200 православных исцеляющих икон - Татьяна Шнуровозова
- Категория: Религия и духовность / Религия
- Название: 200 православных исцеляющих икон
- Автор: Татьяна Шнуровозова
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Татьяна Владимировна Шнуровозова
200 православных исцеляющих икон
Глава I
Об иконе
«Икона – откровение божие, высказанное языком линий и красок.
Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.»
(С. В. Алексеев «Зримая истина»)Что есть икона
Во все времена люди хотели узреть своего Бога. Однако в иудейской вере изображения Господа были запрещены, Бог почитался как невидимая и непостижимая для человека сила, а поклонение изображению человека, животного или растения считались идолопоклонничеством.
Все изменилось с пришествием в мир людей сына Господа как зримого воплощения Бога в образе человека. Поэтому у христиан стало возможным появление изображений Бога, которые и стали называться иконами.
Вместе с тем для христианина икона – это гораздо больше, чем просто изображение: она становится святыней, носителем Божьей благодати, его силы. Такой же силой обладают крест, одежда и мощи святых.
В момент прикосновения к этим священным предметам на человека нисходит святость Господа, поэтому в православии распространился обычай целовать икону, прикасаться к ковчегам с мощами, к кресту, одежде святых, ритуал помазания священным елеем, взятым из лампады перед образами. Разумеется, одного только касания недостаточно, акт общения со святым предметом всегда сопровождается словами молитвы; одно механическое поклонение и прикосновение без должного участия сердца и души чужды христианству как глубоко духовной религии.
В православии приняты несколько правил касания икон. Во-первых, это лобызание священного предмета. Во-вторых, к иконе можно прикладываться лбом. В том случае, если молящийся обращается к Господу с просьбой об исцелении, к иконе прикасаются, сопровождая приобщение к святыне словами молитвы об исцелении. Такое же исцеляющее действие оказывает и елей, налитый в лампады перед иконой, так как он считается освященным и целительным.
Что касается происхождения икон, то, по христианскому преданию, первое изображение было создано самим Спасителем без участия человека и стало еще одним доказательством его божественного происхождения. Согласно православной трактовке Христос вытер лицо полотенцем, чтобы передать свое изображение для исцеления больного; католическая церковь утверждает, что Христос вытер свое лицо во время тяжелого пути на Голгофу, и на плате Вероники отпечатался нерукотворный образ Христа.
Почитание икон для православных неразрывно связано с убеждением, что через материальный предмет молящемуся передается нематериальная благодать Господа. Исходя из этой истины православный христианин, молясь перед иконой, обращается не к изображению на предмете, а к источнику благодати, освятившему этот предмет, каковым и является один только Господь, исцелявший и словом, и прикосновением.
Ученики Христа, уверовавшие в его слова и обретшие благодать Божью, также обрели и чудесную способность исцелять людей. Те же святость и способность к излечению передаются и освященным иконам.
В процессе освящения иконы кроплением святой водой и чтением молитвы священнослужители испрашивают дарования святому предмету особой благодати Святого Духа, который и является той силой, что изгоняет бесов и исцеляет людей от недугов. При этом считается, что чем строже соответствует икона канону, тем сильнее в ней присутствие благодатной силы того, чей образ на ней изображен.
История иконы
Надо отметить, что далеко не сразу икона была признана священным предметом. На протяжении нескольких столетий иконоборцы и иконопочитатели сражались друг с другом словом и делом. Первые настаивали, что поклонение изображению является идолопоклонничеством; вторые говорили о том, что христианин почитает не саму икону как предмет материального мира, а объект, на ней изображенный, подчеркивая духовный аспект общения мирянина с Господом.
Споры разрешились только в 787 г., когда в ходе 7-го Вселенского Никейского собора было узаконено почитание освященных изображений Господа, Богоматери и святых. Таким образом было положено начало установлению в храмах икон, которые помогали создать приподнятое радостное настроение православному, обращающемуся со словами молитвы к вечному и нематериальному Богу, а это, в свою очередь, дало мощный толчок развитию иконописи.
К X–XI вв. в Византии сложилась оригинальная высокохудожественная школа иконописи, выработавшая свои иконографические традиции передачи фигур Христа, Богоматери и святых. Вместе с православием Русь унаследовала от Византии и особенности восточной иконографии, сильно отличавшейся и в композиционном плане, и по цветопередаче от западных образцов.
После короткого периода ученичества, проявившегося в копировании привезенных из Византии икон, уже к XIV в. на Руси начала складываться своя национальная школа иконографии, отличительными особенностями которой стала глубокая одухотворенность создаваемых ликов. Имена А. Рублева, С. Ушакова известны каждому православному христианину, но большинство одаренных иконописцев, посвятивших созданию святых образов большую часть своей уединенной монашеской жизни, так и остались неизвестными.
Самым любимым, а потому и самым распространенным сюжетом русской иконы стало изображение Богоматери – глубоко почитаемой русским народом покровительницы и защитницы. Каждое княжество, каждый город, каждый монастырь хотели иметь свою икону Божьей Матери.
Создавая список с той или иной иконы, как правило, пришедшей из Византии или Греции, иконописец передавал свое представление о Богородице и Христе; так появлялись все новые и новые варианты икон, а те, в свою очередь, становились новой отправной точкой для создания других копий. Именно так появились Казанская икона Божьей Матери с многочисленными изводами, Смоленская икона, Тихвинская и многие другие.
Русская иконопись: история развития иконописных школ
Киевская Русь, приняв в X в. Крещение, отказалась от идолопоклонничества и начала возводить первые христианские храмы. Своих иконописцев не было и быть не могло, поэтому первые киевские храмы были расписаны приглашенными греческими мастерами, которые принесли с собой устоявшуюся в Византии иконографию и сюжетную композицию храмовой росписи, а также сформированную там же плоскостную технику иконописи.
Работая на Руси, греческие мастера брали себе в помощники талантливых русских художников, которые, овладев доселе неизвестной техникой и основой храмовой композиции, положили начало русской иконописи.
Если говорить о дошедших до нас именах первых русских иконописцев, то это прежде всего монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, живший в начале XII в.
Из греко-византийской иконописи русские мастера переняли сложившийся за годы противостояния иконоборцам канон: аскетическую простоту и строгую суровость ликов, лишенных каких бы то ни было живых человеческих черт, статичность форм, строгую симметрию и вытянутость линий, приглушенные темные тона. Являясь средоточием жизни духовной, икона не была и не могла быть похожа на портреты смертных, в ней не было места чувственным губам, пухлым ланитам, жизнелюбивому облику.
Однако уже в первых самостоятельных работах русских мастеров прослеживаются последовательные отступления от унаследованного греческого канона, которые в конечном итоге и сформировали самобытные особенности русского иконописного письма, разительно отличающегося от греко-византийской манеры иконописи.
Преобразования коснулись прежде всего изображения ликов, в которых появились славянские, более округлые черты, одеяний, также подвергшихся русификации, и цветовой палитры, посветлевшей и одновременно ставшей более насыщенной и радостной.
Строительство православных храмов в других удельных княжествах раздробленной Руси привело к формированию новых местных школ, бравших за образец творения киевских мастеров.
Новгородская школа
Благодаря многочисленным культурным связям Великого Новгорода с Византией новгородские иконописцы при создании своих работ ориентировались не столько на киевскую школу, сколько на греко-византийскую.
В целом новгородские иконы отличаются статичным изображением святого, несколько укрупненными чертами лица с широко распахнутыми глазами. Как правило, на каждой иконе писали только одного святого, а в том случае, если изображали несколько фигур, их писали анфас, без взаимообращения друг к другу. Все иконографические композиции отличают строгость и лаконичность, тонкая проработка деталей, тоновая чистота жизнеутверждающего колорита, плоскостность изображения.
Захват Византии крестоносцами привел к потере культурных связей Новгорода с Константинополем, что способствовало дальнейшему развитию самобытной иконописной школы северо-запада Руси.