Философия и социология гуманитарных наук - Валентин Николаевич Волошинов
- Категория: Научные и научно-популярные книги / Науки: разное
- Название: Философия и социология гуманитарных наук
- Автор: Валентин Николаевич Волошинов
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Валентин Волошинов.
ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
•
Научное издание
Для научных библиотек
Круг Бахтина
Вступительная статья доктора филологических наук Н.Л. Васильева
Составление, редакция, библиография, примечания и указатели Д.А. Юнова
•
СПб.: Аста-пресс ltd, 1995. – 388 с.
Сдано в набор 20.04.94.
Подписано в печать 17.03.95.
Тираж 4.030 экз.
Н.Л. Васильев.
В.Н. ВОЛОШИНОВ
Биографический очерк
Имя В.Н. Волошинова воскресло из небытия в связи с колоссальным вниманием к личности и наследию М.М. Бахтина – и едва ли не последнему обязано своей сегодняшней известностью, воспринимаясь нередко как alter ego самого Бахтина. Между тем Волошинов был вполне реальным человеком, а не мифологемой, и его гражданский облик, труды, судьба представляют интерес вне зависимости от фигуры Бахтина. Попытаемся обобщить то немногое, что известно на сегодняшний день об этом человеке.
I
Валентин Николаевич Волошинов родился 18 (30) июня 1895 г. в Петербурге в семье присяжного поверенного (адвоката) – отставного коллежского асессора Николая Александровича Волошинова и его жены Лидии Валерьяновны[1]. По словам М. Бахтина, Н.А. Волошинов «был другом Вячеслава Иванова» – и через посредство младшего Волошинова сам он познакомился с В.И. Ивановым на одном из литературных вечеров «еще в Ленинграде» (вероятно, в 1924 г.)[2].
В 1904 г. Волошинов поступил в 12-ю городскую гимназию, где учился в течение 9 лет[3]. С 1913 г. Волошинов – студент юридического факультета Петербургского университета. Об этом периоде его жизни известно лишь то, что он всерьез увлекался музыкой и в год поступления в университет опубликовал свои первые музыкальные произведения. В 1917 г., являясь студентом 3 курса, Волошинов был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и некоторое время работал учителем[4]. В 1918 г. стал председателем Исполкома сотрудников Петроградского окружного народного суда (просуществовавшего около года) и заведующим канцелярией уголовного отдела[5].
В начале 1919 г. Волошинов переехал в Невель, в прошлом уездный город Витебской губернии (ныне Псковской области), куда в годы гражданской войны потянулись многие петербуржцы, привлеченные сравнительной дешевизной жизни и благоприятными природными условиями этого региона. Здесь Волошинов встретил своего друга с гимназических лет Б. М Зубакина, познакомился с М. Бахтиным, сблизился с М.И. Каганом, Л.В. Пумпянским, М.В. Юдиной[6]. В первое время Волошинов работал в Чупровской волости Невельского уезда, руководя отделом внешкольного образования. Затем стал заведовать музыкальной секцией в Невельском отделе народного образования и одновременно заниматься педагогической деятельностью – в музыкальной школе (по классу рояля) и в Единой трудовой школе 2-й ступени, где вел в старших классах историю литературы (там же с августа 1918 г. работал преподавателем истории, социологии и русского языка Бахтин)[7].
В 1921 г. Волошинов переселился в Витебск (ныне областной город Республики Беларусь). Здесь он возглавил музыкальный отдел Витгубполитпросвета, стал заместителем заведующего подотделом искусств губернского отдела народного образования (вероятно, под началом П.Н. Медведева, с которым Волошинов мог быть знаком по учебе в Петербургском университете[8]), организовал коллектив артистов камерного ансамбля, получившего большую популярность[9]. Помимо этого преподавал историю драматургии, театра, костюма и внешнего быта в Школе сценического искусства при Витебской консерватории и эстетику в школьном театре при отделе народного образования. Читал в различных аудиториях лекции по истории русской и античной литературы, музыки, общей истории культуры[10].
Связи Волошинова с витебской интеллигенцией и партийно-советской номенклатурой способствовали вживанию в культурную жизнь города и самого Бахтина, перебравшегося в Витебск летом – осенью 1920 г. С помощью Волошинова и Медведева ему удалось устроиться на работу в местный педагогический институт и консерваторию, читать лекции в Высшем институте народного образования[11]. Преподавательская деятельность Бахтина в Витебской консерватории (он вел курс истории и философии музыки), по-видимому, стимулировалась тесным общением с Волошиновым, чьи музыкальные интересы носили профессиональный характер.
В витебский период Бахтин и Волошинов жили какое-то время вместе, снимая комнату в доме врача О.Л. Алексеевской (Малченко)[12], что было вызвано не только их духовной потребностью друг в друге, но и обострением болезни Бахтина (полиомиелит) – необходимостью в связи с этим ухода за ним[13]. Здесь Волошинов познакомился с дочерью хозяина дома – Ниной Аркадьевной, ставшей вскоре его женой[14]. Обрел подругу жизни в Витебске и Бахтин: ею стала Е.А. Околович, квартировавшая в том же доме (свадьба последних состоялась в июле 1921 г.)[15].
Из воспоминаний слушательницы лекций Бахтина Р.М. Миркиной известно следующее:
«Жили Бахтины на Смоленской улице (д. 61. – Н.В.) в квартире врача Алексеевской. Их небольшая комната с окнами, выходящими во двор, была обставлена весьма скудно <…>. На одной из стен не то с желтоватыми, не то с зеленоватыми обоями мелким почерком были написаны следующие строки:
Здесь жил поэт и философ
В суровые зимние дни.
И много проклятых вопросов
Решали в то время они.
Автором стихов был Валентин Николаевич Волошинов, зять Алексеевской, сосед по квартире и приятель Михаила Михалыча»[16].
Имя Волошинова постоянно фигурирует в письмах Бахтина к М.И. Кагану (март 1921 – январь 1922 г.)[17]. Сохранился отрывок из письма самого Волошинова к М.И. Кагану (осень 1921 г.), на основе чего можно судить о творческой жизни Волошинова в витебский период и о том, что связывало молодых людей:
«(…) На днях прочитал книжку „Освальд Шпенглер и Закат Европы“ со статьями Степуна, Франка и др. Статьи эти не произвели на меня впечатления особенно блестящих, но сама книга Шпенглера меня крайне заинтересовала. Читал ли ты ее в подлиннике? Если да, то мне крайне хотелось бы узнать твое мнение о ней. Посылаю тебе журнал „Искусство“ с моей статьей о Бетховене и стихотворением памяти Блока. Думаю, что ты не откажешь указать мне на недостатки моих первых печатных работ. Предшествующий (№ 3) „Искусства“ я не посылаю, т.к. мне кажется, что помещенная там моя статья о Мусоргском менее интересна. Недели полторы тому назад получил от Бориса Михайловича (Зубакина. – Н.В.) письмо из Смоленска. <…> Вот было бы хорошо, если б мы все – ты, Мих. Мих., Бор. Мих. и я