходные пути движения, и, как в дальнейшем было установлено, они, не разминировав наши участки, прокладывали новые дороги по целине.
Кроме противотанковых саперы установили в тылу врага мины с мощным зарядом (500 кг). Эти мины взорвались в тот момент, когда гитлеровцы сплошной колонной отходили по шоссе. Как было установлено после занятия нашими частями этого рубежа, гитлеровцы потеряли много живой силы и техники.
Как известно, в первых числах декабря войска Западного фронта нанесли решительный удар по немецко-фашистским захватчикам и перешли в наступление. При отходе фашисты заминировали дороги, тропы, дома, установили «сюрпризы» различного действия. Немало потрудились саперы, чтобы обеспечить продвижение наших частей вперед.
Следует отметить, что противник устанавливал мины без всякой системы, по одной или небольшими группами по 10–15 штук, с большими интервалами и дистанциями. Приходилось прощупывать буквально каждый метр.
Боевой опыт подсказал нам, что работу саперов при разминировании целесообразно строить тремя-четырьмя эшелонами. Первая группа из трех-четырех саперов с миноискателями определяет минированные участки, обозначает их; вторая — из восьми-десяти саперов с миноискателями — извлекает мины или уничтожает их на месте и проделывает проход шириной до 12 метров. Работу первых двух групп выполняют полковые и дивизионные саперы. Третья и четвертая группы — армейские саперы — окончательно расчищают минированные участки.
Противник часто устанавливал противотанковые мины с элементами неизвлекаемости. Такие мины мы уничтожали на месте зарядом взрывчатых веществ. В общем, наши саперы обеспечивали темп преследования противника в пределах до 12 километров в сутки.
Особо надо рассказать о работе саперов нашей дивизии на переправе через реку Истру.
Командование решило нанести противнику удар во фланг и окружить его. Саперной роте под командованием старшего лейтенанта Анатолия Трушникова было приказано построить переправу и перебросить полк и стрелковую бригаду.
В верховье реки Истры находилось большое водохранилище. Плотину гитлеровцы при отходе взорвали. Вода хлынула с большой скоростью течения поверх льда на высоту свыше двух метров. Ширина реки достигала 50 метров. Переправочных средств не было. Из-за большой скорости течения мост на опорах строить было нельзя. Решили соорудить мост на плотах.
Вязали плоты из бревен, которые приходилось переносить метров на 500. В воде, при двадцатиградусном морозе, рискуя жизнью, бойцы устанавливали эти бревна и укладывали верхние строения. Силой течения плоты неоднократно срывало, опрокидывало, но саперы упорно боролись за каждый построенный метр переправы. Вязали плоты скрученными в шесть нитей телеграфными проводами.
В течение ночи мост был сделан, и к утру наши части переправились на противоположный берег и мощным ударом во фланг и тыл нанесли противнику жестокое поражение. Гитлеровцы бежали в панике, бросая артиллерию, машины, танки.
Чтобы переправить на другой берег артиллерию, мы укрепили мост, наморозив на него слой льда и снега. В течение суток без отдыха, при сильном морозе и ветре саперы переправляли войска и материальную часть.
Особенно отличились саперы, которыми командовал лейтенант Петухов.
«Получив приказ построить мост через реку, — писала дивизионная газета «За Родину», — подразделение тов. Петухова приступило к работе. Фашисты, окопавшись на противоположном берегу, беспрерывно обстреливали пулеметным, минометным и артиллерийским огнем все подступы к реке. Но это не устрашало саперов. Когда же основные работы по постройке моста были сделаны, гитлеровцам удалось прямым попаданием снаряда разрушить мост. Несколько бойцов было ранено и убито. Тяжело был ранен и Петухов. Однако подразделение не осталось без командира. Командование на себя принял лейтенант Новиков.