Газета Завтра 860 (19 2010) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Возьмём молодых людей. Сейчас смотришь на парней — даже деревенских — и видишь поветрие: "надо быть крутым". Надо быть резким, надо быть категоричным, жестоким и циничным, взгляд иметь колкий. В основном у молодых злые лица. Это признак духовной беды.
Ум и совесть не в почёте — надо быть наглым. А тогда у молодых людей был совершенно другой стиль. Норма — быть улыбчивым, добросердечным, приветливым. И девчонки были такими же.
"ЗАВТРА". Считается, что современная молодая женщина-"комильфо" должна быть стервой. Даже учебники выпускают: "Стерва в постели", "Стерва на работе" "Стерва: как выйти за богатого".
В.Щ. Если парень — агрессор, то девушка должна эту агрессию отразить, правильно? Поэтому и девушки действительно становятся резкими, неприветливыми. У них на лицах такое выражение: "Не приставай ко мне — иначе худо будет!"
"ЗАВТРА". Но стоит показать долларовую купюру — выражение сразу изменится, взгляд засверкает нежностью и обещанием ласки…
В.Щ. Это из тех новаций в нашей жизни, которые в традиционном русском укладе были вообще непредставимы. Можно было влюбиться, забыться, согрешить, покаяться, снова увлечься — но не за деньги же?! Просто тогда человек ощущал себя драгоценным изделием природы. А сейчас — зачастую таким, как и всё вокруг: ширпотребом, товаром, пригодным для купли и продажи. Но, к счастью для Руси, и сейчас не всё так однозначно. Я преподаю в Московской консерватории и Институте им. Шнитке, встречаюсь со многими студентками — будущими народными певицами. Не самая модная, престижная, оплачиваемая профессия. Найти концертную площадку для них будет сложно, и они это понимают. Да и сейчас они живут трудно, бедно — часто купить книжку или ноты становится неразрешимой проблемой. Но они идут в эту профессию — по зову души. Значит, душа не больная. Правда, и эти светлые девушки часто потом ломаются: бросают искусство, идут в торговлю, бухгалтерию, находят нелюбимого, но денежного мужа… Но, во всяком случае, в молодости они ещё не разучились мечтать.
Я не пессимист, а скорее реалист. Та душевная крепость, которая была у сельской молодёжи, во многом утрачена. А основывалась она, в частности, и на красоте тех песен, которые с утробы матери, с бабушкиного баюкания, через песни любви и труда до поминального причета сопровождали жизнь каждого человека. А значит, делали её не механически-бессмысленной: встал, поел, сходил на работу, получил зарплату или взятку, выпил, поспал, не заметил, как и умер — а благородно-прекрасной и долгой, как день ребёнка. Ведь даже длинная по годам, но скучная, однообразная жизнь по сути — лишь одно мгновение. Длину жизни определяет количество событий. А каждая сочинённая и спетая прекрасная песня, каждая вырезанная из дерева узорчатая прялка или ставня, каждая вышитая древним орнаментом ткань — это произведение искусства. А значит, событие.
"ЗАВТРА". Сегодня подлинная песня записывается в подавляющем большинстве случаев от очень пожилых женщин. Что делать в этой трагической для фольклора ситуации?
В.Щ. Для того, чтобы молодые люди полюбили народную песню, во-первых, в селе должна жить и работать сама молодёжь. Во-вторых, юные должны относиться к фольклору с пиететом, как к основанию собственной жизни.
Какова хозяйственная и общественная жизнь села, такова и его песенная жизнь. Возродим село — возродим фольклор. Нет — погубим всю страну вместе с кажущейся роскошью мегаполисов.
Сегодня же русская традиция очевидно угасает. Летом в деревни к родителям и бабушкам приезжают молодые люди из городов. Вечером они массово, как под дудку крысолова, идут на дискотеку. Народные же песни, которые кое-где ещё поют их старшие родственники, молодым откровенно не интересны. Иногда дети и внуки замечательных певцов напрямую спрашивают меня: "Зачем вы приехали записывать эту отжившую рухлядь?"
С другой стороны, в городах действуют множество фольклорных коллективов и учебных заведений, где изучается фольклор. Таких гнёзд "народной памяти" — сотни. Этого не видно по телевидению и не слышно по радио. Недаром есть такое выражение про нас — "Иваны, не помнящие родства". С петровских врёмен власть, а за ней и часть народа стыдятся своих истоков, поклоняясь всему зарубежному. Но в противовес политике "манкуртов" тысячи, если не десятки тысяч, молодых людей в России охвачены фольклорным движением.
Победа была бы совершенно невозможна без внимания к народному искусству. Сталин совершенно сознательно, после лет насаждаемого "интернационализма", наводнил радиоэфир фольклорными исполнителями, записями специально созданных перед войной народных хоров. Так в людях зарождалось и крепло чувство Родины. Этот опыт бесценен и современен. Очевидно, что "общечеловек", не знающий и не любящий песен и сказок своего народа, абстрактное "демократическое государство" защищать не будет.
Вообще все наши проблемы — вымирание народа, убиение села, взятки и цены, самоубийственное пьянство и преступная езда на дорогах, вызывающая аморальность, а также вопиющее небрежение ко всему родному, особенно к искусству, — от небывалой ещё на Руси нехватки совести. Совесть — вот основа всего, и без её восстановления в русских людях мы обречены жить в бессмысленном аду. Прежние же наши песни как будто спустились на землю из рая-Ирия. Они гармоничны и совестливы.
Беседовал Иван Вишневский
1
«И РУХНЕТ ТО, ЧТО ДЕЛИТ НАС...»
"ЗАВТРА". Николай Петрович, в эти дни в Москве проходит Первый Славянский форум искусств "Золотой Витязь", посвящённый 65-летию Великой Победы и Дню Славянской письменности и культуры. Это уже больше, чем кинофестиваль. В орбиту "Витязя" попали театр, живопись, литература… В чём причина такого "расширения"?
Николай БУРЛЯЕВ. Широка славянская душа, широк славянский мир, широк спектр проблем и огромно поле деятельности самых разных людей в разных видах искусства, которые, впрочем, занимаются одним и тем же. Как говорил Гоголь: ведут бой за душу человека. Этой простой причиной и можно объяснить историю укрепления и расширения "Золотого Витязя", который начался как всеславянский кинофорум. Ведь за девятнадцать лет жизни "Золотого Витязя" к нам приезжали гости из 60-ти стран мира, причем часто очень далеких от нас по менталитету и конфессиональной принадлежности: Китай, Япония, Израиль, Америка, Австралия, Перу, Голландия. Программы фестиваля охватили практически весь мир. Мы открыли наши двери для всех, но, правда, не для всего. Наш девиз: "За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека". Иван Александрович Ильин говорил, что каждый художник ищет совершенства, и этот поиск приводит его к престолу Господа. Потому каждый настоящий художник совершает дело религиозное вне зависимости от того, что он сам думает на сей счет.
Поэтому Андрей Тарковский стал режиссером номер один для всего мира. Потому что Андрей Тарковский был Андреем Первозванным не только для российского, но и для мирового кинематографа. Именно он первый начал поднимать душу к Господу в кино. Он падал, поднимался… Но будучи сложным, жестким человеком, он всегда стремился к Господу. Всегда! Запад удивлялся тому, как он может делать такое кино в атеистической стране, коей был тогда СССР. Это при том, что западные режиссеры жили в так называемых свободных странах, но дотянуться до Бога никак не могли. Это происходило оттого, что жили они в дехристианизированном мире. У нас же, при, казалось бы, внешнем неприятии религии, велико было тяготение к Богу. Это мощное стремление существует где-то на генетическом уровне.
Поле деятельности "Золотого Витязя" засеяно Богом, и все идет по промыслу Божиему. Для меня самого это все очень неожиданно. Сначала кино, потом театр, потом спорт — русское боевое искусство. Теперь вот форум антитеррористических фильмов. В прошлом году нами был открыт пласт экологических фильмов. Теперь вот возник Форум всеславянских искусств, где литературный форум проходит под руководством Валентина Распутина, музыкальный форум под руководством Владимир Федосеева, и первый славянский изобразительный форум под руководством Александра Шилова. Поле Божие засеивается… Это происходит потому, что очень много людей думает о Православии, о гармонии, о правде в разных областях. Кстати, 24-го мая в Кремле, в Грановитой палате, которую нам безвозмездно предоставил Президент, мы проведем учреждение Славянского творческого союза, который тоже органично вырастает из существующего уже одиннадцать лет творческого Объединения кинематографистов православных и славянских народов. Сейчас это крупнейшая в мире творческая организация — в ней более 11 000 представителей из пятнадцати славянских государств. А 10 июня в бело-золотом Александровском зале Кремля будет закрытие нашего всеславянского форума, который мы назвали "Славянский венец".