Крылом к крылу - Сергей Андреев
- Категория: Проза / О войне
- Название: Крылом к крылу
- Автор: Сергей Андреев
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сергей Павлович Андреев
Крылом к крылу
(воспоминания военного летчика, командира гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии)
В небесах мы летали одних.
Мы теряли друзей боевых.
Ну, а тем, кому выпало жить.
Надо помнить о них и дружить.
Е. ДолматовскийПредисловие
В передовой когорте борцов за свободу и счастье страны выступали в годы Великой Отечественной войны и наши советские соколы. Дружная, отважная семья летчиков, закаленная в горниле сражений, показала, на что способны люди, умы и сердца которых зажжены великими идеями Ленина, Коммунистической партии. И славу, добытую в боях, наши летчики ощущали как немеркнущую славу своей матери — Родины.
В книге «Крылом к крылу» показаны яркие примеры беззаветного служения Родине. Подвиги наших летчиков и их братьев по оружию — французских летчиков полка «Нормандия — Неман», проявленные в огне совместных боев с врагами, живут и сегодня.
Крепкую, теснейшую связь и сейчас держат наши летчики с французскими, членами ассоциации «Франция — СССР».
Советские летчики, у которых на фронтах войны французским авиаторам пришлось учиться коллективному бою, борются за мир, как и их талантливые ученики, летавшие с ними «крылом к крылу».
Не так давно возвратился из второй поездки по Францию бывший командир прославленного 18-го гвардейского истребительного полка, ныне генерал-майор авиации запаса Герой Советского Союза А. Е. Голубов. Наша делегация была радушно и приветливо встречена мэрами многих городов, в том числе и Парижа. Мэр столицы Ж. Гардье торжественно вручил нашим делегатам памятные серебряные медали, трижды обнял и поцеловал каждого.
До глубины души растрогали советских делегатов теплые встречи бывших летчиков полка «Нормандия — Неман», растрогали и свежие цветы, положенные заботливыми руками у подножья многочисленных памятников на могилах французских борцов Сопротивления, в числе которых были и советские воины, храбро сражавшиеся против немецких поработителей.
На наших глазах в годы Великой Отечественной войны французские летчики полка «Нормандия — Неман» самоотверженно и храбро дрались за правое дело. Я видел, как они всегда рвались вместе с нашими соколами в бой с фашистскими захватчиками.
В этой небольшой книжке, как солнце в капле воды, отразилась боевая дружба, сцементированная братской кровью героев в кровопролитных боях с гитлеровскими ордами, дружба двух великих народов — СССР и Франции. Ведь Москва и Париж — под одним небом.
Я знал лично и работал на фронте с генерал-майором С. П. Андреевым — бывшим командиром 3-й гвардейской Смоленской ордена Суворова II степени и Кутузова II степени бомбардировочной дивизии резерва Главного командования.
Его живые и правдивые воспоминания о людях и подвигах на войне, где человек встает во весь рост и проявляет всю свою натуру до дна, несомненно, привлекут внимание нашей замечательной молодежи и вдохновят ее на новые славные свершения во имя Родины, твердо шагающей к коммунизму.
Л. Богородецкий, бывший заместитель командующего 1-й воздушной армии, генерал-лейтенант авиации запасаДвадцать лет спустя
Громкий звонок в передней. За дверью смех и веселые голоса. Через мгновенье маленький коридорчик доотказа заполнен людьми в меховых куртках, модных гражданских пальто, в шинелях с темными следами недавно снятых погон. Гости. Это мои друзья — бывшие соратники-однополчане.
Сегодня мы собрались в моей квартире, в шутку назвав наш сбор вечером боевых воспоминаний. Он действительно такой и есть. Мы просидим до полуночи, перелистывая старые фронтовые альбомы и документы, будем рассматривать пожелтевшие от времени фотографии.
Объектив фотоаппарата сохранил для нас лица боевых друзей — славных отважных летчиков, вместе с которыми мы крылом к крылу боролись и побеждали ненавистного врага. В этот вечер мы будем говорить о подвигах и доблести, о славе людей — героев Великой Отечественной войны.
Время не очень посчиталось с нами. На каждом из нас лежат его разрушительные следы. Но мы не хотим сдаваться и не сдаемся старости. В конце стола, уютно примостившись в кресле, спокойно беседует с соседом Василий Иванович Дымченко. Я вспоминаю, как выглядел этот богатырь-украинец ровно двадцать лет назад. В те дни, казалось, никакая сила не справится с буйной молодостью командира полка. Сейчас Василий Иванович постарел, виски посеребрила седина, глубокие полосы пробороздили широкий лоб. Но окаймленные лучиками карие глаза по-прежнему смотрят молодо, задорно. И смеется подполковник по-старому — заразительно, весело.
Старше стали и остальные — тогда совсем зеленая молодежь — буйная и неудержная комсомолия, воспитанная на героической романтике гражданской войны.
— Стареем, хлопцы! — шутя говорю я, обращаясь сразу ко всем.
— Не мы стареем, а взрослеет вокруг нас молодежь, мой генерал! — отшучивается Дымченко.
Добавочка «мой генерал» у Василия Ивановича осталась с 1943 года от близкого общения с летчиками эскадрильи «Нормандия». Молодые французы принимали в его полку боевое крещение на советском фронте. Летчики Дымченко были первыми учителями французов, учили их искусству побеждать в очень сложных для них условиях русского фронта. Именно здесь зародилось проверенное в огне сражении содружество летчиков советской бомбардировочной авиации и французских летчиков-истребителей.
Мы свято храним эту фронтовую дружбу, помним имена французских друзей, вместе с которыми мы, советские солдаты, сражались на полях Великой Отечественной войны против гитлеровских захватчиков не только за свою страну, но и за свободу прекрасной Франции, за ее великий народ. Пусть сейчас нас и наших друзей разделяют многие километры, мы продолжаем держать крепкую связь друг с другом через общество «СССР — Франция» в Москве.
Вот почему в этот вечер мы так много говорим о наших друзьях — патриотах многострадальной Франции, проданной в те дни своим правительством, но не покорившейся захватчикам. Они незримо присутствуют здесь, вместе с нами, — люди чистой совести и великого подвига во славу своей родины. Мы вспоминаем сегодня живых и тех, кто отдал свои молодые жизни за честь и независимость Отечества. А вспоминать нам было о чем.
Командир полка бомбардировщиков
Серенький январский денек. Низкая облачность и возможность встречи с «заблудившимся» в облаках «мессершмиттом» заставляет вести самолет на небольшой высоте. Сделав круг над лесом, «ПО-2» идет на посадку. Короткий толчок при соприкосновении с землей, и, взметая шлейф поземки, самолет бежит по взлетно-посадочной полосе полевого аэродрома. Здесь хозяйство Василия Ивановича Дымченко — командира полка бомбардировщиков.
Подруливаем к опушке леса. Поставив машину в укрытие (капонир), направляемся по утоптанной тропке к небольшому домику, где располагается КП полка. Навстречу нам быстрыми шагами идут трое. Впереди майор Дымченко — плотный, широкоплечий человек со следами ожогов на лице. Рядом с ним его замполит майор Петров и начальник штаба подполковник Кулин.
Этих людей я знаю давно. Мне не раз приходилось бывать у них на полевых аэродромах и в полках. Но тогда я прилетал как представитель штаба воздушной армии. Сегодня же они принимают меня как командира дивизии — своего непосредственного начальника.
На аэродроме идет обычная фронтовая жизнь. В укрытиях у самолетов суетятся техники и летчики. Идет осмотр самолетов. Рядом оружейники снимают с автомашин длинные тяжелые бомбы и подвешивают их в люки. Часть готовится к боевому вылету. Время от времени со взлетно-посадочной полосы в зимнее небо взмывают самолеты-разведчики. Сделав круг над перелеском, они уносятся на запад.
Приняв от Дымченко рапорт, вместе с ним и Петровым направляемся к местам стоянки самолетов. С того времени, как я последний раз был у Дымченко, состав летчиков в его полку изменился. Одни перешли в другие части на повышение, другие попали в госпитали, третьи пали в боях смертью храбрых. На смену им пришли новые люди, и мне хотелось познакомиться с ними непосредственно у самолетов.
В небольшой просеке, в капонире, самолет капитана Гришина.
Гришин — командир эскадрильи, один из лучших летчиков дивизии. Мы встретили его у самолета. В черной меховой куртке и сдвинутой на затылок шапке-ушанке он вместе с техниками проверял готовность машины к полету.
Заметив нас, капитан вытер руки, подошел и, отчеканивая слова, доложил о том, что эскадрилья готовится к выполнению очередного задания.
О том, что полку предстоит налет на железнодорожную станцию, я узнал от прежнего командира дивизии генерала Владимира Алексеевича Ушакова и сейчас наблюдал, как личный состав полка готовится к выполнению сложной боевой задачи.