Медаль «За оборону Ленинграда» - Баир Иринчеев
- Категория: Проза / О войне
- Название: Медаль «За оборону Ленинграда»
- Автор: Баир Иринчеев
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Баир Иринчеев
Медаль «За оборону Ленинграда»
Когда заканчиваются новогодние праздники и городские службы снимают украшения и афиши с улиц Петербурга, сразу появляются другие плакаты. Они не такие веселые и разноцветные, как новогодние. На них можно видеть старые фотографии с измученными людьми, пушки и танки на улицах города. Часто на них изображены перекрещенные лучи прожекторов на фоне силуэта Петропавловской крепости, две непонятные дуги разного размера.
Повсюду на улицах города видны ленточки оливкового цвета с зеленым просветом. Это ленточки к медали «За оборону Ленинграда». Об этой медали и пойдет наш рассказ сегодня.
Ополченцы ведут огонь из дерево-земляной огневой точки. Такие ДЗОТ строились на Лужском рубеже, в Красногвардейском укрепрайоне и в самом городе.
Нацистская Германия хотела уничтожить нашу страну, народ, наш язык, песни и сказки. Народам России была уготовлена участь рабов. Нацисты хотели забрать для себя самые хорошие земли на юге, нефть на Кавказе, захватить и разрушить все наши города.
Санкт-Петербург и в то время был вторым по величине и важности в стране. Назывался город тогда Ленинград – по имени вождя революции Ленина, а страна наша в ту пору была еще больше, чем сейчас, и называлась Советский Союз.
Вторжение без объявления войны началось в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Немцы планировали одним ударом расправиться с нашей армией на границе и уже к началу сентября захватить Ленинград. Затем все свои танки, пушки и самолеты они бросили бы на Москву. Если бы они смогли захватить наш город, а потом и Москву, то наша страна погибла бы.
Но уже с первого дня войны их планы начали рушиться. Сначала отдельные бойцы и танковые экипажи, а затем целые наши дивизии сражались насмерть. Были и те, кто растерялся, испугался и сдался в плен. Однако бóльшая часть Красной армии осталась верна присяге и честно выполняла свой долг, хотя враг был сильнее и опытнее.
Лужский рубеж
Уже в первую неделю войны наше командование приняло решение построить линию обороны по реке Луге, чтобы обезопасить дальние подступы к Ленинграду. На строительстве окопов, противотанковых препятствий и огневых точек трудились старшеклассники, женщины, старики из Ленинграда и окрестных деревень.
Когда немецкие войска подошли к Луге, их разведка увидела мощные укрепления вокруг города. Немцы решили не штурмовать его, а обойти, и сошли с кратчайшего пути на Ленинград, с Киевского шоссе. Проселочными дорогами пробрались они на север и ударили там, где их наши не ждали. Но прорвать советскую оборону сразу им не удалось. Держали оборону там ленинградские ополченцы. Сотнями падали замертво перед нашими позициями нацисты.
На дворе был июль, а затем наступил и август. Времени на прорыв Лужского рубежа враги потратили много, и время это было уже не вернуть. В середине августа им удалось прорвать нашу оборону и окружить советские части в Луге. Те наши бойцы, кто не потерял стойкости духа, вышли к своим или примкнули к партизанам.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ОГНЕВАЯ ТОЧКА (ДОТ) – оборонительное сооружение из бетона, железобетона, камня, брони. Оружием ДОТ могут быть пушки или пулеметы.
ДЕРЕВОЗЕМЛЯНАЯ ОГНЕВАЯ ТОЧКА (ДЗОТ) – сруб, закопанный в землю.
ТАНКОВАЯ ОГНЕВАЯ ТОЧКА (ТОТ) – закопанный танк или огневая точка, на которую установлена башня от танка.
Красногвардейский укрепрайон
После прорыва Лужского рубежа противник ринулся к Ленинграду, надеясь наверстать упущенное время. На подходе к городу врага ждала еще одна оборонительная линия – Красногвардейский укрепленный район. Его тоже строили ленинградские рабочие, студенты и старшеклассники. Оборону в долговременных огневых точках держали ленинградские добровольцы – бойцы Ленинградской армии народного ополчения. В ополчение брали добровольцев от 17 до 55 лет.
Положение под Ленинградом было очень тяжелое. На фронт шли даже те, кто мог бы совершать научные и другие открытия, преподавать и вообще сделать много полезного в жизни.
Красногвардейский укрепленный район обороняли специальные пулеметно-артиллерийские батальоны. В них были в основном молодые рабочие, студенты, аспиранты и даже старшеклассники, которые намеренно завышали в военкомате свой возраст, чтобы попасть в ополчение.
Таких батальонов было много. Почти все ополченцы, кто был в этих батальонах, погибли за Ленинград. В этой тетради мы расскажем об одном из них. Ополченцы 265-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона собирались и проходили начальную военную подготовку в институте физкультуры имени Лесгафта на нынешней улице Декабристов. В батальон вошли студенты института Лесгафта, студенты Ленинградской консерватории, актеры и солисты Кировского театра (ныне Мариинского театра) и старшеклассники 10-й средней школы.
Батальон выдвинулся из города и занял оборону на Таллинском шоссе в районе села Русско-Высоцкое. Здесь ленинградцы выкопали противотанковый ров, построили линии надолбов[1] и линию пушечных и пулеметных огневых точек из камня и бетона.
Но у защитников этой оборонительной линии не было тяжелой артиллерии, так что отражать атаки немцев они могли только огнем из ДОТ. Да и сами огневые точки были не очень большими и крепкими.
Именно здесь немцы обрушили на ополченцев свой главный удар. После артиллерийского и авиационного налета на наши позиции пошли танки, пехота, штурмовые группы с взрывчаткой и огнеметами. Целые сутки шел бой. У ополченцев заканчивались боеприпасы, часть огневых точек немцы уничтожили. На следующий день все было кончено – кто-то из ополченцев погиб, кто-то попал в плен. Лишь немногие сумели выйти из боя и добраться до своих. Бойцы отдельных гарнизонов отказались сдаваться в плен и подорвали себя вместе со своими небольшими огневыми точками.
Среди ополченцев этого батальона был один студент консерватории. Звали его Вениамин Фляйшман. Он был талантливым музыкантом, многообещающим молодым композитором. Великий советский композитор Дмитрий Шостакович выделял его среди своих учеников. Перед уходом в ополчение Вениамин оставил учителю партитуру[2] своей оперы «Скрипка Ротшильда». В бою под Русско-Высоцким Вениамин погиб. Шостакович бережно хранил партитуру много лет. Через двадцать лет после Победы он поставил эту оперу – в память о молодых талантливых ребятах, погибших на войне.
Боевые корабли Балтийского флота, пришвартованные в центре Ленинграда, действовали как зенитные батареи. Немцы применяли против города и наших кораблей и пикирующие бомбардировщики Ю-87.
С севера на Ленинград наступали финские войска. Большинство наших частей сражалось с немцами к югу от города, а на Карельском перешейке наших было мало. Финнам удалось прорвать нашу оборону и окружить три советских дивизии под Выборгом. Затем финны быстро вышли к Зеленогорску и Сестрорецку. Они перешли реку Сестру и остановились только перед ДОТами Карельского укрепленного района. После этого финны остановили наступление, в надежде дождаться, когда ленинградцы, не выдержав голода и осады, сами сдадут город. Немцы два раза настаивали на их дальнейшем наступлении, но оба раза финны ответили им отказом.
В годы блокады боевые корабли Краснознаменного Балтийского флота стояли в Ленинграде и стреляли по врагу. Огонь их пушек очень помог защитникам города. Многие моряки воевали на суше в морской пехоте.
Прорвав оборону у Русско-Высоцкого, немцы ворвались в Красное Село и Лигово. В Стрельне они захватили кольцо ленинградского трамвая. Они стояли у ворот города и видели купола и шпили соборов Ленинграда в бинокли. Именно отсюда, с юго-запада, враг начал обстреливать город из орудий. На жилые районы Автово и Кировский завод посыпался град снарядов. Били немцы и не разбирали, где военный завод, а где школа или детский сад.
Дом Советов на Московской площади. Фотография сделана немецким артиллеристом через стереотрубу.
Но совсем близко к городу врагу удалось подойти только на юго-западе, в районе Автово. Под Пушкиным и Колпино, на Пулковских высотах, наши бойцы их остановили. Среди них был командир 84-го отдельного танкового батальона майор Константин Ушаков – профессиональный военный, служивший в Красной армии более 20 лет. Воевал на финской войне и был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени. Он был очень хорошим танкистом. В 1941 году его тяжелые танки КВ наносили врагу смертоносные удары. Ушаков сам не раз ходил в атаку на своей боевой машине и лично подбил 10 немецких танков, уничтожил много пушек и солдат противника. В одном из боев в его танк попал тяжелый снаряд. Броню он не пробил, но тяжело контузил всех, кто находился в танке. Майор Ушаков потерял слух, но отказался от лечения в госпитале. В ноябре 1941 года Константин Ушаков был убит осколком – он не мог услышать звука подлетающего снаряда. Майор был с почестями похоронен в Ленинграде. Его боевые друзья обратились к командованию с просьбой переименовать их батальон в 84-й Ушаковский батальон в память о своем командире.