Управление знаниями самообучающейся организации. Практическое руководство - Тимур Гареев
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Прочая научная литература
- Название: Управление знаниями самообучающейся организации. Практическое руководство
- Автор: Тимур Гареев
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Управление знаниями самообучающейся организации
Практическое руководство
Тимур Фанилович Гареев
© Тимур Фанилович Гареев, 2016
Редактор Эмиль Фанисович Бурганов
ISBN 978-5-4483-4232-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие от автора
Вопросы (концепции) самообучающихся организаций, управления знаниями вызывают живой интерес у академических кругов, бизнес-сообщества. При этом, за годы изучения темы и практической реализации проектов, мне не удалось найти какой-то универсальный рецепт, ни в западном мире, ни в восточном. Более того, каждая организация трактует эти концепции по-разному, даже нет единого определения таким терминам как «знания», «управление знаниями». При этом, все на интуитивном уровне понимают важность этих концепций. Я думаю, что причина этому – культурный аспект, в каждой стране своя культура, в каждой организации своя культура, соединяющая так не похожих друг на друга людей.
Очень часто, в силу моды на эту тему, различные консультанты, учёные начинают к этим терминам приписывать совсем не релевантные темы. Пытаясь использовать популярность и полезность концепции чтобы заработать очки для себя, тем самым, вызывая отрицательную реакцию у бизнес-сообщества.
За годы изучения этой темы и практического опыта в разных по масштабам организациях мне не удалось найти действенной, работающей концепции с конкретными практическими шагами и рекомендациями.
В этой связи возникла идея, обобщить собственный накопленный опыт и опыт различных организаций по всему миру. Попытаться сделать практическое руководство, давая только необходимые теоретические выкладки, которые должны помочь понять суть рассматриваемых тем.
Эта книга не является универсальным рецептом, однако, надеюсь она поможет разобраться в теме и использовать конкретные рекомендации.
Надеюсь, мне это удалось сделать и книга будет полезной и познавательной. Тем не менее, я всегда благодарен обратной связи, присылайте её на мою электронную почту [email protected]
Приятного чтения!
Тимур Гареев
Контекст и актуальность
Особенности современного этапа
Современный этап жизни организаций характеризуется:
• Высокой турбулентностью внешней для организации среды1.
• Высокой составляющей интеллектуального труда. И эта доля продолжает увеличиваться.
• Серьёзным развитием информационных, нано- и когнитивных технологий2.
• И, как следствие факторов выше, изменения в моделях менеджмента.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
Турбулентность внешней среды
В 2012 году компания BCG3 выпустила исследование, в котором демонстрируется возросшая турбулентность во всех секторах экономики глобального мира:
• Повысилась волатильность потребительского поведения, спроса.
• Повысилась нестабильность конкурентной среды.
• Повысилась волатильность доходности компаний и их рыночной стоимости.
В отчёте приводятся следующие факты:
• Сегодня турбулентность проявляется чаще, чем в прошлом. Более половины из самых неспокойных кварталов за последние 30 лет произошли за последнее десятилетие.
• Увеличилась интенсивность турбулентности. Волатильность4 доходов компаний увеличилась более чем в два раза с 1960-х годов.
• Сегодня турбулентность сохраняется намного дольше, чем в предыдущие периоды. Средняя продолжительность периода высокой турбулентности среды выросла в четыре раза за последние три десятилетия.
• Увеличилась интенсивность турбулентности. Волатильность5 доходов компаний увеличилась более чем в два раза с 1960-х годов.
• Сегодня турбулентность сохраняется намного дольше, чем в предыдущие периоды. Средняя продолжительность периода высокой турбулентности среды выросла в четыре раза за последние три десятилетия.
Рисунок 1 – Увеличение турбулентности (источник: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/corporate_strategy_portfolio_management_future_of_strategy_ most_adaptive_companies_2012/?chapter=2#chapter2)
Сама идея высокой турбулентности появилась несколько раньше и, как многое в нашей жизни, пришла из военного дела.
Концепция V.U.C.A.6 была предложена полковником Stephen J. Gerras из Военного колледжа армии США (U.S. Army War College) в начале 1990-х годов и была призвана ответить на вопрос: как необходимо действовать, когда боевая обстановка постоянно меняется:
• Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – ситуация меняется быстро, непредсказуемо и кардинально (на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия).
• Uncertainty (неопределённость) – ситуацию крайне трудно спрогнозировать, прошлый опыт невозможно экстраполировать.
• Complexity (сложность) – ситуация, в которой имеется множество сложных факторов, причинно-следственных связей.
• Ambiguity (неясность, двусмысленность) – разрыв реальности, возможные ошибки и неоднозначные смыслы, причинно-следственная путаница.
В мире V.U.C.A. любая организация должна быть гибкой, адаптивной, уметь быстро улавливать изменения и угрозы, внедрять изменения. Отсюда популярность в последнее время такой концепции как AGILE7. Классические методы менеджмента, созданные в эпоху устойчивого экспоненциального роста, уже не работают. Основным активом любой организации становится её интеллектуальный капитал: сотрудники, клиенты, поставщики, окружение.
Рост доли интеллектуального труда
Ещё в 1999 году Питер Друкер8 в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» писал:
«Человеческий капитал в XXI веке будет уже не статьёй затрат, а инвестицией в его интеллектуальный потенциал. В новой эпохе все больше людей будут заниматься не рутинным конвейерным трудом, а с интеллектуальной составляющей, передавая все больше рутинных операций роботам и компьютерам».
В своей работе А.В.Гличев9 «Качество, эффективность, нравственность» пишет:
«Человечество вступило в период очень высоких темпов роста доли затрат интеллектуального труда на качество. За предшествующие 35 лет эта доля выросла на 20%, но последующий прирост в 20% произойдёт уже за 15—20 лет. Вдвое быстрее!
Именно люди приводят в движение все элементы системы, без скоординированных действий персонала недееспособен даже самый совершенный механизм, самая совершенная схема модели».
В работе Гличева приводится следующий график:
Рисунок 2 – Динамика роста доли интеллектуального труда в общей сумме затрат труда на качество продукции (источник: А.В.Гличев. Качество, эффективность, нравственность, Премиум Инжиниринг, 2009)
Очевидно, что и модели менеджмента, модели управления персоналом должны меняться, и они меняются, появляются такие решения, как геймификация10, разрабатываются соответствующие системы мотивации, коммуникационные программы, программы, вовлекающие персонал и т. д.
Информационные технологии и технологии новых укладов
Информационные технологии изменили целые отрасли, изменили модели коммуникаций, предоставили возможность работать с большими данными, возможности, которыми сегодня обладает любая компания неисчерпаемы. Самое главное, что технологии стали доступными для массового использования. Эти возможности должна использовать любая организация, чтобы уметь вылавливать те самые угрозы и изменения и быстро реагировать на них.
Как бы мы к этому не относились, но очевиден факт рождения Sharing Economy11 – экономики совместного потребления, сетевой экономики.
В том, чтобы предоставлять другим ресурсы вместо того, чтобы держать их неиспользуемыми, нет ничего нового. Но реализация этой идеи стала наиболее эффективной именно благодаря Интернету.
Почти в режиме реального времени с помощью Интернета можно уравновесить потребности и предложение. И поскольку организация движения товаров представляет собой в первую очередь обмен информацией, оно не требует практически никаких затрат.
В итоге становится неважно, какие ресурсы обмениваются и распределяются. Это могут быть деньги и сырье, средства производства и земля, а также человеческий труд, вычислительные мощности и объемы памяти.
Распределение невостребованных ресурсов в Sharing Economy берут на себя посредники. И вне зависимости от того, работают ли они на рыночной площади или управляют организацией, их называют платформами (поэтому критики часто говорят о платформенном капитализме).