Дом Морганов. Американская банковская династия и расцвет современных финансов - Рон Черноу
- Категория: Старинная литература / Прочая старинная литература
- Название: Дом Морганов. Американская банковская династия и расцвет современных финансов
- Автор: Рон Черноу
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Рон Черноу
«Дом Морганов. Американская банковская династия и расцвет современных финансов»
@importknig
Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".
Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.
Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.
Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig
Оглавление
ПРОЛОГ
ГЛАВА 1. СКРУДЖ
ГЛАВА 2. ПОЛОНИЙ
ГЛАВА 3. ПРИНЦ
ГЛАВА 4. КОРСАР
ГЛАВА 5. УГОЛ
ГЛАВА 6. ДОВЕРИЕ
ГЛАВА 7. ПАНИКА
ГЛАВА 8. ТИТАНИК
ЧАСТЬ 2. Эпоха дипломатии 1913-1948 гг.
ГЛАВА 9. МЕТАМОРФОЗЫ
ГЛАВА 10. ВОЙНА
ГЛАВА 11. ВЗРЫВ
ГЛАВА 12. ОДИССЕЯ
ГЛАВА 13. ДЖАЗ
ГЛАВА 14. ЗОЛОТАЯ
ГЛАВА 15. СВЯТОЙ
ГЛАВА 16. АВАРИЯ
ГЛАВА 17. ДЕПРЕССИЯ
ГЛАВА 18. КАРЛИК
ГЛАВА 19. ВЗЛОМ
ГЛАВА 20. ВОЛШЕБНИК
ГЛАВА 21. РАСТРАТЧИК
ГЛАВА 22. УМИРОТВОРЕНИЕ
ГЛАВА 23. ЗАЛОЖНИКИ
ГЛАВА 24. ОТРЫВКИ
ЧАСТЬ 3. Эпоха казино. 1948-1989 гг.
ГЛАВА 25. МАФУСАИЛ
ГЛАВА 26. МАВЕРИКС
ГЛАВА 27. ИОНА
ГЛАВА 28. ТАБЛОИД
ГЛАВА 29. САМУРАИ
ГЛАВА 30. ШЕЙХИ
ГЛАВА 31. НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ
ГЛАВА 32. САМБА
ГЛАВА 33. ТОРГОВЦЫ
ГЛАВА 34. ВЗРЫВ
ГЛАВА 35. БЫК
ГЛАВА 36. НЕБОСКРЕБ
Как и многие другие первые книги, "Дом Моргана" стал чем-то вроде счастливой случайности в жизни автора, когда он был опубликован двадцать лет назад. После долгих лет работы в винограднике внештатной журнальной работы я решил отдохнуть от этого суматошного мира в середине 1980-х годов и устроился на работу в фонд общественной политики под названием The Twentieth Century Fund, где мне поручили заниматься исследованиями в области финансовой политики. В период расцвета "бычьего" рынка, который пришелся на время президентства Рональда Рейгана, огромное количество людей впервые попали в мир финансов, будь то солдаты инвестиционных банков или мелкие инвесторы, балующиеся обыкновенными акциями, и у них было мало исторических представлений о новом мире, в который они попали.
Погружаясь в богатую литературу по истории финансов, я был поражен тем, что старая Уолл-стрит - элитная, клубная, с преобладанием мелких, таинственных партнерств - имеет мало сходства с вселенной безликих конгломератов, возникающих по всему миру. Меня осенило, что полчища начинающих финансистов, возможно, созрели для написания истории, которая бы повествовала о том, как старая Уолл-стрит превратилась в новую. Я понимал, что прямая история будет утомительным занятием для читателей и не отразит бурной картины героев и негодяев, которую я раскопал. Поэтому я задался вопросом: существует ли хоть одна семья или фирма, чья история могла бы послужить призмой, через которую можно было бы увидеть панорамную сагу англо-американских финансов? В истории финансов было сравнительно немного династий и, следовательно, мало подходящих кандидатов. Некоторые имена, такие как Ротшильд, уже давно прошли зенит своей славы, другие имели современный резонанс и лишь неглубокие корни в прошлом. Лишь одна фирма, одна семья, одно имя довольно славно охватывали все полтора века, которые я хотел охватить: Дж.П. Морган. Я понял, что воссоздать историю Моргана будет очень непросто, поскольку мне придется рассказывать сложные истории четырех взаимосвязанных фирм: J.P. Morgan и Morgan Stanley в Нью-Йорке, Morgan Grenfell в Лондоне и Morgan et Compagnie в Париже.
Будучи по образованию англичанином и романистом, я не был обучен историческим методам, и некому было направить меня в нужное русло, когда я неуклюже взялся за свои первые исследования. Я наивно полагал, что в своих величественных стенах J.P. Morgan & Co. хранит полный набор исторических документов и что моя задача - приложить к этому руку. В течение шести месяцев я обедал с двумя приветливыми представителями банка, пока они и их коллеги обсуждали, стоит ли сотрудничать с моим проектом. Однажды я сделал поразительное открытие: бумаги Томаса В. Ламонта, старшего партнера банка Morgan в межвоенные годы, хранятся в библиотеке Гарвардской школы бизнеса. В первый же день своей работы там я изучил переписку Ламонта с Франклином Рузвельтом, Бенито Муссолини, Чарльзом Линдбергом и Нэнси Астор. Эти бумаги открыли мне окно в герметично закрытый мир партнеров Morgan.
Помимо изящества и ясности этих писем, банкиры старой школы, как правило, отличались удивительной грамотностью, они были подробными и захватывающими, чего я даже не мог себе представить. Например, когда Ламонт разговаривал по телефону с президентом Гербертом Гувером, послушный амануист записывал стенограмму. Внезапно непрозрачный мир Моргана стал прозрачным. Вскоре я обнаружил бумаги других партнеров Моргана в Амхерсте, Йеле, Колумбии, Виргинском университете и, конечно, в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке. Иногда мне казалось, что я могу следить за партнерами Моргана по всему банку почти ежечасно. Любопытно, что никто в J.P. Morgan & Co. не обратил внимания на исчезновение десятков, а может быть, и сотен тысяч внутренних документов. Вот вам и хваленая репутация Morgan в плане секретности!
Когда я подписывал контракт на "Дом Моргана", я уже беспокоился о нехватке оригинальных документов, а теперь мне пришлось столкнуться с позором богатства. Мой аванс, хотя и щедрый для первой книги, едва ли мог покрыть годы неспешных исследований, поэтому мне предстояло втиснуть гигантский объем работы в короткий промежуток времени. Каким-то образом мне удалось найти и написать восьмисотстраничную книгу за два с половиной года - подвиг, который я никогда не смогу повторить сегодня. Меня поддерживал восторг от своих находок, осознание того, что мне посчастливилось наткнуться на главную драму в истории финансов. Кроме того, я питался энергией молодого писателя, который после многих неудачных попыток наконец-то заключил контракт на свою первую книгу. Всякий раз, когда я думаю о времени, потраченном на работу над книгой, я вспоминаю бешеный темп, бешеное чтение по ночам, изнурительные попытки втиснуть эпическую историю финансов под две обложки. Поэтому я с чувством чудесной удачи открываю книгу и обнаруживаю в ней ясную, связную прозу, на которой, по крайней мере, на мой взгляд, почти не видно пота и спешки при ее создании.
Р.К.
БРУКЛИН, НЬЮ-ЙОРК
СЕНТЯБРЬ 2009 Г.
ПРОЛОГ
Эта книга рассказывает о взлете, падении и возрождении американской банковской империи - Дома Морганов. Пожалуй, ни об одном другом учреждении не ходило столько легенд, не было столько тайн и не велось такой ожесточенной полемики. До 1989 года компания J. P. Morgan and Company торжественно руководила американскими финансами с "угла" Брод и Уолл. На фоне Нью-Йоркской фондовой биржи и Федерального зала