Авиация и космонавтика 2009 07 - Авиация и космонавтика Журнал
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Техническая литература
- Название: Авиация и космонавтика 2009 07
- Автор: Авиация и космонавтика Журнал
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Авиация и космонавтика Журнал
Авиация и космонавтика 2009 07
На первой странице обложки фото Дмитрия Пичугина
604-й учебный авиационный полк
На основании директивы Генерального штаба Красной Армии от 14 июля 1944 г. в Челябинской авиашколе началось формирование третьего учебного авиационного полка. Полностью на трехполковой штат училище перешло 10 августа 1944 г. и стало именоваться «Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов Авиации Дальнего Действия». Заново, на самолетах ДБ-3, был сформирован 39-й учебный авиационный полк. Полк формировал заместитель командира 25-го уап подполковник И.В. Сильверстов.
И.В. Сильверстов в 1941 г. принимал участие в налетах на Берлин, в Челябинске служил с 1943 г. Полк комплектовался личным составом и техникой, выделенными из 25-го и 26-го учебных полков Челябинской авиашколы (после сформирования 39-го полка эти полки получили новые номера – 37-й и 38-й соответственно), а также из других летных военно-учебных заведений и авиачастей Красной Армии. На командные должности назначались офицеры с боевым опытом. Так командиром 2-й эскадрильи стал капитан Н.А. Дон- дуков – летчик с довоенным стажем (окончил Ворошиловградскую авиашколу в 1933 г.), воевал с июня 1941 г., в Челябинскую авиашколу прибыл в августе 1942 г. после тяжелого ранения. Штурманом 2-й эскадрильи назначили капитана Н.В. Черезова, награжденного орденом Красного Знамени за финскую войну. В августе в полк пришел младший лейтенант Г.Ф. Корнеев, воевавший стрелком-радистом с первого дня войны и награжденный орденами Ленина и Красной Звезды.
С 10 августа полк приступил к выполнению задач по подготовке штурманов и стрелков-радистов на аэродроме Шагол.
Полеты выполнялись почти ежедневно в две летные смены, 1-я эскадрилья летала ночью, 2-я – днем. В день полетов курсанты прибывали в полк за два часа до их начала, предполетная подготовка проводилась под руководством преподавателей учебно-летного отдела училища и продолжалась непосредственно перед полетами под руководством штурманов полка. Об интенсивности полетов говорит ежемесячный (ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ, а не годовой) налет некоторых командиров экипажей – 100 и более часов. Для обучения курсантов использовались самолеты ДБ-3, оборудованные радиополукомпасами, бомбардировочным и стрелковым вооружением.
Первый полет курсантов-штурманов являлся ознакомительным и выполнялся в районе аэродрома с проходом через авиаполигоны. В дальнейшем курсанты обучались выполнению полетов по маршрутам и бомбометанию. Для бомбометания использовались практические бомбы П-7 и П-25, водяные бомбы ВАП-100. Бомба ВАП-100 представляла собой картонный корпус (фибра) цилиндрической формы с картонным стабилизатором и деревянной пробкой, перед подвеской на самолет корпус бомбы заполнялся водой. Бомбы П-7 делали из бетона, снаряжали взрывателями и дымовыми патронами белого или черного цвета.
Подполковник И. В. Сильверстов
Личный состав эскадрильи у самолетов Ли-2
Ли-2 2-й эскадрильи, 1952 г.
Экипаж самолета Ли-2
В августе полк налетал 1040 ч. Высокая интенсивность полетов приводила к летным происшествиям. 12 августа в 10 км севернее Златоуста разбился ДБ-3, погибли командир корабля лейтенант А.Г. Шубин, штурман корабля младший лейтенант Л.И. Каюров, техник корабля младший сержант М.Н. Рязанов и курсант Ф.Р. Саттаров. Два летных происшествия закончились авариями. В 1-й эскадрильи при выполнении ночных полетов на взлете отказал мотор у самолета лейтенанта В.Г. Бурлака, летчик благополучно посадил машину. Вынужденную посадку ночью выполнил, также из-за отказа мотора, экипаж младшего лейтенанта М.И. Ефременко. В 1-й эскадрильи два экипажа выполнили посадки на фюзеляжи – в полетах по кругу летчики убирали шасси, но забывали их выпустить перед посадкой.
На сентябрь 1944 г. полку поставили следующие задачи: вывезти 784 курсанта-штурмана, 200 дублеров-радистов, налетать 660 ч. Выполнить план по налету не удалось по причине нехватки ГСМ – налетали всего 201 ч. Топливо оставалось в дефиците до самого окончания войны, что не удивительно – бензин в первую очередь шел на фронт. Ну а в тылу, как принято, боролись за экономию. Экономия горючего достигалась за счет выполнения полетов на экономических режимах, сокращения времени работы двигателей на земле перед полетом и после выполнения полетного задания, сокращения времени опробования двигателей перед полетами, регулярной проверки компрессии цилиндров моторов и регулировки газоанализаторов, заправки самолетов горючим только на полетное задание с положенным запасом и эконоаличным расходованием горючего на удаление масла и копоти на двигателях и крыльях самолетов после полетов.
В приказе о задачах личного состава на сентябрь-месяц 1944 г. командир полка уделил внимание, казалось бы, не самому важному для ВВС делу:
– Командирам эскадрилий ежедневно со всем составом проводить один час строевой подготовки, добиваясь… высокой культуры строя.
Вообще, требования к строевой подготовке (да и вообще к подготовке, так сказать, общеармейской) порой бывали странными. Ниже приведена выдержка из приказа от 18 декабря 1944 г.
1. Возобновить двадцатиминутные тренировки в противогазах во время проведения строевых занятий с личным составом эскадрилий…, в движении личного состава от общежития до стоянки самолетов и в дни командирской учебы…
2. Наращивание времени пребывания в противогазе производить постепенно от тридцати до пятидесяти минут. 22 декабря начать тренировку в противогазах всему личному составу полка согласно графику. Время пребывания в противогазе довести:
– в декабре до одного часа;
– в январе 1945 г. до трех часов;
– в мае 1945 г. до восьми часов
В октябре снабжение ГСМ наладилось, хотя план по налету все равно выполнить не удалось – налетали 668 ч при плане в 880 ч. И снова не обошлось без летных происшествий:
– В ночь с 25 на 26 сентября при выполнении полета на бомбометание после отхода от цели на высоте 900 м произошел отказ правого мотора на самолете ДБ-3 лейтенанта А.В. Серафимова. На одном моторе самолет летел только со снижением. Экипаж произвел вынужденную посадку на фюзеляж в 3 км от аэродрома. Самолет получил значительные повреждения.
– 10 октября экипаж командира корабля лейтенанта B.C. Голыня, выполняя полет по маршруту, получил циркулярную радиограмму о возвращении на аэродром из-за резкого ухудшения метеоусловий. Экипаж при возвращении на аэродром попал в сильный снегопад и потерял ориентировку. Ориентировку удалось восстановить через 50 минут полета после улучшения погоды. Экипаж выполнил посадку на аэродроме базирования.
Звено облета РТС радиозавода. Экипаж Ю.А. Максименко.
«После трудного летного дня», 1950 г.
3-я эскадрилья, 1965 г.
– Ночью 17 октября экипаж лейтенанта В.Г. Шангина, выполнив в зоне задание по отработке техники пилотирования, взял курс на световой ориентир – «Челябинскметаллургстрой», затем увидел ночной старт аэродрома Баландино, принял его за аэродром Шагол и выполнил посадку.
Подобные случаи, по воспоминаниям ветеранов, происходили регулярно.
В сентябре 1944 г. во многих летных школах АДД проводилась инспекторская проверка. На основании выводов инспекции о недостатках летной работы, а также для устранения их в полку и повышения качества техники пилотирования командир полка своим приказом установил порядок проверки техники пилотирования по кругу и в зону. Текст приказа дает представление о системе организации летной работы:
… V. Катеорически запрещаю ночью выполнять развороты в сторону неработающего мотора.
VI Для тренировки летного состава полетам в облаках оборудовать в (в 1-й учебной авиационной эскадрилье три самолета, во 2-й – два самолета) инструкторские кабины (Ф-1) дополнительными пилотажными приборами, обеспечивающими контроль и безопасность полета.
VII. Ввиду устаревшей матчасти (самолеты эксплуатируются с 1938 г.) установить постоянные крены на разворотах и виражах при выполнении:
а) полета под колпаком – 10,20;
б) открытого полета днем – 15,20;
в) в облаках максимально до 15;
г) ночью до 20;
д) днем, выполняя полет при одном задросселированном моторе в сторону работающего мотора до 15, в сторону неработающего мотора до 10.
VIII. Контрольные полеты считать недействительными, если при одном задросселированном моторе не выполнены: прямая с удерживанием курса, высоты, скорости и вывода на разворотах в сторону работающего и задроссели- рованного мотора на заданный курс.