Том 5. Стихотворения 1941-1945. Статьи - Демьян Бедный
- Категория: Поэзия, Драматургия / Поэзия
- Название: Том 5. Стихотворения 1941-1945. Статьи
- Автор: Демьян Бедный
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Демьян Бедный
Собрание сочинений в пяти томах
Том 5. Стихотворения 1941–1945. Статьи
1941
Степан Завгородний*
Героическим бойцам, защищающим наш великий Советский Союз, украинскому народу и всей моей украинской родне посвящаю эту повесть.
Подлинные факты, приведенные в первой и второй частях этой повести, взяты из книги приват-доцента Александра Вилкова «С немцами по России», Варшава, 1912 г. Описание продолжавшейся с 25 мая по 10 июня 1912 г. экскурсии по России большой группы немцев.
Я, конечно, не стану отрицать, что многие из немцев желали бы отодвинуть Русь за Волгу и Урал, я не однажды слышал это из уст очень интеллигентных немецких людей – писателей, журналистов.
М. Горький (см. «Красный архив», т. 45).Почва средней и южной России, в особенности знаменитая черноземная полоса (insonderheit das berahmte, Schwarzerdegebiei), значительно плодороднее, чем почва германской империи.
(Рудольф Мартин. «Будущность России».)На чужой каравай рта не разевай: по зубам получишь.
(Русская народная пословица.)Часть первая
Жрать! жрать! жрать!
Все это было в точностиИ все запротоколено,О чем в начале повестиРассказ я поведу.И время тоже точное,Былое, досоветское:Все в девятьсот двенадцатомСлучилося году.Жандармами усатымиС глазами тупо-рачьимиПросмотрены, проверены,Из поезда из прусскогоНа пограничной станцииСошедши на перрон,В буфет для чистой публикиТолпою стоголовою,Как шумный эскадрон,Ввалились немцы тощие,Подтянутые, чванные,Все сто, как на подбор –С военной прусской выправкой,Лишь касок не хватало им,Недоставало шпор.На стойку на буфетнуюОни – все сто – накинулись,Вплотную к ней придвинулись,Всю выставку съедобную,И пышную и сдобную,В пучину стоутробнуюЗаглатывая сплошь, –Жевали, сочно чавкали,Давились бутербродамиСо всякой вкусной всячинкой,Особенно со свежею,Лежавшей влажной горкою,Зернистого икоркою.«Еще з икра, пажалюйста!..Мит кавьяр, битте нох!»Икре они, разнежившись,Чуть не кричали «гох!»Разморенные русскоюОбильною закускоюИ – особливо ходкою –Казенной русской водкою,Назад пошли – шаталися,В вагонах отдувалися:«Закузка зер карош!»В Варшаве немцы шустрые.Пока вагоны прусскиеМенялися на русские,Подзакусили тож, –Подзакусив, немедленноПо городу рассыпались,Рассыпались, понюхали,К герр-консулу немецкомуНа пять минут наведались.Герр-консул знал заранееПрямое их задание,Их подлинную роль.Он им сказал напутственно:«Наш долг…» «Исполним в точности!»«Ди унзре пфлихьт…» «Яволь!»
От царского правительстваК туристам любознательнымПриставлен был «беглейтером»,То-бишь, сопровождающим,Прямою связью связанныйС жандармским отделением,Мужчина представительный,Пред немцами почтительный,Знаток трех языков,Махрово-монархический –Приват-доцент Вилков.Был дан Вилкову списочек,В котором точно значилось,Что гости – немцы видные,Почтенные, солидные,Чины-администраторы,Средь них есть губернаторы,Регирунгсраты важные,Ландраты, полицмейстеры,Судебные чины,Директора, советникиРазличных департаментов,А также и ученыеБольшой величины,Наук экономических.Наук агрономическихБольшие знатоки.Цель этой всей экскурсии –Прогулка двухнедельная,Однакож не бездельная,А с мыслью основной,С желанием естественнымПоближе ознакомитьсяС соседнею, великоюСлавянскою страной.
Нюх потеряв критический,Вилков, сопровождающий,Держась традиционного,Штампованно-казенного,Одобренного мненияНасчет высокой честностиПочтеннейших гостей,Не видел, а и видевши,Тож не придал значения,С чего бы это штатскиеОсобы, не военные,А, проезжая Брест,На крепость брест-литовскую,На лагери солдатскиеВсе гости до единогоГлаза усердно пялили,Привскакивая с мест,Иные же пустилисяБиноклями обшариватьДороги и тропиночки,Пригорки и ложбиночки,Лежавшие окрест.При этом всем, однакоже,Буфет вокзальный немцамиБыл осажден и тут.Вагоны вновь загрохали,Пред сном все немцы охали:«Закузка рузкий… гут!»В дороге за ночь выспавшись,Наутро очутилисяТуристы наши в Киеве.Таков их был маршрут.Устроились в гостинице,Где местные встречатели,Казенные врали,Гостей кормили завтракомНа денежки народные:Ешь, брюхо завали!Отсюда на извозчиках,В пролетках перекошенных,Облупленных, ободранных,С железным звоном, грохотом,По рытвинам, колдобинам,По выбитым камнямТуристы-немцы, крякая,От непривычки охая,– Раз гость, терпи, не злись! –До лавры до прославленной,До крепости монашеской,За часик добрались.Их встретил всех приветливо,Рукою белой, пухлоюНаперсный гладя крест,Монах слащаво-благостный,Сановный сибарит,Печерско-лаврский, стало быть.Отец-архимандрит.С ним гости любопытныеВсе темные и душныеПещеры обошли.На свежий воздух выбравшись,О чем-то с переглядкоюХихикая украдкою,Жужжали, как шмели.Пред ними – Днепр серебряный,За ним – просторы синие,Леса, поля бескрайныеРаскинулись вдали.Отсюда с подобающимК туристам уважением,С умильным выражениемНа лике сладком, тающемОтец-архимандритПовел гостей в гостиницу –Не в грязную, народную,А в чистую, «дворянскую»,Где был для них уж праздничноОгромный стол накрыт.За выдержанно-постную,За икряную, рыбную,Грибную и фруктовуюМонашескую снедь,За сахарно-цукатныеЗа сладости плодовые,За нежно-ароматныеЗа соты за медовые,За квас хмельной, разымчивый,За крепкие наливочки,Вишневочки, сливяночки,За вкусные селяночкиКазенно-провожатомуВилкову тароватомуУж не пришлось краснеть.У разварной стерлядочки,У балыка, севрюжины,Икры – не меньше дюжиныОтборнейших сортов! –Все немцы осовевшие,Как будто год не евшие,Пыхтели час, не менее.Особое умение!Сказать по справедливости,Старались без стыдливости:Ешь, пей, коли дают, –Из-за стола стыдливыеГолодными встают.Пилося немцам, елосяНа славу, да имелосяК тому еще в виду,Что к вечеру от городаВ их честь банкет готовитсяС оркестром симфоническимИ ужином отменнейшимВ великолепном киевском«Купеческом» саду.
Со всякой точки зренияОн стоил одобрения,Невиданно-диковинный –Другого слова нет! –Банкет, организованныйКрасноречиво-лаковым«Градским главою» Дьяковым.Да, это был банкет!Но мне его в подробностяхОписывать охоты нет:У самого, мне боязно,Вдруг слюнки потекут.Недаром поздно, за полночь,Когда в утробах вспученныхУ них, едой измученных,Плескалося, варилося,Черт знает что творилося,Гостями сонно-вялымиУже под одеяламиНе то что говорилося,А бесперечь икалося,Утробно выкликалося:«Зак… кузка… рузкий… гут!!»
Весь день второй естественнымБыл продолженьем первого:Приятные слова,Серьезное, курьезное,Диковинно-забавное,И то и се, а главное –Жратва, жратва, жратва!Зашли в собор Софиевский,Зашли в собор Владимирский,А в самую жаруНа флагами расцвеченномКолесном пароходикеОпять с банкетом, с музыкой,С застольным красноречиемКатались по Днепру.Наевшися, напившися,Банкетных слов наслушавшись,Туристы стали спрашиватьВилкова с нетерпением:«Не опоздаем к поезду?»Вилков ответил вежливо:«Да, на вокзал пора,Переночуем в поезде.И завтра же с утраСогласно расписаниюИ вашему желаниюКрестьянские показаныВам будут хутора».
Часть вторая