Русский изразец - И. И. Сергеенко
- Категория: Изобразительное искусство, фотография / Гиды, путеводители
- Название: Русский изразец
- Автор: И. И. Сергеенко
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
И. И. Сергеенко
Русский изразец
РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ
Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музеяTreasures of the Order of Lenin State History MuseumRUSSIAN TILES
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОРДЕНА ЛЕНИНА
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Русский изразецRussian TilesTHE ORDER OF LENINSTATE HISTORYMUSEUMИскусство керамики - одно из древнейших достижений человеческой культуры. История керамики насчитывает тысячелетия и охватывает самые разнообразные изделия: от грубого тяжелого кирпича до легкой фарфоровой чашки. Достойное место в ней занимает искусство русского изразца.
Государственный Исторический музей обладает крупной коллекцией русских изразцов, насчитывающей около семи с половиной тысяч предметов. Изразец - одна из разновидностей облицовочной керамики, применявшейся в архитектуре и в украшении интерьера. На обратной стороне имеет румпу, т. е. глиняную коробку, с помощью которой изразец крепится к кладке стены или печи.
Каждая эпоха накладывала свои особенности на орнамент изразца. Общим всегда оставались материал - глина; техника изготовления - формовка, сушка, обжиг; для поливных изразцов - последующее покрытие их глазурью или эмалями; роспись керамическими красками и повторный обжиг. Местами возникновения производства керамического облицовочного материала в древней Руси являлись Гончарные слободы в посадах крупных городов и большие монастыри. Одним из крупнейших центров изразцового производства с давних пор была Москва. Началом изразцового производства можно считать появление в XV веке терракотовых плит с рельефным рисунком. Они заменили во внешнем декоре белокаменную резьбу, трудоемкую в обработке. Украшения из плит в виде поясов и фризов вполне соответствовали развивающемуся кирпичному строительству. Орнамент фризов состоял чаще всего из растительных мотивов и реже из изображений животных. Для полной имитации белого камня терракотовые плиты забеливались. Совсем другого назначения были рельефные красные изразцы XVI века. Изготовлялись они из красной природной глины, лишь слегка обработанной. Лицевая часть оттискивалась в деревянных формах. Румпа наращивалась на изразец с помощью вращающегося гончарного круга или лепилась из специально приготовленных пластов. Печь из красных изразцов белилась, поэтому часть их имеет на лицевой стороне остатки побелки. До наших дней ни одной печи, сложенной из красных изразцов, не сохранилось, и о форме их можно судить только по исполненным реконструкциям. Изображения на изразцах - растительного характера, выполнены двойной веревочкой, так называемой „плетенкой", или сюжетные. Сюжеты выбирались сложные, иногда занимательные, часто драматические. Это - защита и осада крепостей, воины пешие и конные, походы Александра Македонского, фантастические единороги, многоголовые гидры и многое другое. Манера исполнения изображений обобщенно-условная. С помощью деревянных форм изображения многократно повторялись. Почти полное отсутствие в коллекции целых изразцов, их фрагментарность объясняются тем, что красные изразцы встречаются лишь при археологических раскопках и строительных работах. Дальнейшим этапом в развитии изразцового искусства было применение глазури. Изразцы, покрытые зеленой глазурью, известны с конца XV века в Пскове. В московских памятниках цветная глазурь на изразцах встречается с середины XVI века. С середины XVII века изразцы, покрытые зеленой глазурью, получают широкое, хотя и кратковременное распространение под названием «муравленых». Поначалу рисунок на них повторял изображения красных изразцов. Но постепенно круг сюжетов расширился, простая рамка превратилась в орнаментальную, а в центре появились изображения птиц, цветов, ваз. Сам изразец увеличился в размерах.
Но подлинного расцвета русское изразцовое искусство достигает во второй половине XVII века с появлением цветных эмалей. В 1654 году в Валдайском Святозер-ском монастыре патриархом Никоном, человеком умным и начитанным, была создана изразцовая мастерская. Ее мастера-иноземцы, беглецы «из-за польского рубежа» Степан Иванов - сын Полубеса, Самошка Григорьев, Игнат Максимов, принесли с собой формы, сюжеты, характерные для западноевропейского искусства, давшие новое направление в русском производстве. В мастерской начинается изготовление изразцов на «фряжский», т. е. иностранный, манер, расцвеченных эмалями или покрытых зеленой глазурью. Через четыре года часть лучших мастеров была переведена в город Истру для создания изразцового декора во вновь строящемся здесь Ново-Иерусалимском монастыре. Из-за литовской границы был выписан мастер Петр Иванович Заборский - „золотых, серебряных и медных, и ценинных дел и всяких рукодельных хитростей изрядный изыскатель". Кроме плоских изразцов здесь стали делать целые архитектурные детали - части карнизов, колонны, порталы, иконостасы, наличники. Это стало одним из главных достижений истринских мастеров. В 1666 году в связи с осуждением и ссылкой Никона мастера из Истры переводятся в Оружейную палату. С этого времени центром изразцового производства становится Москва. „Фряжские" изразцы постепенно начинают изготавливаться мастерами Гончарной слободы, которые вводили в рисунок изразцов свои традиционные мотивы - птиц-сиринов, орлов, львов и т. д. Вскоре стало невозможным отличить изразцы, сделанные известными мастерами Оружейной палаты, от работ местных гончаров. Одновременно на периферии - в Ярославле, Вологде, Костроме, на Севере и в других местах также возникают производства изразцов со своими особенностями.
Применялись изразцы этого времени на дворцовых и общественных зданиях, культовых постройках, домах особо влиятельных лиц в виде отдельных вставок, изразцовых карнизов и наличников, ордерных форм. Для того, чтобы орнамент был виден с дальнего расстояния, рисунок на изразцах делали крупным, с высоким рельефом, размещая его часто на нескольких изразцах. Для фона чаще всего использовали зеленую и синюю эмаль; выступающие части для большего выявления рельефа покрывали белой, желтой и прозрачной эмалью, сквозь которую часто просвечивал красный черепок, образующий рыже-коричневый цвет. На матовой кирпичной стене в лучах солнца изразцы сверкали как драгоценные камни.
Используя определенные наборы изразцов, мастера создали очень разнообразные композиции из них: растительно-геометрические орнаменты, птицы в различных поворотах и положениях среди стеблей; композиции из завитков и растений; цветы в вазе - тюльпаны, гвоздики, лилии; плоды - ананасы, груши, яблоки. Красочным было убранство здания Земского приказа, построенного в 1690-е годы в Москве на Красной площади (с 1875 года на месте его находится здание теперешнего Государственного Исторического музея). Его фасад украшали изразцовые фризы, колонны, наличники, карнизы, керамические вставки с изображением двуглавого орла.
Композиция из 4-х изразцов, украшавшая церковь Козьмы и Демьяна в Садовниках (1687 год), состоит из изображений разнообразных фруктов и плодов и сидящей на них птицы. И все это расположено как бы на белых полотенцах.
Подбор изразцов в облицовке церкви Стефана за Яузой (1686 год) отличается разнообразием рисунка и чистыми тонами поливы. Фриз был выполнен изразцами со спирально изогнутыми листьями. Вставки в кирпичных ширинках состояли из 9-ти изразцов изящного рисунка - пышного цветка с плодами в желтом кувшинчике.
Уникальна необычностью, сложностью исполнения монументальная фигура апостола Луки с евангелием в руке, выполненная в полный рост. В свое время она украшала крыльцо собора Данилова монастыря в Москве. Подобные фигуры сохранились в Москве в барабане церкви Успения в Гончарах. Благодаря насыщенности керамических облицовок цветом, сооружения, украшенные ими, резко выделялись среди низких деревянных жилых застроек и этим самым подчеркивалось их государственное и общественное значение.
В царских и боярских хоромах, в государственных