Этюды желудочной хирургии - Сергей Юдин
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Медицина
- Название: Этюды желудочной хирургии
- Автор: Сергей Юдин
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
С.С. Юдин
Этюды желудочной хирургии
Предисловие к третьему изданию
Моя цель — познакомить читателей со всемирно известным врачом, одним из лучших хирургов мира, Сергеем Сергеевичем Юдиным. В сталинские времена, как и многие выдающиеся люди той эпохи, он был репрессирован (незаконно и без суда арестован 23 декабря 1948 г.). С. С. Юдин провел в застенках Лубянки, Лефортова более трех лет (3 года и 3 месяца), а затем был сослан в г. Бердск, в 60 км от г. Новосибирска. В общей сложности он провел в заключении целых пять лет. Здоровье его было настолько подорвано пытками и условиями лагерей, что через 9 месяцев после полной реабилитации его не стало.
Он был значительно более популярен за рубежом, нежели в своем отечестве, несмотря на то, что являлся истинным патриотом России.
С. С. Юдин родился в 1891 г. в достаточно обеспеченной семье. У моей бабушки было семеро детей, которых она прекрасно воспитала и, в частности, обучила всех двум иностранным языкам — французскому и немецкому. Четверо мальчиков учились во второй гимназии на Разгуляе, в бывшем особняке графа Мусина-Пушкина. Следует обратить внимание также и на тот факт, что в старших классах отдельные предметы преподавали профессора Московского университета.
Три девочки учились в гимназии фон Дервиз в Гороховском переулке. Все без исключения дети свободно говорили на 2-х иностранных языках.
Для улучшения знаний иностранных языков и углубления общего образования детей (главным образом мальчиков) ежегодно посылали за границу.
До обеда детям не разрешалось говорить на русском языке, а по вечерам — по очереди вслух читались книги на французском и немецком языках.
Семья Юдиных (1916). Слева направо: Сергей Сергеевич, Петр Сергеевич, Екатерина Петровна (мать), Наталья Сергеевна, Екатерина Сергеевна, Сергей Сергеевич (отец), Юрий Сергеевич, Агния Сергеевна, Глеб Сергеевич (в семье Юдиных старшего сына по традиции всегда называли Сергеем). Сидят замужние и женатые, стоят — незамужние и неженатые
Гимназист С. С. Юдин (1899)
Сергей Сергеевич хорошо рисовал, обучался музыке, играл на скрипке и гитаре, столярничал. Он на даче даже разводил фазанов, ухаживал за животными в домашнем зоопарке. Досконально изучил правила охоты. Охотился в период летних каникул. Увлекался рыбной ловлей. Сам соорудил себе лодку — плоскодонку. В 16 лет стал преподавателем — репетитором сына одного из московских богачей из семьи Морозовых. На заработанные деньги купил микроскоп для своей домашней лаборатории.
В 1912 г. С. С. Юдин нашел применение хорошему знанию французского языка — стал гувернером четырех детей помещика. Это значительно помогло ему в дальнейшем при развитии его преподавательских возможностей.
В 1911 г. С. С. Юдин поступил на медицинский факультет Московского Университета. В это время он самостоятельно изучил английский язык. Однако ему не удалось сдать Государственные выпускные экзамены. Пришлось пойти на войну младшим врачом полка. Там он не только оперировал на передовой, прямо в окопах и землянках, но и командовал ротой, по ночам ходил в разведку. Был серьезно контужен. За храбрость получил Георгиевскую медаль.
Находясь в больнице, в клинике, где ранее он учился, подготовился к сдаче Государственных экзаменов.
Демобилизован он был в 1919 г., сдал Государственные экзамены и, таким образом, окончил медицинский факультет Московского Университета и получил диплом врача.
До 1917 г. С. С. Юдин, будучи военным врачом, работал в госпитале в г. Туле около 2-х лет. Затем он демобилизовался и начал работать в хирургическом отделении подмосковного санатория «Захарьино», где пациентами, главным образом, были раненные в Первой мировой войне. Там же проходили комплексное лечение туберкулезные больные, в основном, с поврежденными суставами. Одновременно Сергей Сергеевич оказывал медицинскую помощь и при необходимости оперировал окрестных крестьян. Вот именно тогда у него появился огромный интерес к желудочной хирургии.
С 1919 г. в течение 4-х лет изучал проблему костно-суставного туберкулеза в клинике, руководимой профессором Т. П. Краснобаевым и одновременно работал в небольшом подмосковном санатории все в том же «Захарьино», где были разнообразные больные. Там С. С. Юдин изобрел ортопедические приспособления для иммобилизации и ампутации конечностей. Одновременно работал рентгенологом, рентгенотехником, сам много столярничал.
Известный отечественный хирург, основоположник отечественной сердечно-сосудистой хирургии, действительный член академии медицинских наук, основатель и первый директор Института сердечно-сосудистой хирургии, А. Н. Бакулев, следующим образом охарактеризовал личность Сергея Сергеевича Юдина:
«С. С. Юдин необычайно талантливый и многогранный человек, оригинальный мастер хирургии, жизнь и деятельность которого оставила яркий свет в медицине. Передо мной встал образ этого необычайно талантливого, оригинального мастера хирургии и беспокойного исследователя.
Относительно хирургии среди широкой публики существует противоречивое мнение. Одни утверждают, что это искусство, другие говорят о ней, как о науке, а третьи признают ремеслом. Жизнь С. С. Юдина дает наиболее правильный ответ на сущность хирургии.
Это сочетание науки, искусства и мастерства, основанного на величайшем труде и широкой общей культуре врача».
За свою сравнительно непродолжительную жизнь (1891–1954) С. С. Юдин, благодаря его необычайной трудоспособности и, безусловно, гениальности, внес огромный личный вклад в развитие не только отечественной хирургии, трансфутеологии, способов анестезии, но и множества других направлений в медицине, которые были общепризнанны во всем мире.
За его пионерские и новаторские разработки ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки, дважды лауреата Государственной премии СССР (1942, 1948), лауреата Ленинской премии (1962, посмертно), в конце Великой Отечественной войны он принял участие в основании Академии медицинских наук СССР, и одним из первых был избран ее действительным членом, а также почетным членом Английского королевского Колледжа хирургов, Американской Ассоциации хирургов, Французской хирургической академии, Пражского, Каталонского обществ хирургов, Почетным доктором Сорбонны.
За огромные заслуги перед отечественным здравоохранением он был награжден правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также почетными медалями.
Судьба его оказалась сложной и трагичной, как, впрочем, и многих других выдающихся ученых нашей страны. Вспомним здесь, например, судьбу А. Н. Туполева, С. П. Королева, маршала К. К. Рокоссовского и многих других известных советских ученых и видных общественных деятелей. Но все же, несмотря на все сложности его жизненного пути, Сергей Сергеевич всегда считал себя счастливым человеком.
По мнению А. И. Солженицына, после коммунистического переворота было уничтожено около 100 млн наилучших русских умов. Кстати придумали концлагеря Ленин, Дзержинский, Блюхер и целый ряд других партийных идеологов и функционеров, а впоследствии их идею у себя в Германии перенял Гитлер.
Академик Б. В. Петровский в предисловии к незаконченной рукописи С. С. Юдина «Размышления хирурга», написанной в тюрьме на Лубянке на листках туалетной бумаги, которую Сергей Сергеевич научился склеивать жеваным хлебом, и вышедшей в свет только в 1968 г. (через 14 лет после его смерти), писал: «В памяти современников он останется величайшим мастером хирургии, который достиг в этой области виртуозной техники и высокой степени совершенства… Если в искусстве хирургии мы можем сравнить Юдина с другими талантливыми врачами, оставившими после себя громкую славу, то личность Юдина остается неповторимой, несущей в себе особое творческое очарование. Его яркость побуждала к творчеству, и в этом смысле Юдина надо назвать счастливым…
Если вообще история переливания крови полна драматизма и жертв, то можно представить себе, как нужно было знать эту историю и верить в правоту идеи, чтобы предложить переливать кровь от трупа живому человеку. Сколько умственных, душевных и физических сил нужно было потратить на то, чтобы доказать безопасность способа, преодолеть предрассудки и решиться перешагнуть порог неизвестного.
В этом весь С. С. Юдин — человек творческих стремлений, огромной работоспособности, знаток медицины, ценитель литературы, искусства, живописи и музыки».
Личность моего дяди была довольно сложной и противоречивой. С одной стороны, это был мягкий, очень интеллигентный человек, до бесконечности трудолюбивый, обладающий необычайно высокой эрудицией, отличной памятью и высоким интеллектом. С другой стороны, он был нередко излишне вспыльчив и с довольно неуравновешенным характером.