Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) - Фёдор Кренделев
- Категория: Научные и научно-популярные книги / История
- Название: Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи)
- Автор: Фёдор Кренделев
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Фёдор Петрович Кренделев
Александр Михайлович Кондратов
Безмолвные стражи тайн
(загадки острова Пасхи)
Судьбы и идеи
(Вместо предисловия)
И много тревожит вопросов:Кто создал семью великанов?Кто высек людей из утесов,Поставил их стражей туманов?
В. Брюсов. На острове Пасхи (1895)Миллионы людей на Земле с интересом читают все, что появляется в печати об острове Пасхи, этом удивительном и загадочном клочке земли, затерянном в просторах Тихого океана. Тысячи энтузиастов, совсем юных и убеленных сединами, наделенных недюжинной эрудицией и научным опытом, дилетантов и начинающих исследователей мечтали и мечтают о том, чтобы хотя бы немного приоткрыть завесу над тайнами острова Рапа-Нуи.
Но чем больше мы узнаем о нем, тем яснее становится, насколько сложны и вместе с тем захватывающи и увлекательны проблемы, связанные с островом. При этом не только гуманитарные науки, как этнография и археология, но и геология, вулканология, кибернетика, сейсмология и многие другие, казалось бы, далекие от проблем культуры, существовавшей и существующей на острове, вносят свой вклад в разгадку тайн далекого острова.
Люди, идеи и книги имеют свою судьбу. Во всем, что касается острова Рапа-Нуи — так пасхальцы называют свою родину — эти идеи, как и люди, их отстаивающие, как и книги, в которых эти идеи изложены, оказываются порой в удивительном переплетении. И переплетение это оправдано самой жизнью и логикой развития науки: недаром же остров Пасхи совершенно справедливо нарекли «таинственным».
Исследованиями проблем острова и его поисками занимались флибустьеры и работорговцы, отважные мореплаватели и монахи, знаменитый путешественник и ленинградский школьник, ученые и предприниматели, профессиональный разведчик и фантазеры, люди трезвого расчета и фантасты. Каждый из них внес свою лепту — об этом говорят нам авторы.
Так уж случилось, что советские люди знают историю острова главным образом по трудам Тура Хейердала. Его замечательная книга «Аку-Аку» издавалась в нашей стране полтора десятка раз огромными тиражами. Талантливый исследователь, путешественник и писатель, Тур Хейердал предложил свою версию истории заселения острова, развития, взлета и гибели его своеобразной культуры. Мало кто знает, что в обработке материалов Норвежской экспедиции принимали участие и советские ученые, и в их числе крупные специалисты по расшифровке письменностей и культурам народов Океании.
Нашей общественности малознаком и тот факт, что русские и советские корабли шесть раз посещали остров и оставили уникальные свидетельства своего пребывания на нем. К сожалению, иностранные ученые умалчивают об этом. Русские мореплаватели и путешественники, такие как Ю. Ф. Лисянский, О. Е. Коцебу, Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. Н. Зубов и многие другие, высказали оригинальные идеи, наметили интереснейшие планы исследований, указали пути разрешения важнейших проблем. Особенно большой вклад внесен в годы Советской власти, когда в этой части Великого океана начались океанологические исследования на первоклассных кораблях. В юго-восточной части океана, в Полинезии, в Южных морях проводили работы крупные коллективы ученых на научно-исследовательских судах «Дмитрий Менделеев», «Витязь», «Академик И. Курчатов», на немагнитной шхуне «Заря», с борта дизель-электрохода «Обь» и на других кораблях.
Советская наука отличается от других комплексным подходом к решению сложных проблем — в этом ее громадное преимущество. В предлагаемой книге обсуждаются археологические, геологические, этнографические, лингвистические, сейсмические, батиметрические, океанологические, палинологические, магнитометрические и многие другие материалы с тем, чтобы найти такую последовательность фактов и событий которая бы вытекала непротиворечиво из всех наук.
Оказывается, порядок событий и объяснение причин, их обусловивших, в версиях Вильяма Томсона, Кэтрин Раутледж, Макмиллана Брауна, Альфреда Метро, Себастьяна Энглерта, Тура Хейердала, Вальтера Кнохе, Франсиса Мазьера и многих других вступают в непримиримые противоречия с новыми данными советских ученых. Этим фактам и наблюдениям в книге уделено особое внимание.
Книга популярная, все приводимые факты научно строго выверены, охарактеризованы числом и мерой, что делает выводы более убедительными. Авторы не решают всех проблем. Более того, они ставят новые, рождающиеся из новых материалов. Авторы убедительно показывают, что проблемы Рапа-Нуи представляют не только археологический интерес, но и дают возможность понять многие глобальные проблемы и процессы, такие как плитная тектоника, строение земной коры в океаническом секторе, скорости и направления раздвижения океанического дна в Тихом океане, причины образования громадных залежей железных руд и многие другие. И не только говорят о проблемах, но и высказывают предложения том, как, какими методами, с помощью каких приборов, с применением каких технических средств они могут быть решены.
Я настоятельно советую, в особенности молодым людям, прочесть эту книгу, потому что в ней приоткрывается краешек того безбрежного моря, которое называется коротким словом — наука!
Взгляните на мир свежими глазами!
Академик А. П. Окладников
I. Книга загадок
Вокруг острова — необъятные просторы неба и океана, царит полный покой и тишина. Живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределам нашего восприятия.
Кэтрин Скоресби Раутледж. Тайна о. ПасхиЗагадка открытия…
В 1578 году испанский мореплаватель Хуан Фернандес, отклонившись от намеченного маршрута вдоль берегов Южной Америки, обнаружил в Тихом океан обширную землю, населенную «людьми, такими белыми и так хорошо одетыми и во всем отличными от жителей Чили и Перу». Земля эта орошалась могучими реками и, по мнению Хуана Фернандеса, была частью Терра Инкогнита Аустралис — Неведомой Южной Земли, которую тщетно пытались найти его менее удачливые предшественники.
Вернувшись на родину, Хуан Фернандес стал готовить большую экспедицию. Свое открытие капитан до времени держал втайне, чтобы кто-нибудь не опередил его. Но преждевременная смерть оборвала планы Хуана Фернандеса, и новым Колумбом он не стал. На карте мира имя его все же сохранилось. Небольшой архипелаг из трех почти бесплодных островов у побережья Чили получил имя Хуана Фернандеса. Один и островков и стал прибежищем Александра Селькирка послужившего прообразом знаменитого Робинзон Крузо. Не была ли Земля, открытая Фернандесом, островом Пасхи? Вопрос этот задан давно, но и по сей день на него нет точного ответа.
В испанских хрониках XVI века есть и еще одно утверждение о том, будто бы остров Пасхи высмотрели моряки, плававшие в этих краях под командованием 22-летнего кавалера Альваре Менданья де Нейра еще в 1566 году, но достоверность этого утверждения пока проверить нет возможности.
Прошло более 100 лет. В 1687 году на поиски загадочной Терра Инкогнита Аустралис отправляется английский флибустьер Эдуард Дэвис на судне «Бачелор Дилайт» («Удовольствие Холостяка»), Командовал кораблем сэр Дэвис, а штурманом на разбойничьем фрегате был Лионель Вайфер. Он-то и стал тем первым летописцем, который описал загадочно исчезнувшую Землю Дэвиса. Фрегат от берегов Южной Америки добрался до безлюдного архипелага Галапагос, лежащего на самом экваторе, а затем повернул на юг, и там, «находясь на 12°30′ южной широты, примерно в 150 лигах от берега (то есть примерно в 834 км), корабль претерпел сильный толчок от землетрясения, которое, как было установлено позже, разрушило Кальяо. Оправившись от испуга, мы продолжали наш путь на юг и следовали на юг и юго-восток до тех пор, пока не достигли 27°20′ южной широты, когда примерно за два часа до рассвета мы наткнулись на низкий песчаный берег и услышали ревущий грохот, какой бывает, когда море набегает на берег. Шум был справа по курсу корабля. Матросы, испугавшись, что корабль выбросит на берег, попросили капитана повернуть корабль и остановиться, чтобы подождать начала дня, на что капитан дал согласие. Так мы дождались того дня и тогда увидели, что стоим против земли, которая оказалась низким плоским островом, не защищенным никакими камнями. Мы стояли в трех четвертях мили от берега и могли видеть ясно, потому что утро было ясным, без тумана или дымки. На западе, примерно в 12 лигах на глаз, мы увидели цепь высоких холмов, которая могла быть островами или разделялась островами.
Земля протягивалась лиг на 14–15, на берегу виднелось много птичьего пуха. Я и многие другие наши люди хотели посмотреть землю и высадиться на берег, но капитан не разрешил нам этого. Этот маленький островок от Копиапо (тут, видимо, опечатка в оригинале; вероятно, имеется в виду Кальяо. — Прим. авторов) почти на 500 лиг к западу, а от Галапагосов на 600 лиг». Никаких других документов, кроме приведенной выше цитаты, в истории о Земле Дэвиса нет. И с тех пор никому не удалось увидеть ее вновь. Ничего не сказано в записках штурмана о статуях.