Эксперт № 38 (2014) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Долгие десять лет ушли и на то, чтобы проникнуть на зарегулированный и тяжелый для «чужаков» европейский рынок, очень сильно отличающийся от страны к стране. Начав со стратегически ошибочного решения выстроить прежде зарубежную торговлю, в компании быстро поняли, что нужно создавать там собственный центр разработок. «Организация просто отдела продаж была просчетом, потому что в таких наукоемких инновационных сегментах, как наш, очень важно чувствовать рынок через разработчиков, знающих его привычки и тонкости. Такие специалисты трансформируют особенности локального рыночного спроса в конкретные технические задания, которые нельзя разработать, сидя в России», — уверен Михаил Левчук. В наши дни в штате центра разработок «Аргус-Спектра» в итальянском Триесте работает сто человек. Компания вообще стала первой в Европе, сумевшей сертифицировать свои беспроводные комплексы обеспечения пожарной безопасности. Благодаря этому во многих европейских странах тут же начали появляться первые беспроводные проекты. В Германии за возможность установить такой комплекс сразу схватилась администрация передвижного Cirque du Solei — это избавляло от необходимости хранить и перевозить сотни метров кабеля. «Когда господа из Honeywell проанализировали характеристики нашей беспроводной системы “Стрелец”, они быстро приняли решение закупать ее у нас и перепродавать уже под своим лейблом. Вдумайтесь: люди рискнули и не прогадали, решившись на сотрудничество с русской электронной фирмой. Такие же договоренности есть с компаниями из Великобритании, Австрии, Турции, Австралии и Японии. Поставка русской электроники в Японию — еще недавно это звучало как оксюморон». Продажи быстро пошли вверх, и сейчас аргусовские беспроводные системы охраняют замок королевы Елизаветы в Шотландии, эсминцы ВМФ Великобритании, университеты Оксфорда и Кембриджа, тысячи других объектов. Экспорт технологий стал приносить доход, сейчас уже весьма ощутимый — около 30% по физическому объему и 40% от выручки компании, составляющей около 2 млрд рублей в год.
В истории со «Стрельцом», рассказывает Михаил Левчук, в гонке за потребительскими качествами «Аргус-Спектру» удалось существенно вырваться вперед благодаря тому, что вначале специалисты компании совершенно случайно наткнулись на отличные приемопередатчики небольшой тогда норвежской компании ChipCon (гигантская Texas Intsruments вскоре поглотила успешный стартап). Эти радиочастотные приборы позволили обеспечить двустороннюю связь между всеми устройствами системы, что вообще стало мощным прорывом в беспроводных охранных технологиях. «Представьте себе работу системы с односторонней связью — это как разговор глухих датчиков с немой контрольной панелью. Сигналы тревоги или периодические сигналы “Я жив!” идут в одну сторону — только от датчиков к контрольной панели. При появлении помехи, блокирующей канал связи, сигналы от датчиков перестают поступать на панель, и, что с ними при этом произошло и “живы” ли они, вообще невозможно понять, поэтому изначально беспроводные односторонние комплексы использовать на профессиональном рынке никто не хотел». Двусторонний канал связи полностью изменил отношение к беспроводным системам. Так, в том же «Стрельце» датчик каждые 12 секунд шлет сигнал «Я жив!», а контрольная панель обязательно подтверждает получение: «Я поняла!» При появлении помехи, когда канал блокируется, подтверждения от панели перестают поступать к датчику, тот начинает повышать мощность выходного сигнала до максимально разрешенного и, главное, переходить на резервные каналы и диапазоны. Специалисты из МВД, ФСБ, МЧС (сейчас и Минобороны) быстро оценили такие достоинства «Стрельца», а в 2007 году его создатели, включая самого Михаила Левчука, получили премию российского правительства в области науки и техники для молодых ученых.
Чрезвычайная ситуация
Из трех миллионов извещателей, выпускаемых «Аргус-Спектром», миллион устанавливается в Европе
Фото: Олег Сердечников
Немудрено, что в 2009 году, когда ВНИИПО МЧС искал соисполнителя для разработки автоматизированной системы мониторинга, он выбрал «Аргус-Спектр», а разработанный в компании двусторонний радиоканал стал затем базовой технологией будущей системы. Вскоре прошли госиспытания опытного образца. Сформулированные технические требования получили название «Программно-аппаратный комплекс (ПАК) “Стрелец-Мониторинг”». Им стали оснащать спасателей, а руководство МЧС России определило организационно-техническую схему передачи извещений о пожаре для социальных объектов: теперь сигнал должен идти напрямую в пожарную часть по бесплатному каналу МЧС без участия человеческого фактора и посредников. Под такие строгие требования подходил только «Стрелец-мониторинг» производства «Аргус-Спектра» (недавно появился «Урал-мониторинг» «Ростехнологий»), и комплекс начал победное шествие по России — так, к сентябрю 2014 года этими системами оснащено уже более 41 тыс. объектов в 760 городах страны.
Применение радиоканала МЧС в мониторинге позволило сократить время вызова пожарных до одной минуты. За первые три года работы системы, по статистике самого МЧС, количество пожаров на социально значимых объектах удалось сократить в семь раз, а количество жертв — в 14.
Такой размах «Аргус-Спектра» ущемлял интересы многих. Например, он вряд ли понравился «транслирующим» фирмам, до того оказывавшим соцобъектам посреднические услуги по передаче сигнала, оцениваемые почти в 20 млрд рублей ежегодно. Случайно или нет, на «Аргус» начались «наезды», в чем особенно отличилась Федеральная антимонопольная служба.
В феврале 2013 года ФАС провела «выездную внеплановую проверку» офиса и заводских помещений без всяких документов, служащих основанием для подобных визитов. По сути, говорит Михаил Левчук, проверка представляла собой обыск с признаками промышленного шпионажа: сотрудники ФАС скопировали около двух тысяч листов технической информации, проигнорировав то, что компания среди прочего поставляет системы безопасности для российских спецслужб. После этого Высший арбитражный суд (ВАС) установил, что ФАС проверяла «Аргус-Спектр» на основании исключительно внутренних документов, которые единственно разрешают ведомству проводить выездные внеплановые проверки без возбуждения дела с целью поиска признаков нарушения (вчитайтесь: не нарушения, а лишь его признаков). ВАС признал, что такие действия противоречат Конституции и закону о защите конкуренции. Что не помешало в конце прошлого года заместителю начальника ФАС Александру Киневу разослать распоряжение по всем 83 территориальным управлениям ведомства о проведении проверки компании. Что интересно, запрашиваемая информация находится в компетенции МЧС, а интеллектуальные права на ПАК «Стрелец-мониторинг» и вовсе принадлежат государству в лице ВНИИПО МЧС, самому комплексу присвоен код КВТ, то есть он не является товаром, поставляется исключительно в федеральные пожарные части и применяется в целях защиты населения и территорий от ЧС. Если территориальные управления ФАС воспримут апелляцию «Аргуса» к этим фактам как отказ в предоставлении информации, грустно констатирует Левчук, то компанию просто завалят штрафами. И вместо того, чтобы заниматься инновациями и бизнесом, придется все время просиживать в судах (за полтора года их и так было семь, с общим положительным результатом в пользу «Аргус-Спектра»).
Михаил Левчук рассчитывает, что трудности с ФАС все же временные. По крайней мере, в компании планируют через два года удвоить оборот.
Монголия в меняющейся Азии Алексей Михалев, Константин Митупов
Привычные стереотипы о Монголии имеют все меньше и меньше общего с реальностью. Сегодня эта страна — один из самых перспективных внешнеэкономических игроков в восточноазиатском регионе
section class="box-today"
Сюжеты
Официальная дипломатия:
Хасавюрт для Порошенко
Чем грозит Украине упрямство Порошенко
/section section class="tags"
Теги
Официальная дипломатия
Политика
/section
Поворот вектора внешней политики России на Восток, предполагающий более тесное сотрудничество с Китаем и Индией, непосредственно повлияет и на наши отношения с Монголией. И 2014 год оказался крайне насыщенным событиями в сфере российско-монгольских отношений. В сентябре состоялся визит президента Владимира Путина в Монголию. А еще 20 мая, во время встречи в Шанхае, Владимир Путин и президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж договорились о необходимости трехсторонних переговоров России, Китая и Монголии в августе 2014 года в Улан-Баторе. 16 июля правительство Монголии обсудило Проект среднесрочной программы развития стратегического партнерства между Монголией и Российской Федерацией.