Категории
Самые читаемые книги
ЧитаемОнлайн » Научные и научно-популярные книги » История » "Красный террор" в Россiи 1918 - 1923 - Сергей Мельгунов

"Красный террор" в Россiи 1918 - 1923 - Сергей Мельгунов

Читать онлайн "Красный террор" в Россiи 1918 - 1923 - Сергей Мельгунов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 61
Перейти на страницу:

В мартe в Астрахани происходит рабочая забастовка. Очевидцы свидeтельствуют, что эта забастовка была затоплена в крови рабочих.[78]

«Десятитысячный митинг мирно обсуждавших свое тяжелое матерiальное положенiе рабочих был оцeплен пулеметчиками, матросами и гранатчиками. Послe отказа рабочих разойтись был дан залп из винтовок. Затeм затрещали пулеметы, направленные в плотную массу участников митинга, и с оглушительным треском начали рваться ручныя гранаты.

Митинг дрогнул, прилег и жутко затих. За пулеметной трескотней не было слышно ни стона раненых, ни предсмертных криков убитых на смерть…

Город обезлюдeл. Притих. Кто бeжал, кто спрятался.

Не менeе двух тысяч жертв было выхвачено ив рабочих рядов.

Этим была закончена первая часть ужасной Астраханской трагедiи.

Вторая — еще болeе ужасная — началась с 12-го марта. Часть рабочих была взята „побeдителями“ в плeн и размeщена по шести комендатурам, по баржам и пароходам. Среди послeдних и выдeлился своими ужасами пароход „Гоголь“. В центр полетeли телеграммы о „возстанiи“.

Предсeдатель Рев. Воен. Сов. Республики Л. Троцкiй дал в отвeт лаконическую телеграмму: „расправиться безпощадно“. И участь несчастных плeнных рабочих была рeшена. Кровавое безумiе царило на сушe и на водe.

В подвалах чрезвычайных комендатур и просто во дворах разстрeливали. С пароходов и барж бросали прямо в Волгу. Нeкоторым несчастным привязывали камни на шею. Нeкоторым вязали руки и ноги и бросали с борта. Один из рабочих, оставшiйся незамeченным в тюрьмe, гдe-то около машины и оставшiйся в живых разсказывал, что в одну ночь с парохода „Гоголь“ было сброшено около ста восьмидесяти (180) человeк. А в городe в чрезвычайных комендатурах было так много разстрeленных, что их едва успeвали свозить ночами на кладбище, гдe они грудами сваливались под видом „тифозных“.

Чрезвычайный комендант Чугунов издал распоряженiе, которым под угрозой разстрeла воспрещалось растериванiе трупов по дорогe к кладбищу. Почти каждое утро вставшiе астраханцы находили среди улиц полураздeтых, залитых кровью застрeленных рабочих. И от трупа к трупу, при свeтe брезжившаго утра живые разыскивали дорогих мертвецов.

13-го и 14-го марта разстрeливали по прежнему только одних рабочих. Но потом власти, должно быть, спохватились. Вeдь нельзя было даже свалить вину за разстрeлы на возставшую „буржуазiю“. И власти рeшили, что „лучше поздно, чeм никогда“. Чтобы хоть чeм нибудь замаскировать наготу расправы с астраханским пролетарiатом, рeшили взять первых попавших под руку „буржуев“ и расправиться с ними по очень простой схемe: брать каждаго домовладeльца, рыбопромышленника, владeльца мелкой торговли, заведенiя и разстрeливать…»

«К 15 марта едва ли было можно найти хоть один дом, гдe бы не оплакивали отца, брата, мужа. В нeкоторых домах исчезло по нeскольку человeк.

Точную цифру разстрeленных можно было бы возстановить поголовным допросом граждан Астрахани. Сначала называли цифру двe тысячи. Потом три… Потом власти стали опубликовывать сотнями списки разстрeленных „буржуев“. К началу апрeля называли четыре тысячи жертв. A репрессiи все не стихали. Власть рeшила очевидно отомстить на рабочих Астрахани за всe забастовки, и за Тульскiя, и за Брянскiя и за Петроградскiя, которыя волной прокатились в мартe 1919 года. Только к концу апрeля разстрeлы начали стихать.

Жуткую картину представляла Астрахань в это время. На улицах — полное безлюдье. В домах потоки слез. Заборы, витрины и окна правительственных учрежденiй были заклеены приказами, приказами и приказами…»

Возьмем отдаленный от центра Туркестан, гдe в январe произошло возстанiе русской части населенiя против деспотическаго режима, установленнаго большевиками. Возстанiе было подавлено. «Начались массовые повальные обыски» — разсказывают очевидцы.[79] «Всe казармы, всe желeзнодорожныя мастерскiя были переполнены арестованными. В ночь с 20-го на 21-го января были произведены массовые разстрeлы. Груды тeл были навалены на желeзнодорожное полотно. В эту страшную ночь было перебито свыше 2500 человeк… 23-го января был организован военно-полевой суд, в вeдeнiе котораго было передано дeло о январьском возстанiи и который в теченiе всего 1919 г. продолжал арестовывать и разстрeливать».

Почему Лацис не зачислил этих жертв в свою оффицiальную статистику? Вeдь в первые дни по крайней мeрe здeсь дeйствовали чекисты, да и «военно-полевой суд» — это та же Ч. К., даже по своему составу.

Ни «Правда», ни другiе оффицiальные органы большевицкой печати не отвeтили на вопрос, заданный 20-го мая 1919 г. анархической организацiей «Труд и Воля» на основанiи свeдeнiй, появившихся и нелегальном бюллетенe лeвых соцiалистов-революцiонеров (№ 4): «Правда ли, что в послeднiе мeсяцы убиваются В. Ч. К без счета, почти ежедневно, 12, 15, 20, 22, 36 человeк?» На это никто и никогда не отвeтит, потому что это была неподкрашенная правда. И правда, тeм болeе рeжущая глаза, что в это самое время оффицiально было постановлено передать право казни лишь Революцiонным Трибуналам. Можно сказать, наканунe этого декрета в 20-х числах февраля и Всероссiйская и Петроградская Ч. К. опубликовали новые списки разстрeленных, хотя по декрету за Ч. К. оставалось право разстрeливать только в случаe возстанiя. Никаких возстанiй в это время ни в Москвe, ни в Петроградe не было.

Не знаю, на основанiи каких данных эсэровская газета «Воля Россiи»[80] подсчитывала, что за три первые мeсяца было разстрeлено Ч. К. 13.850 человeк. Это невeроятно? Это так не вяжется с оффицiальной цифрой в 3456, которая показана у Лациса? Думаю, что невeроятность скорeе всего в сторону уменьшенiя реальной, дeйствительной цифры.

Московскiй орган центральнаго комитета коммунистической партiи «Правда» по поводу опубликованных в Англiи данных, утверждавших, что число разстрeленных достигло 138 тысяч, писал 20-го марта 1919 года: «было бы дeйствительно ужасно, если бы это была правда». Однако, цифра, которая кажется столь фантастичной большевицким публицистам, в дeйствительности дает лишь блeдное представленiе о том, что происходило в Россiи.

1920 г.

Лацис не опубликовывал своей статистики за 1920 г. и за послeдующiе годы. Не вел и я своей картотеки, ибо сам был на долгое время ввержен в большевицкое узилище и надо мною был также занесен меч большевицкаго правосудiя.

В февралe 1920 г. смертная казнь была вновь отмeнена. И Зиновьев, выступавшiй в Германiи в Галле в октябрe 1920 г. рeшился сказать, что послe побeды над Деникиным смертная казнь в Россiи прекратилась. Мартов, выступавшiй на съeздe нeмецких независимых 15-го октября, уже тогда внес поправку: Зиновьев забыл сказать, что смертная казнь прекратилась на самое короткое время, (да и прекратилась ли фактически? С. М.) и теперь снова примeняется в «ужасающих размeрах». Мы имeем полное основанiе выражать сомнeнiе в том, что эти казни прекратились, зная обычаи, господствующiе в Ч. К. Самый наглядный примeр может дать ознакомленiе с дeлом амнистiи.

Среди жутких надписей на стeнах Особаго Отдeла В. Ч. К. в Москвe, которыя дeлали иногда смертники перед казнью, можно было найти и такiя: «Ночь отмeны (смертной казни) — стала ночью крови». Каждая амнистiя для тюрьмы обозначала массовые разстрeлы. Представители Ч. К. стремились поскорeе покончить со своими жертвами. И бывало, что именно в ту ночь, когда в типографiях уже набиралось объявленiе об амнистiи, долженствовавшее появиться на другой день утром в газетах, по тюрьмам производились массовые разстрeлы. Это слeдует помнить тeм, которые указывают на частое изданiе актов амнистiи совeтской властью.[81] Как тревожны бывали ночи, когда ожидалась амнистiя, скажет всякiй, кому в это время приходилось коротать свои дни в тюремном заключенiи. Я помню эти ночи в 1920 г. в Бутырской тюрьмe перед амнистiей, изданной в годовщину октябрьской революцiи. Не успeвали тогда привозить голые трупы людей, застрeленных в затылок, на Калитниковское кладбище. Так было в Москвe, так было и в провинцiи. Автор очерка Екатеринодарской тюрьмы в сборникe «Че-Ка» пишет: «Послe амнистiи в память трехлeтней годовщины октябрьской революцiи в Екатеринодарской Чекe и Особом Отдeлe обычным чередом шли на разстрeл, и это не помeшало казенным большевицким публицистам в мeстной газетe „Красном Знамени“ помeщать ряд статей, в которых цинично лгалось о милосердiи и гуманности совeтской власти, издававшей амнистiи и будто бы порою их примeнявшей ко всeм своим врагам».[82] Так было и позже. В 1921 г. наканунe открытiя II конгресса коминтерна в Бутырской тюрьмe в одну ночь казнили около 70 человeк и все по самым изумительным дeлам: — за дачу взяток, за злоупотребленiе продовольственными карточками, за хищенiя со склада и так далeе. Политическiе говорили, что это — жертвоприношенiя богам коминтерна. А фраера и уголовные радовались. Амнистiю готовят. Поэтому, кого надо в спeшном порядкe поразстрeляют, а остальных амнистируют в честь коминтерна.[83]

1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 61
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать "Красный террор" в Россiи 1918 - 1923 - Сергей Мельгунов торрент бесплатно.
Комментарии
КОММЕНТАРИИ 👉
Комментарии
Татьяна
Татьяна 21.11.2024 - 19:18
Одним словом, Марк Твен!
Без носенко Сергей Михайлович
Без носенко Сергей Михайлович 25.10.2024 - 16:41
Я помню брата моего деда- Без носенко Григория Корнеевича, дядьку Фёдора т тётю Фаню. И много слышал от деда про Загранное, Танцы, Савгу...