Душевный лекарь. О перенесении скорбей - Дмитрий Семеник
- Категория: Разная литература / Цитаты из афоризмов
- Название: Душевный лекарь. О перенесении скорбей
- Автор: Дмитрий Семеник
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Душевный лекарь. О перенесении скорбей
Составитель Дмитрий Семеник
Скорби, уныние
Для чего нужны скорби?
Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
(Втор. 4, 30).
Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему.
(Иудифь, 8, 27).
Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его.
(Прем. 2, 19).
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
(Иак. 1, 12).
Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает.
(Рим. 5, 3–5).
Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
(2 Кор. 4, 16–17).
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени.
(Евр. 12, 11–12).
На то и щука, чтоб карась не дремал.
Без муки нет и науки.
Намучишься, так и научишься.
Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.
Золото не золото, не побывав под молотом.
Русские пословицы.
Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается чрез страдание и печаль.
Преподобный Фалассий (VII век).
Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783).
Если и явные недостатки не так удобно бывают нами замечаемы, то тем более помышления; а мы, не зная большей части кроющегося в нас зла, смущаемся постигающими нас скорбями. Познаем же как разумные, что Господь для пользы нашей попускает на нас скорби, и делает нам чрез то много добра.
Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге; того же, кто забывает о Боге соразмерно с тем огорчает.
Смотри на исход всякой невольной скорби, и найдешь в ней отъятие грехов.
Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)
Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.
Скорбь – учительница любомудрия и мать благочестия.
Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь.
Святитель Иоанн Златоуст († 407).
Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
Бывает же это и для того, чтобы она (душа) показала себя: истинно ли она любит Бога, тем, что терпеливо переносит всякую скорбь и до конца остается твердой в надежде, в незыблемой вере ожидая освобождения.
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях: ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости, к страсти самой ядовитой и пагубной между страстями; ими выводится служитель Божий из напыщенного, неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца.
Иаков, архиепископ Нижегородский (1792–1850).
Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей.
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).
Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
За грехи что-нибудь должно терпеть; если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей жизни скорби очень ужасны.
Скорби – добрый знак; показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911).
Неудобства в здешней жизни некоторым образом необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если всё сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких ограничений?
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).
Когда бьёт Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то.
Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, – вот что делает:
Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.
Облечься в заслуги Спасителя, значит – облечься в Его страдания; но как это возможно без собственных страданий? Те, которые Христовы, – т е. те, кои усвоили себе все Христово, – распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Человек – самолюбив и любит другого больше потому, что тот ему нужен. Эта слабость у человека часто простирается и на всё религиозное, святое, чтобы он любил Бога от всего сердца и от всей души (Ср.: Лк. 10, 27), дайте ему почувствовать всю нужду в Нем; поражайте его – держите его в чувстве постоянной зависимости от Него, в чувстве его совершенной нищеты – и тогда он будет обращаться к Богу; и искренно и пламенно оно (обращение) будет.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Невозможно приблизиться к Богу без скорби.
Как близки между собой веки (на глазах), так искушения близки к людям; и Бог предустроил сие премудро для пользы твоей, чтобы ты постоянно ударял в дверь Его, чтобы страхом скорбного всевалось памятование о Нем в уме твоем, чтобы к Нему приближался ты в молитвах, и освящалось сердце твое непрестанным памятованием о Нем. И когда будешь умолять, услышит тебя; и уразумеешь, что избавляющий тебя есть Бог, и познаешь Создавшего тебя, Промышляющего о тебе, Хранящего тебя, и Сотворившего для тебя два мира: один – как временного учителя и наставника, другой – как отеческий дом и вечное наследие.
Невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину, потому что человек не может сам собою, без благодати Христовой, сподобиться сего величия, т. е. за божественные сии труды войти в искушение – и возрадоваться.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).
Если человек не будет оставлен и побежден и обладан, поработившись всякой страсти и помыслу, и духом побеждаем, не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога, ни от иного кого, от чего он приходит почти в отчаяние, будучи искушаем отовсюду, то он не может придти в сокрушение духа, счесть себя меньшим всех, последнейшим и рабом всех, неключимейшим самих бесов, как мучимого и побеждаемого ими. Это – попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им всё…